- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Третий из Японии
К лету 2014 года японская Suntory Holdings Ltd закроет сделку по приобретению американской компании Beam Inc., известной одноименным бурбоном. Об этом стало известно 13 января: Suntory предложила владельцам Jim Beam $16 млрд. — на четверть больше рыночной капитализации компании. $13,6 млрд. японцы заплатят за ее акции, еще $2,4 млрд. пойдут на погашение долга Beam. Инвесторы отнеслись к сделке с оптимизмом: если в пятницу 10 января торги по Beam Inc. закрылись на уровне $66,97 за акцию, то в понедельник, после сообщения о покупке, выросли до $83,5.
Сделка дает Suntory несколько ключевых преимуществ. Во-первых, помимо бурбона, давшего название компании, продуктовая линейка японцев пополнится такими брендами, как Maker's Mark, Courvoisier и Sauza. Во-вторых, компания получит в свое распоряжение транснациональную сеть дистрибуции Beam Inc. В-третьих, Suntory становится третьим по величине игроком мирового рынка крепкого премиального алкоголя после Diageo и Pernod Ricard.
Менее упоминаемым, но важным следствием стал тот факт, что нынешняя сделка станет последним значимым M&A-соглашением на мировом алкогольном рынке как минимум на ближайшие год-два.
Бурбон ожидания
О том, что Beam готовится к продаже, поговаривали с 2011 года. До этого компания была подразделением холдинга Fortune Brands. Среди направлений его деятельности, помимо алкоголя, были мячи и аксессуары для гольфа (бренд Titleist) и продукция для дома (бренды Moen и MasterBrand Cabinets). Но дела у компании шли не слишком хорошо (в основном из-за отставания в освоении новых рынков), и после того как среди инвесторов Fortune Brands появился хедж-фонд Pershing Square Capital Management Билла Экмана, последний настоял на разделении бизнеса. В октябре 2011-го компания провела реорганизацию, выделив Beam Inc. в отдельное подразделение. Компании это пошло на пользу: с тех пор и до момента продажи ее капитализация выросла на 24%.
После приобретения Beam автономии аналитики считали, что ее может купить Diageo. Но крупнейший игрок рынка премиального крепкого алкоголя не спешил с приобретением — такое пополнение портфеля могло сделать его уязвимым перед антимонопольными органами США. Компания вряд ли получила бы разрешение на покупку новых премиальных брендов. Что же касается портфеля Suntory, то его позиции никак не пересекаются с ассортиментом американской компании. Японские сорта виски Yamazaki, Hakushu, Hibiki, Kakubin и шотландское Bowmore Scotch, а также ликер Midori без каких-либо вопросов со стороны антимонопольного законодательства могут быть дополнены бурбонами Jim Beam и Maker's Mark, коньяком Courvoisier и текилой Sauza.
Покупка Beam принесет Suntory еще одно преимущество. Дело в том, что последние годы внутренний рынок Японии рос от силы на 3% в год, при этом почти 80% прибыли Suntory давали продажи именно в Японии. Теперь годовой объем продаж японской компании достигнет $4,3 млрд. — Suntory получит сеть дистрибуции не только в США, но и на ключевых развивающихся рынках — в Индии, России и Китае. Рынках, которые сейчас более всего привлекают японских игроков: по словам Тревора Стирлинга, аналитика Bernstein Research, все японские производители фокусируются на росте вне страны. Причем в приоритете у большинства — самый динамичный Азиатско-Тихоокеанский регион.
Расширение географии продаж требует от японской компании опыта в управлении международными активами. Такая экспертиза как раз есть у команды Beam. Вероятно, именно поэтому новый собственник не собирается менять менеджмент американской компании и локацию — вести дела Beam по-прежнему будет из своей штаб-квартиры вблизи Чикаго.
В самой Beam сделку оценивают очень оптимистично. "Это захватывающее развитие, которое обеспечивает значительную ценность для наших акционеров и создает еще более сильную глобальную компанию с отличной платформой для будущего роста", — заявил "Инвестгазете" Кларксон Хайн, старший вице-президент по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью Beam. Не преминув заявить, что объединенная компания займет третью позицию в премиальном сегменте мирового рынка крепких спиртных напитков "с динамичным портфелем ключевых категорий".
Посреди доступной роскоши
Продажи крепкого премиального алкоголя в мире последние несколько лет растут, несмотря на экономические проблемы и падение покупательной способности. Дело в том, что изменилась модель потребления продукта — из пабов и ресторанов потребители перебрались домой, экономя "на атмосфере" питейных заведений, люди все равно не переходят на более дешевый алкоголь, поскольку именно премиальные напитки сейчас попадают в категорию "доступной роскоши". Особенно ярко этот тренд проявляется в Европе. Растущий интерес к продукту со стороны потребителей стимулирует консолидацию отрасли: локальные компании стремятся выходить на новые рынки и наращивать капитализацию. А дорогая иена как раз и позволяет японским игрокам выгодно скупать зарубежных производителей.
Впрочем, активно проявлять себя на глобальной арене Suntory начала еще в 2009 году. Тогда это касалось направления безалкогольных напитков: она купила за 2,6 млрд. евро Orangina Schweppes Group у фондов Blackstone Group LP и Lion Capital LLP. Orangina на тот момент занимала 15-ю позицию на мировом рынке безалкогольных напитков. Ее покупка обеспечивала Suntory прочную основу для безалкогольного бизнеса в Европе. После этой сделки производитель планировал консолидировать свои безалкогольные напитки и пищевой бизнес. В результате акции Suntory Beverage & Food (портфель брендов которой представлен в Японии, Европе, Океании, Азии и Америке) были размещены на бирже в июле 2013 года.
Чуть позднее — в сентябре 2013 года — GlaxoSmithKline продала Suntory свои бренды безалкогольных напитков Lucozade и Ribena Suntory за 1,35 млрд. фунтов стерлингов. Для GSK это был шаг в рамках стратегии сосредоточиться на своем ключевом фармацевтическом бизнесе, избавившись от портфеля напитков. Кроме того, эти бренды безалкогольных напитков мало известны на развивающихся рынках, с которыми GSK связывает свое будущее развитие. Для Suntory данная покупка удачно пополнила портфель безалкогольной продукции.
После покупки Beam глобальный рынок премиального крепкого алкоголя должен на какое-то время застыть. Аналитики считают маловероятным сценарий, при котором Diageo, Pernod Ricard, Suntory или Brown-Forman в ближайшие годы попытаются поглотить один другого. Потенциальными объектами для приобретения сейчас остаются небольшие группы. Такие, к примеру, как Campari Group, которой принадлежат Skyy Vodka и бурбон Wild Turkey. Или Bacardi, владеющая Dewar"s и Grey Goose. Но специфика рынка премиального алкоголя такова, что далеко не всем игрокам "высшей лиги" значительное расширение портфеля приносит увеличение прибыли.