НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Турецкий обрыв

Турция теряет статус экономически и политически стабильной страны

В конце января Центробанк Турции почти в два раза повысил процентные ставки по кредитам. За один вечер они выросли с 7,5% до 12%. Рынок отреагировал на это падением большинства показателей. В Центробанке оправдывались, что только так они могли остановить растущую инфляцию — с начала года турецкая лира потеряла 15% своей стоимости относительно доллара.

А динамика ВВП, по данным Всемирного банка, в прошлом году составила около 2%, тогда как раньше экономика росла на 8-9% ежегодно.

Одновременно турецкое правительство переживает один из самых опасных коррупционных скандалов, в котором замешаны соратники премьера Реджепа Тайипа Эрдогана. Сейчас уже три министра подали в отставку и еще несколько могут сделать это в ближайшее время. Если это произойдет, то правящей Партии справедливости и процветания будет очень сложно убедить избирателей, что она держит ситуацию в стране под контролем. По мнению Гокхана Бачика из Института Анатолии, Эрдоган пытается сохранить власть и показать всему миру, что у него нет султанских амбиций. Получается это у него не очень.

Наконец, внешняя политика Турции существенно усложнилась из-за гражданской войны в Сирии, вследствие которой юго-восточную часть страны наводнили более чем 500 тыс.беженцев. Анкара пытается выступать посредником в урегулировании этой войны, но мировые державы не обращают на нее внимания, поскольку заняты идеей поважнее — открытием Ирана для мира ("Инвестгазета" № 4, 2014 г.).

По мнению многих экспертов, Турция политически и экономически оказалась сейчас на грани затяжного кризиса. Правительство Эрдогана уже вытягивало страну из похожей ситуации почти три года назад. Но сможет ли премьер с амбициями неограниченной власти справиться с этой задачей еще раз?

Споткнулся об амбиции

Первая половина прошлого года была для Турции очень солнечной во всех смыслах. Дело тут не только в погоде — экономика страны росла высокими темпами, эксперты предполагали, что она достигнет не менее 8% роста по итогам года. Главными причинами таких успехов были реформы партии Эрдогана, направленные на упрощение ведения бизнеса, и мощный поток инвестиций, которые развитые страны направляли в страну. По данным The Economist Intelligence Unit, в 2013 году Турция получила из-за границы $8,9 млрд. прямых инвестиций. Это, конечно, не дотягивало до пика в $17 млрд. в 2012-м, но оставалось самым высоким показателем во всем регионе.

В политическом плане премьер-министр Эрдоган был неоспоримым лидером нации, которого поддерживали более 60% избирателей. Премьер даже задумывался над тем, чтобы изменить конституцию. Дело в том, что в следующем году состоятся новые выборы в парламент, и Эрдоган не сможет (по внутренним правилам своей партии) выставить свою кандидатуру на пост премьера в третий раз. Реформа основного закона должна была расширить полномочия президента, который сейчас исполняет больше церемониальные функции. "Эрдоган готовился изменить полномочия президента, чтобы занять этот пост в 2014 году, — сообщил "Инвестгазете" профессор Акбар Ахмед из Islamic Studies American University. — Тем более что поправки в конституцию вводили бы общенациональные выборы президента (сейчас его выбирают в парламенте. — Ред.). Видимо, Тайип Эрдоган хотел стать первым всенародным президентом Турции". Но теперь этим мечтам вряд ли суждено сбыться.

Все честолюбивые помыслы политика разрушил парк Таксим-гези в одном из районов Стамбула. Когда в мае власти города решились снести его и построить там торговый центр, несколько тысяч местных жителей и экологов выступили против этого. В течение нескольких дней противостояние переросло в стычки с полицией — с баррикадами, применением водометов и слезоточивого газа. Волнения быстро перекинулись на другие города страны. Теперь протестующие выступали не только против застройки парка, но и против самого премьера и его партии.

"Многим в Турции не нравится, что Эрдоган метит в новые султаны и хочет постепенно сузить демократические свободы", — поясняет Томас Липман из Колумбийского университета. По его мнению, турецкие избиратели готовы были это терпеть, пока уровень их благосостояния постоянно рос. Но как только в экономике начались проблемы, политическая стабильность страны пошатнулась.

Снаружи и внутри

Одной из главных причин разра-зившегося кризиса в Турции стала пресловутая политика "количественного смягчения" США. С начала 2013 года Штаты решились сократить выкуп государственных облигаций развитых стран. Это сразу ударило по валютам Индии, Бразилии, России. Теперь пришла очередь и Турции. Особенно после январского решения ФРС о том, что теперь сумма ежемесячных покупок по "количественному смягчению" должна снизиться еще на $10 млрд. — до $65 млрд.

Понятно, что уход американских денег из экономики Турции сразу дал о себе знать — страна имеет очень невысокие размеры накоплений, а дефицит текущего счета по отношению к ВВП в 2013 году достиг 8%. Для сравнения: в Египте, который находится на пороге гражданской войны, этот показатель составляет 4%.

Реформы Эрдогана, направленные на развитие страны, сделали Турцию зависимой от иностранного инвестирования. И теперь в рейтинге Всемирного банка эта страна стала одной из самых восприимчивых к изъятию капитала. Дополнительным проявлением этого послужило 20%-ное падение фондовой биржи Турции в разгар противостояния вокруг Таксим-гези, когда иностранные инвесторы начали покидать страну. Всего за прошлый год Турция потеряла более $3 млрд. прямых иностранных инвестиций, а в 2014-м, по прогнозам Института Анатолии, может получить исторический минимум ПИИ — $4 млрд.

В таких условиях девальвация лиры — закономерный процесс. И политика Центробанка, по мнению экспертов, поможет избежать гипер-инфляции, но не вылечит главные экономические проблемы страны, среди которых малопродуктивный частный сектор, низкая занятость женщин и раздутые расходы на социальные проекты.

В условиях притока капитала это можно было игнорировать, но теперь ситуация складывается плачевная. Тем более что Турция рискует оказаться одной из первых стран, которая попадет в ловушку "среднего дохода". Анкара оказалась в условиях, когда уровень жизни и заработная плата выросли и делают себестоимость товаров слишком высокой, чтобы конкурировать с другими развивающимися государствами. При этом страна не модернизировала экономику и не может создавать такие высокотехнологические товары и услуги, как США или ЕС.

Все это может вскоре привести Турцию к новому кризису, а правящую партию к поражению на муниципальных выборах в марте. Особенно учитывая политику страны в отношениях с соседями.

Плохие соседи

По данным ООН, в прошлом году турецкую границу пересекли более 500 тысяч сирийцев. Анкара уже потратила на их содержание $1,2 млрд., но война далека от завершения. Кроме того, беженцы разворошили и старую турецкую проблему с курдами, повысив нестабильность в регионе. Теперь на мартовских выборах курды могут получить более 15% голосов и даже попробуют сформировать собственные органы самоуправления.

На фоне этого престиж Анкары в мусульманском мире падает. "Мы никак не можем определиться: с Европой мы или с монархиями Ближнего Востока. Поэтому все турецкие предложение о перемирии в Сирии даже не рассматривают", — говорит Гокхан Бачик.

С другой стороны, султанские амбиции Эрдогана явно пугают европейских политиков. У них появился еще один аргумент, чтобы затягивать переговоры о вступлении Турции в ЕС. В начале 2013 года теплилась слабая надежда, что стабильная и растущая экономика страны поможет Анкаре продвинуться на переговорах с Брюсселем. Но теперь все поменялось. Эксперты прогнозируют, что в 2014-м Эрдоган уйдет в отставку, а премьером станет его соратник Абдулла Гюль, который, возможно, попробует решить экономические проблемы страны и попытается ввести ее в ЕС до 2023 года.