НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,80

43,50

Украина может "наказать" РФ на $2-4 млрд. за захват крымских активов

Что могут потерять Украина и Россия в попытках приватизировать имущество друг друга и как отечественным компаниям защищать свои активы
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

После молниеносного присоединения Крыма к Российской Федерации на полуострове началась кампания по отбиранию украинской собственности. Непризнанные Киевом и международным сообществом власти АРК утверждают, что речь может идти исключительно об объектах, принадлежащих государству Украина. Но есть и первые захваты частных украинских компаний. Угрозы Киева компенсировать ущерб за счет российского госимущества вызвали ответную реакцию Кремля, с молчаливого согласия которого контролирующие органы РФ под разными предлогами начали блокировать работу украинского бизнеса. Пока дело не дошло до конфискации, юристы советуют отечественным предпринимателям готовиться к защите своих интересов в международных судах.

Первые жертвы

Процесс освоения украинской территории в Крыму начался с перевода местными властями госсобственности Украины в ведение автономии. Речь идет о "Черноморнефтегазе", располагающем объектами на шельфе в Черном море, а также "Уктрансгазе" и Феодосийском предприятии по обеспечению нефтепродуктами — ведущей транспортной компании, занимающейся складированием и распределением энергетического сырья.

"Важнейшая задача ближайших дней — приведение нормативно-правовой базы к российским стандартам для интеграции работы предприятий электроэнергетики и нефтегазового комплекса Крыма", — подчеркнул министр энергетики РФ Александр Новак. Поэтому Минэнерго России совместно с правительством Республики Крым и администрацией Севастополя разработали план мероприятий по повышению надежности энергоснабжения на полуострове.

Новые власти Крыма и так называемые силы самообороны также захватывают военные базы, аэродромы, корабли и предприятия Министерства обороны. Так, на прошлой неделе стало известно, что с территории предприятия Минобороны "Севастопольское авиационное предприятие" вооруженные люди вывозят запчасти к авиатехнике и оборудование.

Еще с 1993 года Россия претендует на 287 социальных и промышленных объектов на территории Украины. И основная их часть находится в Крыму

Но военные, направленные Москвой, интересуются не только военными базами. Вечером 18 марта люди с автоматами захватили автосалон "Богдан Авто Симферополь", где находилось около 50 новых автомобилей. Кроме того, была захвачена документация, проводилась опись имущества.

В Фонде государственного имущества Украины на запрос "Инвестгазеты" ответили, что еще с 1993 года Россия претендует на 287 социальных и промышленных объектов на территории Украины. И основная их часть находится в Крыму. За эти годы Москва сумела доказать свою собственность только на 12 из них (большая часть — крымские пансионаты). Украина претендует на 119 объектов недвижимого имущества, но Россия согласилась отдать Украине только восемь. Собственность на все остальные объекты не была урегулирована.

Угроза украинским предприятиям возникла и на территории России. Например, с 19 марта на неделю остановлены кондитерские предприятия корпорации Roshen в Липецке и Липецкой области, а счета компании арестованы еще 14 марта. Пресс-секретарь Roshen Инна Петренко сообщила, что работа приостановлена из-за досмот-ров, которые проводят сотрудники МВД РФ на основании открытого уголовного дела. Суть обвинений не раскрывается, но в корпорации его считают сфабрикованным.

"Этим инцидентом российская власть создает опасный прецедент, который может обернуться бумерангом", — отмечается в совместном заявлении МИД и Минэкономразвития. Украинская сторона считает, что российские власти приступают к фактической конфискации производственных мощностей Roshen.

Поэтому украинские власти уже начали реагировать на российскую угрозу.

Наш ответ

На прошлой неделе СНБО поручил Минюсту подсчитать убытки, нанесенные российской аннексией. Финальная цифра должна включать стоимость коммунального и государственного имущества, а также природных ископаемых и ресурсов, которые находятся на территории Крыма. Пока идут общие подсчеты, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что "Нафтогаз Украины" вложил в "Черноморнефтегаз" 12 млрд. грн. инвестиций. И обязательно будет судиться за него.

В свою очередь министр юстиции Украины Павел Петренко сказал, что Украина оставляет за собой право компенсировать ущерб за счет имущества российского "Газпрома", если компания попытается взять под контроль месторождения на шельфе Черного моря, которые были отданы в разработку крупным международным компаниям.

По разным оценкам, на территории Украины можно национализировать российского имущества на сумму от $2 млрд. до $4 млрд.

В парламенте пошли еще дальше. Народный депутат Олег Ляшко зарегистрировал законопроект, предусматривающий национализацию не только российских госактивов, но и собственности резидентов РФ на территории Украины. Но эта идея вряд ли будет реализована на практике. "Если речь идет об адекватной реакции в ответ на действия российской стороны, то мы можем рассматривать только вопрос об определенных имущественных претензиях, которые можем предъявить в судебном порядке только к госимуществу РФ", — сказал "Инвестгазете" министр юстиции Павел Петренко.

Он также отметил, что Украина не будет уподобляться в своих действиях российской стороне и так называемой крымской власти. "Что касается попыток захвата частных компаний в Крыму, то это не что иное, как рейдерство, и на это очень жестко должны реагировать правоохранительные органы", — добавил министр. По разным оценкам, на территории Украины можно национализировать российского имущества на сумму от $2 млрд. до $4 млрд.

Враждебная реакция России не заставила себя ждать: глава МИД РФ Сергей Лавров пригрозил цепной реакцией на возможное изъятие Украиной собственности российских компаний. Имея в виду не только собственность "Газпрома", но и запутанную историю с захватом крупной партии КамАЗов в Черниговской области, принадлежащей официальному дилеру ОАО КАМАЗ в Украине.

Что можно забрать по суду

Диппредставительства и консульские учреждения РФ, согласно международному праву, обладают иммунитетом от отчуждения по решению суда. Это возможно только по предварительному согласию России, чего, разумеется, ждать не приходится. Другая недвижимость и производственные активы, принадлежащие России, могут быть отчуждены.

Зато иное госимущество, а также активы российских госкомпаний, как в Украине, так и за границей, могут быть источником погашения требований. В акционерных обществах по суду можно принудительно списать акции со счета в ценных бумагах российской компании на счета госорганов Украины, например, Фонда госимущества. Зато в случае ООО суд не может внести изменения в устав, перераспределив доли участников. Это прерогатива общего собрания участников общества.

Наконец, Украина может арестовать движимое имущество РФ и ее госкорпораций в качестве обеспечения исков или для его взыскания на основании судебных решений. За правовой помощью можно обратиться в иностранные юрисдикции, чтобы арестовать зашедшие в морские порты суда и приземлившиеся самолеты. В 90-х Украина сама нередко попадала в подобные ситуации.

Юридические тонкости

Владимир Ващенко, партнер юридической компании "Ващенко, Бугай и Партнеры", напоминает, что Конституция Украины гарантирует защиту прав и равенство перед законом всех субъектов (ст. 13). А право частной собственности является нерушимым (ст. 41). Принудительное отчуждение частной собственности возможно как исключительная мера из соображений общественной необходимости. При условии предварительного возмещения стоимости. Да и то лишь в условиях военного или чрезвычайного положения.

Любые формы конфискации (экспроприации, национализации, реквизиции) могут вызывать лишь негативную реакцию. Во-первых, в Украине нет специального законодательства, определяющего основания и условия национализации. Национализация производственных фондов упоминается в Хозяйственном кодексе (ст. 10). Но иностранные инвестиции не подлежат национализации, кроме случаев проведения спасательных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях и т.п. (ст. 397). С этой точки зрения закон о национализации иностранных инвестиций частных компаний в качестве ответного шага может быть признан неконституционным. Во-вторых, реквизировать госимущество РФ можно только в условиях военного или чрезвычайного положения. "Очевидно, что в случае военного конфликта РФ не сможет поставить вопрос о компенсациях, гарантиях и предоставлении правовой защиты", — говорит Владимир Ващенко.

Поэтому пока имеет смысл рассматривать только вариант защиты украинской собственности в местных и международных судах, в том числе Международном суде ООН.

Один из механизмов, которые предлагают использовать юристы, — обращение в Европейский суд по правам человека.

Партнер и руководитель налоговой практики компании Baker Tilly Рустам Вахитов говорит, что также можно воспользоваться международным законодательством о взаимной защите инвестиций. "Россия заключила такие соглашения с Австрией, Швейцарией, Нидерландами и многими другими. Инвестиции из этих стран подлежат судебной защите в международных арбитражных судах", — говорит эксперт. Соответственно, организация инвестиций через страну, с которой у России есть такое соглашение, может существенно повысить шансы на успешную защиту от конфискации, национализации и других аналогичных ситуаций. Это более объективный и эффективный механизм, который дополнительно использует систему международного права и позволит получить компенсацию, в том числе за счет зарубежных активов нарушителя.

Есть такое соглашение РФ и с Украиной (1998 года), которым предусмотрена возможность обращения в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты и в Арбитражный суд (только для решения споров по конкретным вопросам, указанным в том или ином договоре между компаниями). Но здесь возникает ряд вопросов относительно применимости соглашения, в том числе наличия арбитражной оговорки, например, в договорах между контрагентами и т.п.

Удовлетворение имущественных требований государства и частных инвесторов возможно также за счет активов граждан, против которых Генпрокуратурой возбуждены уголовные дела. Речь идет о примерно 130 персонах, в том числе чиновниках и депутатах АРК, чье имущество в Украине и за границей может быть арестовано. Ущерб будет возмещаться, если суды вынесут обвинительные приговоры.

Решения украинских и международных судов могут быть предъявлены Минюстом или частными украинскими инвесторами в иностранные суды, где находится имущество РФ. Такая возможность предусмотрена международными договорами о правовой помощи с участием Украины и различными конвенциями. Например, Гаагскими, а также — по борьбе с терроризмом и отмыванием денег, полученных преступным путем.

Понятно, что радикальные предложения по тотальной национализации активов России и ее резидентов в Украине, скорее всего, не будут реализованы. В отличие от крымских сепаратистов, которые явочным порядком приватизируют украинское имущество, у Киева есть единственный путь возместить убытки или вернуть свою собственность — судиться. Это долгий путь, но даже намек на конфискацию любой частной собственности надолго отпугнет иностранных инвесторов от Украины.