НБУ курс:

USD

41,84

--0,02

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,16

42,10

EUR

44,15

43,99

В новом правительстве все понимают, и, вероятно, все поменяют…

Энергетический сектор Украины можно смело называть отраслью, в которой в полной мере присутствуют все проблемы, характерные для экономики в целом. Слияние частной и государственной собственности, интересов и активов позволяет выкручивать немыслимые финанс

между государством и частными инвесторами в энергетике разразился под занавес 1998 года. Суть его состояла в том, что государство, в лице Минэнерго, не могло смириться с крайне низким процентом перечисления реальных денежных средств на распределительный счет "Укрэнерго". Тогда чиновники, пожалуй, впервые осознали, что схемы, созданные ими же для дружественных или собственных компаний, используются собственниками областных энергоснабжающих компаний даже более эффективно, нежели ими самими. Это приводило к тому, что живых денег не хватало даже на зарплату.

В этом и заключена проблема. В Минэнерго, пожалуй, реально и не помышляли о налаживании нормальных отношений в отрасли, важно было увеличить долю платежей для стабилизации положения, при этом не уничтожая собственного бизнеса. А поскольку схемы работы компаний чиновников такие же, как и у обычных коммерсантов, ничего хорошего из этой затеи не получилось.

Битва за деньги

Год прошел в баталиях. Заседания правительственной комиссии по расчетам за энергоносители чередовались с постановлениями, призванными ущемить приватизированные облэнерго. Те, в свою очередь, с успехом отбивались, используя для этого суды и ущемляя государственные предприятия, расположенные на их территории.

На протяжении года Минэнерго так и не удалось даже стабилизировать ситуацию в отрасли.

На 14 декабря общая задолженность украинских потребителей за электроэнергию составила 6 809 млн. грн. Кредиторская задолженность всех предприятий энергетической отрасли вместе с кредитами превышает дебиторскую на 2 840 млн. грн. и достигла 14 216 млн. грн. За год эти показатели увеличились более чем в два раза, что, вероятно, и является итогом работы отрасли. Окончательные итоги каждого отдельного предприятия станут известны уже через месяц, однако реальную прибыль ни по одному объекту прогнозировать невозможно. Конечно же, пара-тройка предприятий будет иметь балансовую прибыль, однако учитывая, что сегодняшнюю кредиторскую задолженность можно автоматически списывать на безнадежные долги, никакой прибыли не будет.

С приватизированными облэнерго ситуация ожидается обратная. Компаниям удалось наладить традиционную схему работы с государством — государству активы, коммерческой структуре — деньги. В результате большинство компаний смогли не только предложить потребителям регионов тариф на электроэнергию ниже цены оптового рынка, но и увеличить процент оплаты денежными средствами.

Отраслью попользовались

Отношения государства и отрасли строились также по классическим схемам. Для государства энергетика традиционно является отраслью, в которой можно спрятать около миллиарда дефицита бюджета. Правительство традиционно недофинансирует субсидии, облгосадминистрации предусматривают в своих бюджетах около 40% прогнозируемых расходов на электроэнергию и газ. Однако в этом году отрасль еще поработала и на выборы. И хотя этот тезис не рекомендовали употреблять чиновникам и прессе, реально электроэнергетики обеспечивали стабильную работу энергосистемы в предвыборный период при запрете отключать и ограничивать в энергопоставках должников.

Для генерирующих компаний проблемой года могла бы стать плавная, но уверенная девальвация гривни. Стоимость энергоресурсов в конечной себестоимости электроэнергии составляет более 80%. Если учитывать, что 25% электроэнергии производится на газе и еще 45% — на ядерном топливе (которые, как известно, покупаются в России за американские доллары), то проблема курсовой разницы могла серьезно подорвать финансовое состояние энергокомпаний.

Однако государство помогло решить эту проблему. Пока электроэнергетики собирали деньги, чтобы запастись ядерным топливом и запустить атомные блоки, их коллег-тепловиков Кабинет Министров интенсивно "накачивал" бесплатным газом. Точнее, у газа была цена, но не было источников расчетов за него. А все потому, что по отечественных газопроводах идет российский экспортный газ. Вот и получилось, что электроэнергетика пока стоит, а НАК "Нефтегаз Украины" обвиняют во всех грехах за выполнение правительственных постановлений по обеспечению народного хозяйства газом.

Дефицит электроэнергии и энергоресурсов в последнем квартале 1999 года связан с тяжелой финансовой ситуацией в отрасли. И Минэнерго, и НАК "Нефтегаз Украины" заявляли о наличии ресурсов и мощностей для нормального обеспечения населения и промышленности энергией — проблемы не в мощностях, а в оплате. В Украине существует дефицит безоплатных ресурсов, впрочем, это, вероятно, не наша отличительная черта — в большинстве стран безоплатных товаров просто не существует.

Пожалуй, одна из немногих проблем, характерная для большинства предприятий Украины и в то же время отсутствующая в энергетике, — это налоговое бремя. Государство давно смирилось с тем, что энергетики платят столько, сколько могут или имеют. Увеличение налогового бремени для отрасли ровно ничего не значит.

Как точно отметил премьер-министр Виктор Ющенко на своей первой пресс-конференции, "государство стало ключевым неплательщиком на финансовом рынке и показывает пример, как не выполнять свои обязательства". Виктора Андреевича можно дополнить: государство является главным неплательщиком практически во всех отраслях промышленности и при этом прилагает все усилия для удержания экономики в своих руках. Важно, что понимание этого момента есть в правительстве, хотя только новый бюджет покажет, насколько оправданы надежды украинских предприятий на корректное отношение к ним со стороны обновленной власти.

Review"99

В Январе вступило в силу обязательное декларирование цен на металлургическую продукцию.

США возбудили антидемпинговое расследование по украинской катанке, Мексика — по импорту украинского горячекатаного проката.

Госнефтегазпром провел переговоры о закупке Украиной 2,5 млн. тонн каспийской нефти.

Указом Президента введено лицензирование внешней и внутренней торговли нефтепродуктами.

В феврале Украина выиграла таиландское антидемпинговое расследование против поставок проката (45,56%). В конце февраля Турция определила размер необлагаемых квот на металлопродукцию.

Открылся Киевский завод безалкогольных напитков (Coca Cola).

В марте ставки акциза на бензин снижены в 2 раза, на дизтопливо — на треть.

Назначен новый координатор проекта Всемирного банка развития энергорынка в Украине — Анатолий Куратченко.

КМ лишил Украинский кредитный банк права управления государственными пакетами акций трех облэнерго: "Тернопольоблэнерго", "Кировоградоблэнерго" и "Херсоноблэнерго".

В апреле вследствие войны в Югославии экспорт украинского железорудного сырья в I квартале упал в 2 раза.

Розничные цены на нефтепродукты снизились на 15-30%.

Колумбия установила антидемпинговые пошлины на украинский прокат (55,78-64,42% от стоимости проката), Аргентина — минимальные цены.

В мае корпорация Hilton International получила в управление строящуюся в Киеве гостиницу "Театральная".

ВР Законом "О металлоломе" ограничила экспорт лома.

В июне фабрика "Світоч" использовала $10 млн. инвестиций Nestle на погашение долгов.

50%+1 акция НГЗ переданы в управление Минпромполитики.

Разъединены украинская и российская энергосистемы.

В июле Украина и Таджикистан подписали 15-летнее соглашение о поставках глинозема.

Правительство запретило снижать поставки газа энергетикам.

В августе — нефтяной кризис.

Президент разрешил приватизацию энергокомпаний и государственной компании "Хлеб Украины".

Украина выиграла процесс по пересмотру антидемпинговой пошлины — 104,18% — на поставки ферросилиция в США . ЕС установил пошлину на украинские трубы — 56,5%, что практически закрыло для нас этот рынок.

В сентябре ВР установила 23%-ную экспортную пошлину на подсолнечник.

Началось обогащение золота на Мужиевском месторождении.

Кабмин ввел временный мораторий на создание свободных экономических зон.

В октябре Колумбия установила антидемпинговую пошлину на украинскую заготовку.

Украина инициирует расследование по импорту поролона из европейских стран и Канады.

Верховная Рада вдвое повысила стоимость патентов на игорный бизнес.

В ноябре Европейская комиссия начала антидемпинговое расследование против производителей аммиачной селитры.

В декабре Правительство России прекратило поставку нефти в Украину.

Президент приостановил передачу облэнерго в управление госадминистрациям.

Индия ввела антидемпинговую пошлину на украинские бесшовные трубы.