НБУ курс:

USD

41,99

-0,00

EUR

43,63

--0,01

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

В очередь

Эскалация конфликта в стране спровоцировала панику среди клиентов банков. Ее последствия могут усугубить и без того непростую ситуацию с ликвидностью в банковской системе

Украинские банки проходят стресс-тест паникой. До середины прошлой недели финансовой системе удавалось сохранять пусть шаткое, но спокойствие. Но к среде, 19 февраля, объемы обналичивания средств через банкоматы выросли в несколько раз, и банки начали вводить ограничения на снятие наличных денег — не более 1-3 тыс. грн. за раз. Ограничения лишь усугубили ситуацию. 20 февраля со второй половины дня к банкоматам всех банков как в столице, так и в регионах выстроились длинные очереди. Держатели пластиковых карт буквально "выгребали" деньги из банкоматов в течение одного-двух часов. В результате к 16.00 в большинстве банкоматов закончилась наличность. Отсутствие денег в банкоматах не означает дефицит наличных, подчеркивает Сергей Мамедов, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ). "В Киеве усложнены процессы инкассации. Безопасность клиентов и сотрудников — превыше всего", — сказал "Инвестгазете" банкир. То есть деньги просто не довозили до банкоматов, чтобы не подвергать опасности сотрудников. Уже в пятницу ситуация немного нормализовалась: деньги в банкоматы подвозили, но ограничения на снятие остались. Как и очереди.

Также в целях безопасности большинство банков закрывали или переводили на сокращенный режим работы отделения в центре Киева. Филиалы UniCredit Bank и ОТП Банк работали в четверг и пятницу в сокращенном режиме по всей Украине.

Чтобы сбить ажиотаж, для осуществления платежей банкиры советовали клиентам использовать интернет-банкинг, а также расплачиваться в магазинах карточками, а не пытаться снять наличность. Но из-за перегруженности системы удаленные сервисы также работали с перебоями. По словам Олега Серги, начальника пресс-службы ПриватБанка, во второй половине четверга с помощью Приват24 осуществлялось более 21 тыс. транзакций в минуту, временами нагрузка была пиковой — 36 тыс. транзакций, хотя обычно проходит 15-16 тыс.

При этом украинцы, несмотря на кризисные явления, не перестали обслуживать кредиты. В средине января НБУ отрапортовал о снижении уровня проблемной задолженности менее чем до 8%. А по словам работников отделений банков, несмотря на панику, на прошедшей неделе объемы погашения кредитов были не ниже средних.

Бес ликвидности

7 февраля международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной валюте 13 украинских банков до преддефолтных (с "В-" до "ССС"). В частности, это коснулось ПриватБанка, Ощадбанка, Укрэксимбанка, УкрСиббанка, ВТБ Банка, ПроКредит Банка, Правэкс-Банка, Креди Агриколь Банка, Проминвестбанка, UniCredit Bank, Альфа-Банка (Украина), банка "Пивденный" и Индустриалбанка.

Также были снижены долгосрочные РДЭ в национальной валюте Проминвестбанка, УкрСиббанка, Укрсоцбанка, ВТБ Банка (Украина), ПроКредит Банка (Украина), Правэкс-Банка и Креди Агриколь Банка с уровня "B" до "B-". Такая оценка Fitch отражает повышенный риск способности финучреждений обслуживать свои обязательства в национальной и иностранной валюте в случае ускорения оттока депозитов.

Банкиры в один голос говорят, что причин для паники нет, а снижение рейтингов связано в первую очередь с аналогичным понижением странового рейтинга Украины. "Рейтинговые действия агентств по отношению к украинским банкам можно считать номинальными, поскольку они не основываются на показателях деятельности финучреждений и не отображают реальных рисков. Все рейтингуемые компании ограничены одним "потолком" страны", — утверждает Тарас Проць, финансовый директор АО "ОТП Банк".

Но учитывая последние события, опасения аналитиков Fitch имеют серьезные основания. По словам Тантели Ратувухери, начальника управления макроэкономических исследований UniCredit Bank, целый ряд банков на данном этапе испытывают трудности с гривневой ликвидностью. "Часть проблем у таких финучреждений появилась вследствие целенаправленной атаки на них в связи с политической ситуацией в стране. Отдельные же банки наступили на старые грабли, увеличив валютные операции до уровня, который поставил под угрозу их гривневые возможности", — отмечает эксперт.

Отток вкладов в течение последних месяцев сигнализирует о росте масштаба проблем с ликвидностью в целом по системе. Так, по данным НБУ, по итогам января 2014 года остатки на депозитных счетах банков уменьшились на 2,3%, или на 15 млн. грн. (до 653,4 млрд. грн.), впервые с мая 2012 года. В начале февраля темпы оттока ускорились. Отчасти поспособствовали этому проблемы с выдачей наличных в Брокбизнесбанке ("Инвестгазета" №6, 2014 г.).

Когда политический кризис в стране перешел в острую фазу, население бросилось не только к банкоматам, но и стало требовать возврата депозитов, в том числе и тех, срок которых еще не истек. Банки не спешат отдавать вклады досрочно. "Мы не возвращаем средства по первому требованию клиента, если срок депозитного договора не истек. Чтобы расторгнуть такой договор, вкладчику необходимо написать заявление, которое может рассматриваться на протяжении двух недель. Это прописано в договоре", — рассказала операционист столичного отделения Имэкс-Банка.

Дальнейшая эскалация сложившейся ситуации в стране может стать спусковым механизмом для общего ускорения оттока депозитов из системы. "Если вкладчики будут забирать до 1% от общего объема депозитов в день (около 4-6 млрд. грн. по системе), это станет сигналом для НБУ для введения моратория на снятие вкладов", — отмечает Анастасия Туюкова, старший аналитик Dragon Capital. По словам эксперта, такие критические показатели пока не наблюдаются. Но риск есть. Так, за относительно спокойные последние пять дней января отток вкладов составил 7 млрд. грн. О том, сколько было выведено средств вкладчиков в конце прошедшей недели, пока можно только догадываться. Банкиры отказываются называть цифры. На сайте НБУ была опубликована информация об остатках на корсчетах банков только по состоянию на утро 19 февраля. Но судя по этому показателю, тенденция к оттоку вкладов набирает обороты. А за месяц остатки на корсчетах банков уменьшились на 9,1 млрд. грн., или на 28%.

Регулятор нам поможет

В нынешней ситуации любая новость о банкротстве или неплатежеспособности какого-либо из системных банков может как никогда еще больше посеять панику среди населения, что приведет к массовому оттоку депозитов. Тантели Ратувухери уверен, что это может вызвать цепную реакцию в банковской системе. "В таком случае велик риск системного коллапса", — отмечает эксперт. В случае краха нескольких банков, особенно больших, многие вкладчики могут не вернуть сбережения. По состоянию на 1 февраля 2014 года общие активы Фонда гарантирования вкладов физических лиц составляли 8,1 млрд. грн., в то время как объем депозитов физлиц превышает 400 млрд. грн.

В то же время абсолютное большинство аналитиков сошлись во мнении, что НБУ в случае возникновения проблем поможет банкам финансово и не допустит краха системы. На примере Брокбизнесбанка Нацбанк показал свою готовность поддерживать банки. Напомним, что в середине февраля регулятор выделил этому финучреждению рефинансирование в размере 2 млрд. грн. К тому же глава НБУ Игорь Соркин в своем видеообращении к гражданам заверил, что у НБУ достаточно ресурсов для бесперебойного обеспечения банков наличными средствами в национальной валюте по всей территории Украины.

Правда, по мнению экспертов, ресурсы НБУ не безграничны, и рассчитывать на поддержку регулятора могут не все банковские учреждения. В первую очередь НБУ будет оказывать помощь крупным банкам. "Если НБУ допустит падение системного банка, это негативно отразится на обеспечении депозитов всей системы и может спровоцировать "принцип домино". Поэтому я ожидаю, что поддержка регулятора таким банкам будет максимальной", — отмечает Михаил Демкив, аналитик банковского сектора группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU).

А вот наиболее уязвимыми в нынешней ситуации являются финансовые учреждения с низким уровнем ликвидности из третьего эшелона, которые не могут рассчитывать на помощь регулятора. При этом проблемы небольших игроков также могут иметь серьезные последствия для системы. "Банкротство отдельных банков из III или IV групп может потянуть за собой некоторых крупнейших игроков, которые фактически играют функцию кредиторов и инвесторов для этой группы", — анализирует ситуацию Тантели Ратувухери. При этом Анастасия Туюкова, уверена, что под наибольшей угрозой пребывают банки, находящиеся в собственности локальных олигархов: "В случае критической ситуации акционеры не смогут (а иногда не захотят) поддерживать свой банк дополнительными вливаниями капитала. К сожалению, таких банков сейчас большинство".

В то же время эксперты считают, что НБУ самостоятельно уже не может изменить коренным образом ситуацию, а разве что способен отсрочить на некоторое время негативные процессы. Острый политический кризис в стране, скорее всего, будет продолжать усугублять экономическую ситуацию, давить на курс гривны и снижать доверие вкладчиков к системе.