- Категория
- Экономика
- Дата публикации
В особых условиях. Выгодны ли украинским производителям пошлины на импорт
Первой под горячую рукуукраинского правительства попала Беларусь. В январе Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины (Госветфитослужба) ограничила доступ на внутренний рынок молочной продукции трех производителей —Оршанского молочного комбината,"Бабушкиной крынки" и "Молочных продуктов". Причина — несоответствие украинским нормативам безопасности по микробиологическим и физико-химическим показателям — в белорусском молоке и кефире нашли антибиотики. Хотя неофициальной причиной решения Госветфитослужбы эксперты называют слишком агрессивное наращивание Беларусью поставок молочной продукции. По данным Госстата, в январе-ноябре 2012 года страна нарастила импорт молочных продуктов в Украинуболее чем на 50% (до 10,5 тыс. тонн на общую сумму около $23 млн.). Для сравнения: молокоперерабатывающие предприятия Украины, по данным ассоциации "Укрмолпром", в 2012 году увеличили переработку молока лишьна 2% — до 4,69 млн. тонн.
Белорусских нефтепродуктов Украина импортировала куда больше — на сумму $3,7 млрд., тогда как отечественные заводы оставались недозагруженными. На прошлой неделе стало известно, что Межведомственная комиссия по международной торговле при Кабмине может начать антисубсидарное расследование по вопросу импорта нефтепродуктов из Беларуси. Итогом расследования станут ограничительные меры в отношении нефтепродуктов, поставляемых из этой страны, в размере около $180,84 за тонну. Срок действия таких мер — пять лет. По мнению украинского Минтопэнерго, Беларусь предоставляет своим нефтепереработчикам субсидии на точно такую же сумму на тонне. В частности, речь идет об освобождении НПЗ от уплаты сбора в размере 30% от валютной выручки ($165 за тонну), компенсации заводам процентных ставок по банковским кредитам ($12,3 на тонне), предоставлении бюджетных кредитов и займов ($1,24 натонне). Также экспорт биодизельного топлива из Беларуси осуществляется на беспошлинной основе, в то время как обычная ставка экспортных пошлин на нефтепродукты в Таможенном союзе превышает $200 за тонну.
По данным Минтопэнерго, в отдельные периоды биодизель занимал 50% в структуре белорусского дизельного топлива, поставляемого в Украину. В правительстве уверены, что украинские НПЗ находятся в неравных условиях, а субсидирование белорусской нефтепереработки ведет к постоянному росту импорта топлива из этой страны. К примеру, в 2012 году переработку нефтяного сырья осуществляли только три из пяти действующих НПЗ — Лисичанский, Кременчугский и Надвирнянский. При этом Лисичанский НПЗ с марта 2012-го остановился на ремонт, а Надвирнянский профильную деятельность выполнял лишь в ноябре. В Минтопэнерго рассчитывают, что пошлины дадут внутреннему производителю возможность на период их действия поднять цены и собрать дополнительные средства для повышения своей конкурентоспособности, проводя модернизацию производств. Однако нынешняя политика правительства, по мнению президента Киевского международного энергетического клуба Q-club Александра Тодийчука, больше нацелена на защиту интересов отельных бизнес-групп, а совсем не нефтеперерабатывающей отрасли.
"Мы уже давно теряем нефтепереработку, и вместо комплексной модернизации сейчас намерены самым примитивным способом увеличить ее прибыльность, привлекая админресурс", — говорит господин Тодийчук. По итогам 2012 года, на долю белорусских бензина и дизтоплива пришлось 42% украинского рынка. И если крупнейшего поставщика обложат пошлиной в $180 на тонну, то все остальные участники рынка также поднимут цены. Это, прежде всего, скажется на стоимости топлива для конечных потребителей.
"Учитывая размер предполагаемой пошлины, стоимость топлива в рознице вырастет в пределах 1,30 грн. В годовом исчислении это составит $1,8 млрд. Тогда как для модернизации действующих украинских НПЗ суммарно требуется до $2 млрд. Выходит, что необходимая сумма будет собрана за год, хотя заградительные меры предлагается ввести на 5 лет", — отметил гендиректор "А-95" Сергей Куюн. В Украине эксперты убеждены, что если пошлины будут введены, белорусские поставки топлива в нашу страну будут свернуты или в лучшем случае заметно сокращены. Однако полностью удовлетворить спрос на все марки топлива отечественным НПЗ все равно не удастся. Поэтому импорт нефтепродуктов будет происходить засчет других источников, в основном Литвы, Польши и Румынии.
Ответные шаги
Впрочем, рассчитывать на то, что украинские предприятия получат в результате какие-то преференции от политики протекционизма — не приходится. Белорусская сторона уже предупредила, что в ответ на запрет ввоза молочной продукции готова рассмотреть возможность введения ответных ограничений в отношении украинского бизнеса. А так как подобные действия она должна согласовывать с другими странами Таможенного союза, Украина может столкнуться с ответным ограничением доступа сразу на все рынки стран Таможенного союза (ТС) — Россию, Беларусь и Казахстан. Речь идет о таких украинских товарах, как растительное масло, соль, кукуруза, кондитерские изделия и шпроты. Если перевести все это в цифры, то потенциальный ущерб от введения санкций со стороны стран ТС составит порядка $1,3 млрд. Как стало известно "Инвестгазете", Россельхознадзор также рассматривает возможность введения временных ограничений на ввоз в Россию мясной продукции из Украины. Речь идет о свинине, говядине, свином и говяжьем вторсырье и готовой мясной продукции из них. Решение пока не принято. По данным Национальной мясной ассоциации, доля Украины в российском мясном импорте составляет 2,7%. Но это, по словам экспертов, больше предупреждающие действия, нежели полноценные ответные ходы. Учитывая, что объем импорта нефти и нефтепродуктов составил $3,726 млрд., можно предполагать, что ответные санкции обойдутся Украине в десятки миллиардов долларов.