- Категория
- Экономика
- Дата публикации
В поисках рулевого находится Госкомиссия по ценным бумагам, полномочия главы и членов которой истекли еще в прошлом году
На сегодняшний день наиболее вероятными кандидатами на пост главы Госкомиссии считаются член Комиссии Сергей Бирюк, Андрей Портнов, занимающий должность заместителя исполнительного секретаря ГКЦБФР, и Игорь Юшко — бывший банкир и министр финансов, который сейчас является советником Президента.
Если две первые кандидатуры — профессионалы на фондовом рынке, то Игорь Юшко, помимо опыта в области финансов, имеет еще и политический вес.
В соответствии с законодательством 12 декабря прошлого года истек семилетний срок полномочий председателя ГКЦБФР Олега Мозгового, а также трех других членов Комиссии — Сергея Бирюка, Николая Волкова и Виктора Ивченко. Новых же назначений пока не последовало. По мнению экспертов, тому есть целый ряд объяснений. Во-первых, свою роль сыграл временной фактор. Напомним, что председателя и членов Комиссии назначает и увольняет Президент
по согласованию с Верховной Радой. В последнее же время у политиков были другие приоритеты, например, принятие бюджета на 2004 год и политическая реформа. Вторым стал "профессиональный фактор": претендент должен разбираться в тонкостях фондового рынка. Нелишне для будущего руководителя Госкомиссии заручиться поддержкой политических сил либо действующей власти. Не исключено, что будущий председатель либо станет компромиссной фигурой,
либо сам пост главы ГКЦБФР войдет в число тех, которые
по квотам раздаются входящим в парламентское большинство политическим партиям. Претендентов на пост председателя Комиссии, называемых наиболее часто, можно условно разбить на две группы. Первая — это профессионалы фондового рынка, которые, как правило, уже работали в структуре ГКЦБФР. Среди таких кандидатов называют нынешних членов Комиссии Сергея Бирюка и Николая Бурмаку, но наиболее часто звучит имя первого заместителя исполнительного секретаря ГКЦБФР Андрея Портнова.
Характеризируют его как опытного юриста, человека энергичного и авторитетного, а также знающего тонкости работы на фондовом рынке. В Комиссии Андрей Портнов в свое время уже работал начальником управления корпоративных финансов. После ухода им была организована юридическая фирма "Портнов и партнеры", а затем он вернулся в Комиссию в качестве первого помощника исполнительного секретаря. Главной причиной, по которой как Портнову, так и другим практикам будет сложно занять должность председателя, может стать недостаточная их поддержка в политических кругах.
С другой стороны, бытует мнение, что фигура, имеющая вес в политических кругах, повысит авторитет Госкомиссии и эффективность ее работы. Показательным примером является назначение главой Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктора Суслова, долгое время бывшего депутатом.
В числе политических фигур наиболее часто упоминается кандидатура Игоря Юшко. Работая банкиром, депутатом, министром финансов, он смог заявить о себе как о профессионале. Другими его плюсами являются значительный политический вес и неплохие отношения со многими политическими группами, о чем свидетельствуют избрание его народным депутатом в Донецком регионе и работа советником в Администрации Президента.
Другой фигурой (неожиданно ставшей потенциальным претендентом) после ухода с поста министра экономики является Валерий Хорошковский. Занять пост столичного мэра после решения Конституционного Суда он не сможет. Поэтому "Трудовая Украина" может ввести в свою квоту пост председателя ГКЦБФР.
Однако все эти кандидатуры рассматриваются пока на уровне предположений. По мнению партнера столичной юридической фирмы "Шевченко, Дидковский и Партнеры" Вадима Самойленко, весьма вероятно появление других кандидатов из политических кругов. По его словам, может оказаться, что немало депутатов являются специалистами в области ценных бумаг и фондового рынка.
Кто бы ни стал будущим председателем Комиссии, ему необходимо будет учесть как минимум два обстоятельства. Для эффективного решения задач, стоящих перед Комиссией, он должен избегать конфронтации с большинством ее членов, ведь решения принимаются коллегиально, и для их утверждения необходимо согласие не менее пяти членов. Поэтому эксперты считают, что назначение членов Комиссии произойдет уже после назначения председателя ГКЦБФР и с учетом его мнения. Другим важным моментом станут будущие отношения с исполнительным секретариатом. Напомним, что данная структура была введена в Комиссию указом Президента в сентябре 2002 года, и в ее обязанности входит регулирование текущих вопросов рынка.
Смутное время
Пока же решение кадровых вопросов затягивается, ситуация в Комиссии становится все более неопределенной. Как рассказал Вадим Самойленко, с юридической точки зрения сроки полномочий большего числа членов ГКЦБФР истекли 12 декабря 2003 года. В этот день в 1996 году президентскими указами были назначены председатель и трое из пяти нынешних ее членов, а в Законе "О госрегулировании рынка ценных бумаг" четко прописано, что срок полномочий этих должностных лиц составляет семь лет.
В связи с этим могут возникнуть проблемы с легитимностью тех решений Комиссии, которые были и будут приняты ею после 12 декабря. Ведь и раньше, когда ГКЦБФР принимала акты, которые не удовлетворяли определенные коммерческие структуры, их довольно часто и успешно оспаривали в судах. Теперь оспорить вновь принятое решение Комиссии будет еще проще — появляется такой мощный дополнительный аргумент, как принятие акта неправомочным органом. Для выхода из подобной ситуации нужно либо скорее определяться с новым составом Госкомиссии, либо назначить ее нынешних членов временно исполняющими обязанности.
Вследствие задержки с кадровыми изменениями уже сейчас наблюдается существенное снижение активности Госкомиссии на рынке. ГКЦБФР не принимает решений в области регулирования фондового рынка, кроме, к примеру, регистрации выпусков ценных бумаг и выдачи лицензий на осуществление профессиональной деятельности. Хотя и здесь существуют определенные проблемы. По словам директора компании "Драгон капитал" Дмитрия Тарабакина, некоторые клиенты не хотят осуществлять эмиссии ценных бумаг, поскольку побаиваются, что их результаты в дальнейшем могут быть признаны недействительными.