- Категория
- Экономика
- Дата публикации
В поисках самостоятельности
В числе парадоксов, с которыми пришлось столкнуться при обзоре специальностей фондового рынка, пожалуй, нельзя оставить без внимания такое направление, как услуги бэк-офиса. Несмотря на незаменимость и важность этого направления, о нем мало кто знает. Причина в том, что зачастую под непривычным для нас названием "бэк-офиса" скрывается обыкновенная бухгалтерия, экономический или маркетинговый отдел, выполняющие в числе своих многочисленных функций и эту...
В чем же суть такой услуги, как услуга бэк-офиса? На самом деле, это не что иное, как обслуживание торгового процесса, начиная от согласования с клиентом условий сделки, всех нюансов ее проведения и заканчивая урегулированием форс-мажорных обстоятельств, которые могут возникнуть ввиду недобросовестного выполнения или невыполнения контрагентом взятых на себя обязательств. Конечно же, выполнить все вышеперечисленное может тот же юрист, бухгалтер или если речь идет о конкретных операциях на фондовом рынке — брокер. Однако недостаток такого расклада заключается в том, что каждый из них является специалистом в своей узкой области и действует обособленно. Когда же потребуется более широкий охват проблемы или слаженная работа всех этих специалистов, выполнение подобных функций потребует их организации в рамках единого структурного подразделения, коим и является бэк-офис.
Преимущество глобального подхода
Именно эта структурная единица возьмет на себя все исполнительские функции и полномасштабное обеспечение тех или иных процессов (сделок) в компании. Причем не обязательно в рамках институтов фондового рынка. В такой же мере услуги бэк-офиса могут понадобиться торговым или производственным компаниям. Другое дело, что при этом таким компаниям не обязательно создавать у себя подобное подразделение, хотя на Западе такая тенденция очень четко прослеживается. Есть иной путь — обращение в специализированные учреждения, которые занимаются исключительно или наряду со своей основной деятельностью предоставлением подобных услуг. Уже сегодня на украинском рынке стали появляться такие компании и при возникшей необходимости тот или иной субъект рынка может к ним обратиться за получением квалифицированных услуг. В повседневных же ситуациях компании вполне могут обходиться своими штатными юристами, бухгалтерами, экономистами, маркетологами и прочими специалистами.
На стыке экономики и права
Исходя из того, что специализация бэк-офиса имеет все же довольно широкий охват и находится на стыке таких двух масштабных областей знаний, как экономика и право, требует и соответствующего подхода к квалификации специалистов. Как правило, от специалистов бэк-офиса требуется высшее, желательно экономическое образование, владение законодательной базой в области ценных бумаг (по свидетельствам профи, этот перечень не настолько велик, как, скажем, по вексельному обращению, и предполагает более прозрачные отношения). Кроме того, необходимо, чтобы человек, который претендует на работу в бэк-офисе, ориентировался в ситуации на фондовом рынке, знал общие направления и тенденции на нем. Помимо фундаментальных знаний в области экономики и права необходимы не менее фундаментальные знания в области компьютерной грамотности. Причем этот фактор зачастую не менее важен, чем все остальные, поскольку деятельность бэк-офиса, как правило, в значительной мере автоматизирована и чем дальше, тем эта тенденция становится более глубокой. Как сетовал в разговоре со мной один работодатель, при наборе персонала соискатели в большинстве своем показывают довольно слабые компьютерные знания, хотя в резюме очень редко встречается, чтобы человек не в достаточной мере владел компьютером.
Так что если вы решитесь избрать для себя такую профессию, как специалист бэк-офиса, должны в первую очередь ориентироваться на получение вышеперечисленных знаний. Что касается опыта и практических навыков, необходимых для работы в бэк-офисе, проблема не так уж неразрешима. Хотя... если будучи неопытным специалистом вы и сможете устроиться на работу в какую-то компанию на такую должность, вас возьмут на участок, который не требует особого профессионализма и соответственно оплачивается. То есть на такой уровень зарплаты, который считается средним на рынке (порядка $300 — 700), какое-то время можете не рассчитывать. На особые привилегии и блага компенсационного пакета тоже. По правде говоря, компенсационный пакет специалиста бэк-офиса вообще не изобилует излишествами. Так, например, как поделились в одной компании, специализирующейся на предоставлении услуг бэк-офиса, рассчитывать можно разве что на медстраховку, да и то в относительно крупных компаниях; служебных автомобилей и мобильных телефонов сотрудникам такого подразделения, как правило, не полагается ввиду немобильности их работы. Кстати, к немобильности или попросту говоря сидячей работе можно добавить все остальные "прелести" офисной работы. В частности, очень интенсивную работу за компьютером плюс в данном случае ненормированный рабочий график. Однако недостатки свойственны любой профессии. В плане же перспектив, как утверждают компетентные люди, услуги бэк-офиса — направление многообещающее и за ним будущее.
Мнение специалиста
О работе и специалистах бэк-офиса рассказывает начальник бэк-офиса компании "Атланта Капитал" Андрей КОШИЛЬ
— Андрей, как ни удивительно, но о специалистах бэк-офиса мало кто знает. Неужели это такая специфичная деятельность?
— Деятельность действительно очень специфичная. Бэк-офис — это подразделение или отдельно взятое ответственное лицо, которое занимается оформлением и учетом сделок по ценным бумагам, работой с клиентами и контрагентами. Это в двух словах. На самом деле функций у бэк-офиса много, и состоят они в полном обслуживании торгового процесса, который происходит на фондовой фирме. Почему у нас мало известно о такого рода деятельности? Потому что рынок находится в неразвитом состоянии, и мало мощных компаний, в которых есть четкое распределение функциональных обязанностей. Те же компании, которые действительно хорошо представлены на рынке, уже пришли к тому, что должно быть отдельное специализированное подразделение бэк-офиса, и все крупные компании его имеют.
— Если, как вы говорите, бэк-офис занимается обслуживанием торговых процессов, то насколько это подразделение должно быть крупным, сколько в нем может быть задействовано специалистов и какие это специалисты?
— Четкой структуры или размеров этого подразделения на рынке нет. Все зависит от того, чем занимается компания: скупкой у физлиц, работой с "голубыми фишками" или векселями, чем-то другим. Например, в некоторых компаниях функции бэк-офиса выполняют брокеры или бухгалтерия. Наша компания, как и многие другие, пришла к тому, чтобы выделить этот отдел в самостоятельное структурное подразделение. Преимущества данного шага в том, что наша деятельность узко специализирована. Касается она как юридических, так и общеэкономических аспектов, которые просто невозможно охватить, будучи брокером или бухгалтером. Посему лучше, чтобы этим занимались специалисты. Например, в нашей компании в состав бэк-офиса входит юрист, который занимается текущей работой (по каким-то специализированным вопросам мы обращаемся к юридическим фирмам за консультацией). Есть специалисты, которые занимаются подготовкой отчетности в ГКЦБФР; сделками по векселям; операциями в депозитарной системе, договорами с физлицами.
— Нельзя ли поконкретнее об операциях, осуществляемых бэк-офисом?
— Задача бэк-офиса — это сверка условий договора с контрагентами, подготовка документов, исполнение и учет операций с ценными бумагами, внутренний учет активов клиентов и компании, подача отчетности в ГКЦБФР.
Первичный документ, который к нам поступает, — это так называемый тикет. Брокер договаривается обо всех условиях сделки с контрагентом и на основании этого заполняет тикет — краткое описание заключенной сделки: количество ценных бумаг, вид ценной бумаги, условия поставки-оплаты. Далее бэк-офис согласовывает с контрагентом условия проведения сделки, то есть уточняет, правильно ли брокер заполнил документы, уточняет схему проведения операций. После этого наступает следующий этап подготовки договора. После того как договор сделан, он проходит юридическую экспертизу и дается на подписание контрагенту. После того как договор подписан, бэк-офис отслеживает сроки его исполнения — поставку ценных бумаг, оплату, исполнение договорных обязательств. Если все проходит нормально, то после выполнения поставки и оплаты договор закрывается, и все договорные отношения на этом заканчиваются. К сожалению, у нас на рынке нередки различные форс-мажорные обстоятельства, в частности невыполнение контрагентами своих обязательств. Тогда опять же в дело вступает юрист, который проводит предварительное доарбитражное урегулирование, и если ничего не выходит, дело передается в арбитражный суд (это может быть также арбитражный комитет ПФТС). Но, как правило, до этого дело не доходит
Иными словами, бэк-офис — это основное исполнительное подразделение. Брокеры договариваются с клиентом, аналитики предоставляют информацию, а мы — подразделение, которое исполняет сделки. То есть оформляет документы, проводит перерегистрацию по договорам, дает команду на оплату, если возникают какие-то неприятности с контрагентами — занимается их урегулированием.
— Насколько многочисленный штат специалистов в составе бэк-офиса для этого требуется?
— На сегодняшний день у нас задействовано пять человек, и отдел растет. Объем операций довольно большой и требует соответственного исполнительного механизма.
— Каким образом вы подбираете специалистов?
— Фондовый рынок невелик, все специалисты на виду и знают друг друга. Поэтому в основном берем по рекомендации. В большинстве случаев предпочтение отдается специалистам с опытом, хотя это обходится дороже. В то же время есть работа, не требующая особой квалификации, на нее можно взять и студента с перспективой дальнейшего роста.
— Какими знаниями и деловыми качествами нужно обладать, чтобы работать в бэк-офисе?
— Эта деятельность находится на стыке права и экономики. Поэтому, естественно, человек должен достаточно хорошо знать законодательную базу, разбираться в экономике, отлично владеть компьютером, знать английский язык. А вообще, если мы берем человека с опытом, дорогого специалиста, то, конечно, требуем соответствующих знаний и навыков, чтобы, придя к нам, человек сразу же стал квалифицированно работать. Если же берем студента, требуем от него базовых знаний, а специальные знания даем сами.
Что касается деловых качеств, то в нашей работе, прежде всего, ценятся порядочность и ответственность; поскольку работа связана с учетом, нужны внимательные и достаточно усидчивые люди. Кроме того, специфика нашей работы в том, что информация, с которой мы работаем, является очень ценной. Поэтому не приветствуем у наших сотрудников излишнюю разговорчивость. В то же время очень важны коммуникабельность и умение работать с людьми. Ведь мы работаем с контрагентами, регистраторами, хранителями. И если человек не сможет нормально общаться с клиентами, ему в бэк-офисе будет тяжело работать.
— Где вообще может потребоваться специалист бэк-офиса?
— На нашем рынке, в связи с тем, что он плохо развит, эта деятельность особо не выделяется. Однако я думаю, что такие специалисты могут работать как в институтах фондового рынка, так и в других сферах — в торговле, на производстве, там, где есть необходимость в организации четкого исполнительного механизма. Сейчас же эти функции зачастую выполняет бухгалтерия, экономический или маркетинговый отдел. Хотя я считаю, что это, скорее, ошибка. Такое подразделение должно быть. Исходя из опыта западных компаний, многие его имеют, и даже есть специализированные фирмы, которые занимаются предоставлением услуг бэк-офиса. Например, наша компания предоставляет услуги бэк-офиса другим операторам рынка. Поэтому в целом направление перспективное. Когда-нибудь оно обязательно выделится. В некоторых компаниях уже выделилось, в некоторых отраслях тоже наблюдается такая тенденция. Например, 3 — 4 года назад, когда у нас было от силы десяток сделок в месяц, мы смеялись: что такое бэк-офис? Сегодня отношение изменилось: накоплен определенный опыт, появились стандарты бэк-офиса, разработанные ПФТС. Думаю, этот процесс будет продолжаться. Специализация на рынке доказала свои преимущества и будет дальше двигаться в этом направлении.