НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

В своем седле

Почему жителей столицы сложно пересадить на двухколесный экологичный транспорт
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Пешие прогулки и поездки на велосипеде, отказ от личных автомобилей и комфортное передвижение в метро — так видит решение транспортных проблем современных городов урбанист и архитектор Ян Гейл. С его подачи на велосипеды пересела половина жителей его родного города Копенгагена, который столкнулся с транспортным хаосом еще в 1960-е. Гейл изменил облик столицы Дании, превратив ее из города для автомобилистов в город велосипедистов.

В столице Украины статистика куда хуже. На 3 млн. жителей приходится 1 млн. автомобилей, 20 тыс. велосипедистов и три специализированные велодорожки. Как пересадить киевлян на велосипеды? Ян Гейл дает простой совет: "Если вы хотите, чтобы жители города ездили на велосипедах, вы должны заинтересовать их".

Велосипедное движение

Ассоциация велосипедистов Киева подсчитала, что в столице двухколесный экологически чистый транспорт занимает всего 1% от общего количества транспорта. Для сравнения: в Нидерландах этот показатель составляет 27%, а в Германии — 12%. В конце 2009 года Киевгорадминистрация приняла программу по обустройству велодорожек на последующие два года, согласно которой планировалось построить 162 км велодорожек и выделить на эти цели 79 млн. грн. Пока реализация программы не сдвинулась с места, а киевские велосипедисты довольствуются только тремя велодорожками. Показать пример передвижения по городу на безопасном для окружающей среды транспорте могли бы гости Евро-2012. На время проведения футбольного чемпионата Киев ждет около 1 млн. иностранных туристов, знакомых с велосипедами не понаслышке, которые наверняка захотят взять этот вид транспорта на прокат. Что мы можем им предложить?

На столичном рынке велопроката работают 10 операторов. Самый крупный проект — Veliki.kiev.ua, который основал Алексей Кушка. Заплатив в 2008 году 100 гривен за день аренды далеко не нового велосипеда, он решил создать собственный бизнес по велопрокату. Год спустя велолюбитель Кушка с партнером купили шесть велосипедов, взяли в аренду гараж и открыли первую точку возле станции метро "Берестейская". На это ушло $1,6. Бизнес рос медленно. Только через три года Алексей Кушка открыл еще два пункта велопроката возле двух других станций метро. В прошлом году оборот его небольшой сети достигал 35 тыс. грн. (чуть больше $4 тыс.) в месяц (в сезон). Этого хватило, чтобы окупить вложенные в бизнес $40 тыс.

Пока в Украине появится настоящая мода на велосипеды, предприниматель собирается расширить спектр услуг для тех, кто уже предпочел два колеса четырем. Кроме велосипедов, на Veliki.kiev.ua можно взять в аренду все необходимые аксессуары: от шлема до креплений велосипедов к крыше автомобиля, если их нужно сначала довезти до места путешествия. Это дает Кушке хороший прирост к обороту: доставка трех велосипедов стоит 85 грн., столько же стоит аренда каждого из них в день. До конца года предприниматель собирается открыть еще две точки в Киеве и стать первым франчайзером в этой сфере — продать как минимум пять лицензий в разные города Украины.

Инфраструктурная зависимость

Конкуренты Алексея Кушки пока тоже не получают больших прибылей. Для большинства из них велопрокат — сезонный бизнес, который очень зависит от погоды и функционировать может только полгода. Хотя Ян Гейл с такой позицией не согласен. "Люди во всем мире говорят мне: слишком жарко или слишком холодно для езды на велосипеде в этом городе, или здесь невозможно использовать велосипед в качестве средства передвижения. Но личный опыт показал мне, что почти в любых климатических условиях может развиваться велосипедная культура", — горячо защищает велосипеды архитектор. Погода ни при чем. Намного больше развитие велодвижения зависит от инфраструктуры, говорит Гейл. Именно с нее нужно начать, а уже потом предлагать горожанам ездить на велосипедах на работу. Именно так поступили власти Копенгагена: закрыли улицы для проезда автомобилей, сделали их пешеходными и создали условия для передвижения на велосипедах.

Из-за отсутствия инфраструктуры в Украине пока нет зарубежных операторов-велопрокатчиков. Хотя, по словам координатора Ассоциации велосипедистов Киева Ирины Бондаренко, в прошлом году украинским рынком интересовалась французская компания JC Decaux, которая специализируется на прокате велосипедов в Европе и уже работает в России и Польше. Но дальше разговоров дело не пошло. По неофициальной информации, компании не удалось договориться со столичной городской администрацией в вопросе налаживания велосипедной инфраструктуры.

Экс-мэр колумбийской Боготы Энрике Пеньялоса, который построил в своем городе 400 км велосипедных дорожек, уверяет, что для того, чтобы популяризировать этот экологичный вид транспорта, необходимо ввести плату за использование автомобилей в центре города. А для развития велосипедной инфраструктуры государство должно субсидировать этот транспорт.