- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
В западне
С тех пор как в начале января на должность генерального директора Yahoo! неожиданно для многих назначили 54-летнего Скотта Томпсона, он нажил себе немало врагов. Недовольны его уходом остались в Ebay, где Томпсон возглавлял подразделение компании — PayPal. Еще бы: при нем она увеличила пользовательскую базу и доходы в два раза — с 50 млн. посетителей до более чем 104 млн.
Гендиректор китайского холдинга Alibaba Group Джек Ма, который еще в сентябре заявил о намерении купить 100% акций Yahoo!, также не на шутку обозлен тем, что американская сторона постоянно выдвигает новые требования по поводу сделки. С 2005 года стоимость пакета акций Alibaba Group увеличилась в 13 раз, достигнув $12,8 млрд., что сопоставимо со стоимостью всей Yahoo! ($16-17 млрд.).
Томпсон также испортил отношения и с Facebook: именно он стал инициатором судебных исков против крупнейшей в мире соцсети, которая якобы неправомерно использует запатентованные технологии Yahoo!. Поскольку такой шаг был предпринят именно в разгар подготовки к выходу Facebook на IPO, руководство соцсети расценивает эти действия как шантаж.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВ довершение всего в начале прошлой недели стало известно о том, что Скотт Томпсон проигнорировал угрозы миноритарных акционеров из хедж-фонда Third Point, который владеет 5,8% акций Yahoo!, и на общем собрании акционеров сместил членов наблюдательного совета компании, заменив своими ставленниками. Аналитики отмечают, что сообщение о новых назначениях появилось через четыре дня после того, как Third Point предложил своих кандидатов на места в совете Yahoo!.
Одним словом, придя в Yahoo!, Томпсон словно очутился в аду. За три месяца пребывания на новой должности он получил удары со всех сторон, а тем временем акции компании упали в цене еще на 8%. Талантливые сотрудники толпами покидают Yahoo!. Стратегия, которая должна помочь интернет-гиганту встать на ноги, пока не видна ни изнутри, ни снаружи.
Слабость в поиске
Сильнее всего конкуренция с Google и Facebook ударила именно по основному виду деятельности Yahoo! — продаже поисковых услуг. В этой сфере отставание от Google настолько велико, что выглядит непреодолимым.
В 2009 году под руководством предыдущего директора Yahoo! Кэрол Бартц компания подписала долгосрочное соглашение с Microsoft, согласно которому детище Билла Гейтса использует информационно-поисковые технологии Yahoo! на основных мировых рынках через свою поисковую систему Bing. По сути, этот шаг можно оценить как оптовую продажу поисковых услуг интернет-компании в обмен на получение доходов от рекламы, размещенной на сайтах Yahoo! и Microsoft. Такой альянс позволил обеим компаниям удержаться на рынке, несмотря на доминирование Google. Однако кардинально ситуация не изменилась. По данным американского исследовательского центра Comscore, с июля 2010-го до января 2012 года рыночная доля Yahoo! в мире сократилась c 9,2% до 6,2%. Несмотря на то что в США альянс Yahoo!-Microsoft все еще сохраняет 29,6%-ную долю рынка поисковых услуг, в Европе этот показатель намного меньше. В Украине поисковыми системами Yahoo! практически не пользуются. Два лидера рынка Google и Yandex контролируют 94% трафика, национальные системы ukr.net и meta.ua — только 2,1%.
Стагнация альянса Yahoo!-Microsoft приносит убытки прежде всего поисковику, поскольку для Microsoft интернет-реклама не является ключевым видом деятельности. И если генеральный директор Microsoft Стив Балмер решит покинуть этот сегмент, для Yahoo! потеря будет фатальной. Как бы там ни было, Балмер навсегда останется благодарным одному из сооснователей поисковика — Джерри Янгу — за то, что тот в 2008 году отказался продать Yahoo! за $47 млрд. Тогда совет директоров последней решил, что компанию недооценили. Теперь же она стоит почти в три раза меньше.
Человек на 702 миллиона
"Мы разрабатывали хорошие технологии", — вспоминает один из ведущих инженеров Yahoo!, ссылаясь на более 1000 патентов своего работодателя. Однако компания не использовала эти технологии для создания собственных продуктов. Внутренние проекты, такие как онлайн-сервис для управления фотографиями, в основном разрабатываются на основе чужих технологий, таких как Flickr. Что касается медиа-сферы, Томпсона в насмешку называют "человеком на 702 миллиона". Эту цифру шеф Yahoo! подобно мантре озвучивает на каждой презентации. Именно столько пользователей, по его словам, ежемесячно посещают сайт Yahoo!. Проблема только в том, что огромное число пользователей сайта совсем не отображается на прибыли от онлайн-рекламы. "Мы должны научиться считать лучше", — осознает Томпсон.
Продавцы рекламы поисковика прочувствовали это на своей шкуре. Каждый день им приходится выдерживать все более агрессивную конкуренцию со стороны Google в баннерной рекламе. Серьезными конкурентами являются и соцсети. По мнению аналитиков, в 2012 году доля Facebook на рынке интернет-рекламы в США вырастет до 19,5%, а Google — до 12,3%. Предполагается, что доли Yahoo! и Microsoft сократятся до 12,5% и 4,8% соответственно.
Аналитики предполагают, что Yahoo! в ссоре с Facebook, вероятнее всего, потерпит полное фиаско. Хотя судебный процесс может помешать соцсети выйти на IPO, но, прежде всего, конфликт навредит самому поисковику. По данным исследовательской компании Comscore, минимум 10% пользователей Facebook переходят на сайты Yahoo! через ссылки и презентации.
Внутри Yahoo! ходят слухи, что на самом деле отношения Томпсона с PayРal далеко не такие испорченные, какими их пытаются преподнести. Сближение Yahoo! с интернет-торговцем было бы весьма логичным, поскольку тот в последнее время заявлял о своих намерениях по диверсификации бизнеса. Тем более в 2006 году компании уже сотрудничали. Образцом может послужить Yahoo! Japan — одна из крупнейших интернет-корпораций Японии, которая неплохо зарабатывает как на онлайн-рекламе, так и на аукционном бизнесе. Но пока это лишь разговоры внутри компании.
Зато доподлинно известно, что у Yahoo! серьезные финансовые проблемы. И в случае с положительным исходом судебных разбирательств с Facebook поисковик может неплохо заработать. Подобную тактику компания уже применяла в 2004 году перед выходом Google на фондовый рынок. Тогда Google был вынужден откупиться от Yahoo!, передав ему 2,7 млн. акций. Тем не менее показательно и то, что с 2000 года биржевая стоимость Yahoo! упала со $105 млрд. до $17,7 млрд.
Вопрос о дальнейшей судьбе поисковика по-прежнему висит в воздухе. Наиболее вероятным выглядит сценарий продажи компании целиком или по частям. Осталось найти инвестора, способного найти и раскрыть возможности компании, о которых так любит говорить Скотт Томпсон.