- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Вадим Пушкарев. Инженер душ человеческих
Вадим Владимирович, насколько изменилась модель работы украинских банков?
Банки стали осторожнее. Я бы не стал говорить о некой единой модели управления ими. Развитие банков в докризисный период был в достаточной мере хаотичным. Каждая группа банков имела свое видение и свою модель работы. Украинскими финучреждениями зачастую преследовалась одна цель — продать банк. Для этого надо было наращивать активы и развивать розничную сеть. Многим это удалось, и они нашли своего покупателя. Тех же, кто не нашел покупателя, ожидали серьезные проблемы, что мы, собственно, и увидели на примере ряда банков. В свою очередь западные банки делали упор на работу с розничным клиентом. Корпоративный сектор, будучи представленным клиентом требовательным и сложным, интересовал их в меньшей степени. Для российских банков, зашедших на рынок значительно позже, было важно закрепиться на нем, занять свою нишу и выстроить стратегию развития.
Сейчас перед каждой из этих групп стоят свои задачи. Однако общей проблемой остаются проблемные активы. При этом для крупных банков эта тема особенно остра. Многие из них столкнулись с необходимостью пересмотра своих стратегий развития.
Означает ли это, что и ВТБ скорректировал свою стратегию в сторону розничного сектора?
Интерес группы ВТБ к розничному сегменту был всегда. В группе есть розничный банк, который целенаправленно работает в этом секторе. Что касается банка в Украине, то мы только выходим на тот уровень, когда готовы полноценно развивать розницу. Ведь для работы с розничным клиентом необходимо построение целой системы: IT-платформы, создания скоринговых систем, подготовки специалистов и развития точек продаж. До кризиса мы были не готовы к этому, поскольку наша IT-платформа не была рассчитана на работу с массовым сегментом.
Некоторые финучреждения предпочитают выводить потребительское кредитование в отдельные структуры. Планируете ли Вы последовать их примеру?
Здесь необходимо уточнение. Речь идет о так называемой "быстрой рознице". Я не исключаю возможности войти в этот сегмент в будущем. Однако на данном этапе быстрая розница нас не интересует, пока мы сосредоточены на более устойчивых и платежеспособных сегментах розничного рынка. Мы не ставим себе за цель охватить всю розницу, предоставив клиентам весь спектр соответствующих продуктов. И, тем не менее, клиент имеет возможность получить доступ к кредитам на покупку, скажем, телевизора или чайника.
Можем ли мы говорить о некой эволюции продуктовой линейки, которая произошла со времени начала кризиса?
Эволюция произошла в первую очередь в скоринге — в системе оценки платежеспособности, в отношениях со страховыми компаниями, в отношениях с партнерами. Поскольку все это влияет на конечный продукт, то действительно, продуктовая линейка существенно эволюционировала.
Появятся ли в этом году кредиты в российской валюте?
Как вы знаете, спрос рождает предложение. Учитывая тот факт, что торговый оборот с Россией составляет $40 млрд., а доллар не является официальной платежной единицей, работать через третью валюту глупо. Поэтому, безусловно, появятся. Российская валюта более стабильна, чем гривня. Это обусловлено тем, что Россия раньше вышла из кризиса и там есть две трубы, из которых "бьют" деньги. У нас, к сожалению, этого нет. В целом же работать с Россией выгодно: там есть огромные финансовые ресурсы, у нас одинаковая ментальность и, я бы сказал, "понятийность" — мы мыслим схожими категориями и понятиями.
Как Вы оцениваете законодательные инициативы относительно запрета на досрочное снятие депозитов и необходимости увеличения уставного капитала банков?
Начну со второго. Считаю, что эта мера совершенно несвоевременная. Существует Базель, существуют нормативы адекватности капитала, которые отечественными банками соблюдаются в полном объеме. Вообще, попытки искусственно влиять на эволюционные процессы никому не нужны. Сейчас украинская банковская система, созданная с нуля всего лишь 20 лет назад, эволюционно развивается. Нужно время, чтобы произошли необходимые процессы внутри банков. Кроме того, она еще не успела толком выйти из кризиса, а государство готовит ей такую непосильную нагрузку. Сначала надо, чтобы банковская система восстановилась. Мы ведь даже не представляем, насколько глубоко пострадала наша финансовая система. Поэтому я совершенно против подобных мер. Они могут привести только к дестабилизации системы.
Что же касается запрета на досрочное снятие депозитов, я однозначно согласен с тем, что депозиты должны иметь четкий срок работы. Каким бы устойчивым и надежным ни был банк, при определенных негативных условиях он "исчезнет" за каких-нибудь три дня. Введение ограничения на досрочное снятие депозитов послужит установлению стабильности на рынке.
В нынешних условиях Национальный банк должен руководствоваться принципом "не навреди". Чем меньше лишних движений — тем лучше. Будучи регулятором в прошлом (Вадим Пушкарев в 2003-2005 годах возглавлял департамент банковского надзора в НБУ. — Ред.), могу сказать: у нас настолько сложная система законов и нормативных актов, что изменение одного из них может повлечь неожиданные и непредвиденные изменения, которые проявят себя только через 3-4 месяца.
Как Вы считаете, каков сейчас реальный уровень проблемной задолженности в банковской системе?
Сейчас крупные банки, прошедшие по два стресс-теста, показывают примерно одинаковые показатели проблемной задолженности — порядка 20% по отношению к общей сумме кредитного портфеля. Я не верю, что банки из второй и третьей групп могут показывать в разы меньший показатель "проблемки". А ведь средние и небольшие банки заявляют о 7-10%-ной проблемной задолженности. И это притом, что качество рисков, качество контроля несопоставимы между первой и остальными группами не в пользу последних. Поэтому, я думаю, уровень проблемной задолженности примерно равный по всей банковской системе. А ведь проблема токсичных активов существенно влияет на модель управления. В современных условиях система оценки рисков является чрезвычайно важной частью работы банка. ВТБ в Украине начал построение системы оценки рисков с нуля. При этом мы имели представление, как это делается в Европе, нам помогал российский опыт, и несмотря на это, нам не удалось избежать некоторых ошибок.
Существует ли славянская модель управления компаниями и каковы ее особенности?
Знаете, одно дело работать в условиях четкой законодательной системы, уважения к закону, столетиями отлаженных взаимоотношений между государством и сообществом. Тогда между руководителем и подчиненными превалирует финансовая составляющая. Другое дело у нас в стране — полная непредсказуемость, совершенно дикая законодательная база. Получается, что в условиях неопределенности включаются совсем иные рычаги — ментальные, эмоциональные.
Здесь важно, чтобы сотрудник не мотивировался исключительно финансами, поскольку это достаточно хрупкая связь. Важно, чтобы человек был привязан душой к делу. В этом плане роль руководителя незаменима. Грамотный руководитель должен уметь владеть всеми рычагами мотивации, в первую очередь — эмоциональными, быть "инженером душ человеческих". Тогда от подчиненных можно ожидать 100%-ной отдачи.
Также считаю, что очень важно наличие школы управления. В советские времена руководитель должен был в совершенстве разбираться в деталях. В наше время руководителя часто бросают на новые участки работы без соответствующего опыта работы. На самом деле основная работа проводится внизу — в трюмах. А абсолютно новый человек приходит наверх, в светлый кабинет, не представляя, что же происходит в этих трюмах. Без досконального знания предмета достичь высоких результатов невозможно.
[banner]
В банковской системе много молодых управленцев. Как оцениваете такую особенность?
Как бы мне это ни импонировало, у молодости есть важный изъян — молодость зелена. В народе говорят: каждому овощу свое время. Так и с банковской системой. На стадии формирования банковского рынка очень многое было достигнуто потому, что мы, молодые банкиры, не знали, чего нельзя делать в принципе. В результате удавалось сделать невозможное. Сейчас актуальны те проблемы, решение которых требует глубокого системного похода. Без сомнения, кадры будут стареть, однако мы придем к этому эволюционным путем.
Должен быть баланс между молодостью и опытом.
Какие руководители требуются Украине сегодня?
Те, кто чтит законы и требует их выполнения от других.
Эта статья была опубликована в рейтинговом исследовании "ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины"