- Категория
- Экономика
- Дата публикации
ВАЛЮТНЫЙ КОРИДОР НАМ ДОРОГ КАК ПАМЯТЬ
Минувшая неделя началась с относительного затишья на валютном рынке. Два дня подряд курс гривни на межбанке держался на уровне 4,5-4,55 грн./$. Стали появляться слабые надежды на то, что максимальная приближенность к верхней границе валютного коридора, установленного 9 февраля (3,4-4,6 грн./$), погасит ажиотаж. Банкиры даже заговорили о том, что в случае отсутствия плохих новостей курс гривни может закрепиться на достигнутом уровне или даже начать падать. То ли хороших новостей оказалось недостаточно, то ли банкиры переоценили возможности, но уже в среду курс гривни на межбанковском рынке пробил валютный коридор, достигнув 4,65 грн./$. В пятницу на межбанке доллар реально можно было купить уже за 5,3 грн.
Елена РОМАНЧАК
Плохие, хорошие новости
МВФ. Теоретически все, что мы узнали о результатах работы миссии этой организации в Украине, вполне может сойти за хорошую новость. Во-первых, МВФ не приостановил пока линию расширенного финансирования EFF. Конечно, стало ясно, что в августе никаких траншей мы не получим, поскольку очередной совет директоров 6 августа украинский вопрос не рассматривал. Но, с другой стороны, даже отсутствие отрицательного результата в нашем положении уже хорошо. Больше того, МВФ согласился обсудить проблемы сотрудничества на своей территории. На этой неделе правительственная делегация в составе вице-премьера Сергея Тигипко, председателя правления НБУ Виктора Ющенко и министра финансов Игоря Митюкова отправляется в Вашингтон. Возможно, личная встреча с директором-распорядителем МВФ М.Камдессю или его заместителем С. Фишером вдали от наших наболевших проблем будет иметь лучшие результаты, чем работа миссии МВФ в Украине.
Опять-таки определенные оптимистические настроения могут возникнуть хотя бы потому, что на минувшей неделе, говоря об очередном транше МВФ тот же С. Тигипко называл цифру $180 млн., а не $90 как планировалось раньше. Кто изменил объем ожидаемого денежного вливания, так и не объяснялось. Но, по-видимому, в Вашингтоне будет обсуждаться уже эта сумма.
Бензиновый кризис. Эта новость из разряда тех, что похуже. Минувшая неделя и началась с заявления начальника Государственной инспекции по контролю за ценами Григория Дьякона о том, что "цены на нефтепродукты еще высокие, но есть тенденция к снижению". Однако тенденция так и осталась лишь теоретической возможностью. Заметного снижения цен так и не произошло. Что, в свою очередь, дало основание правительству свалить вину за падение гривны на нефтетрейдеров. "Кроме нефтяной — нет других причин для девальвации", — заявил журналистам вице-премьер-министр по вопросам экономики Сергей Тигипко. Нефтетрейдеры пытаются "заработать сверхприбыли на ажиотажном спросе на рынке нефтепродуктов". Правительству, как говорится, виднее. Поскольку за любым стремительным получением сверхприбыли кто-то должен стоять. Тот, кому это нужно.
Деньги нужны всем, но больше всего в них нуждаются только-только открытые и открывающиеся предвыборные фонды кандидатов на пост президента. Как официальные, так и теневые. А возможностей заработать деньги в Украине мало. Торговля бензином — одна из немногих. Так что, скорее всего, зарабатывать сверхприбыли на бензине в ближайшее время никто запрещать не будет. Во всяком случае, Нацбанк никаких интервенций проводить не собирается, а председатель НБУ Виктор Ющенко также намерен ждать стабилизации на рынке нефтепродуктов, за которой "не заставит себя долго ждать и валютная стабилизация".
Долги за газ. Судьбу $1,8-миллиардного долга Украины за российский газ попытался решить на минувшей неделе вице-премьер Сергей Тигипко. Следует отметить, что именно этот вице-премьер впервые представлял Украину в газовом переговорном процессе (последнее время дела вел отправленный в отставку Владимир Куратченко). Вероятно поэтому его командировка в Москву практически ничем не завершилась. В очередной раз подтверждена договоренность о том, что рассчитываться за газ Украина будет товарными поставками, а цены на них — договорными. Премьер-министр России Сергей Степашин заявил, что российскую сторону такой вариант устроит лишь в том случае, если цены поставляемых товаров будут на уровне российских. С.Тигипко по этому поводу никаких заявлений не сделал. Стороны решили отложить решение вопроса на месяц, в течение которого должны быть разработаны цены.
С другой стороны, складывается впечатление, что украинское правительство мало интересует, по какой цене отдавать товары в Россию. Премьер-министр Валерий Пустовойтенко, выступая на Житомирщине, заявил, что Украина может в течение месяца погасить всю задолженность за газ. Выходит, что товаров у нас столько, что практически не важно, какую цену запросит за них кредитор. В таком случае категоричное заявление премьера о том, что до его поездки в Москву (26-27 августа) нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы "заработала схема" погашения украинской задолженности за российский газ, можно рассматривать скорее как плохую новость. Пренебрежение средствами при достижении цели — плохой признак.
Итого: при раскладе две плохие новости против одной посредственной, национальной валюте не оставалось ничего иного, как еще чуть-чуть обесцениться. Что она и сделала.
***************