- Категория
- Life
- Дата публикации
Вид имеет значение: стиль топ-менеджеров
Во многих офисах деловой костюм уже считается вчерашним днем, а casual friday — не только по пятницам. "Важна не внешность, важен результат", — считают топ-менеджеры таких компаний, выражая свое безразличие к внешнему виду сотрудников. Правда, подобные руководители упускают из виду важную деталь человеческой психологии: вне зависимости от взглядов на жизнь мы оцениваем людей в первые три секунды встречи. А значит, по внешнему виду. И только потом впечатление меняется или не меняется в зависимости от того, что и как вы говорите.
"Руководитель, помимо всех прочих функций, должен еще и вдохновлять и мотивировать команду. Хорошо если он/она может быть примером во всех смыслах, начиная от того, что он говорит и делает, и заканчивая тем, как выглядит", — говорит управляющий партнер юридической компании Astapov Lawyers Андрей Астапов.
Нельзя судить книгу по обложке, но при таком быстром ритме жизни обложка легко трансформируется в содержание. В условиях современной рыночной конкуренции нужно быть не просто good, а very good, считает известный бизнес-тренер Адриан Сливоцкий. Граница между "хорошим" и "очень хорошим" размыта, и для достижения превосходной степени важно учитывать каждую деталь. Внешний вид (одежда) и есть такой деталью, которая может стать последним штрихом при переходе в "высшую лигу".
В чем сила?
Внешний вид оказывает большое влияние на человека. Студенты, которые надевают на экзамен строгий костюм, выходят с более высокими баллами. Женщины на протяжении веков маскируют внешним видом плохое самочувствие. Профессиональная одежда повышает уровень дисциплинированности. Недаром в школах носят форму. Как, и в армии. Люди, которые к ней привыкли, более дисциплинированы и ориентированы на результат. Безусловно, солдаты не выигрывают битву благодаря натертым до блеска сапогам, но в этом им помогает внимание к деталям. Последнее развивается в том числе тогда, когда солдату приходится учитывать все мелочи, связанные с военной формой. По аналогии: дисциплинированный топ-менеджер, тщательно продумывая детали своего внешнего вида (чтобы в любое время дня выглядеть "к месту"), потом так же обдумывает и планы на завтра, и проблемы, и шаги на пути к их устранению.
новая игра симс 4
При правильном отношении внешний вид топ-менеджера может стать полезным инструментом решения управленческих задач, повысить громкость послания, которое руководитель хочет передать. "Встреча по одежке" влияет на дальнейшее решение о сотрудничестве порой намного сильнее, чем может показаться. Многочисленные исследования говорят о том, что визуальные сигналы в три-пять раз сильнее, чем аудиальные. Даже в ресторанах обслуживают лучше, в магазинах улыбаются чаще, а во время деловых встреч относятся серьезнее к тем, на ком костюм "сидит хорошо".
Кроме того, существует сила цвета. Разные цвета вызывают разные реакции — либо привлекают внимание и раздражают, либо успокаивают. Некоторое время назад украинские политики увлеклись красными галстуками. Как объясняют психологи, такой прием привлекает больше внимания к тому, что говорит обладатель галстука. Руководитель в темно-синем костюме, голубой рубашке и красном галстуке —воплощение власти и авторитета, считают психологи. Мужчина в темно-коричневом костюме, кремовой рубашке и светлом галстуке — открыт и заслуживает доверия.
Нематериальный актив
Внешний вид — это еще и составляющая репутации генерального директора. От последней зависит репутации всей компании — хоть и нематериальный, но весомый актив. То, что привлекательность СЕО влияет на стоимость бизнеса, доказано научно.
Профессор экономики из Остина Дэниел Хамермеш в своей книге "Преимущества красоты: почему привлекательные люди пользуются большим успехом" доказывает, что красивые люди зарабатывают на 3-4% больше, чем несимпатичные. Американские ученые из Университета Висконсин доказали, что внешность руководителя влияет как на сумму его бонусов, так и на стоимость акций компании в целом. Для оценки такой взаимосвязи ученые разработали индекс привлекательности, проанализировав внешность 667 СЕО компаний S&P 500. Исследование показало, что при назначении симпатичного управляющего цена акций в день объявления о его назначении растет сильнее. Когда в Yahoo пришла Мариса Майер, которая, по оценке The New York Times, входит в 5% самых красивых СЕО, акции компании выросли с $16 до $40.
Казалось бы, причем тут красота? Привлекательные внешне СЕО лучше воспринимаются партнерами и конкурентами, им легче договариваться, они более эффективны в переговорах, например, на M&A-сделках. Проанализировав 1830 таких сделок, исследователи из университета Висконсина-Милуоки Джозеф Т. Хэлфорд и Хун-Чиа Су пришли к выводу, что симпатичные СЕО добивались лучших условий для своих компаний, чем руководители со "средними" внешними данными. Кроме того, "красавчики" ассоциируются с более высоким доходом в момент объявления о сделке M&A. Что касается имиджа компаний, то и акции растут выше в те дни, когда "красивых" СЕО показывают по ТВ.
Конечно, ученые из США проводили исследования, отталкиваясь именно от физических характеристик топ-менеджеров. Но восприятие человека окружающими не всегда зависит только от того, насколько ему повезло с "симпатичным" ДНК. Скорее оно зависит от цельного образа, который формируется самим человеком. Пресловутая харизма, являющаяся неотъемлемым элементом набора настоящего лидера, включает в себя и яркий внешний образ. Поэтому исследования американских ученых можно вполне переложить не только на физические показатели красоты, но и на целостный образ руководителя. В одном из тестов американского рекрутингового агентства, которое занимается поиском топ-менеджеров, не последним в списке стоит вопрос: "Выглядите ли вы как лидер компании?".
Стиль
Единого рецепта, что надеть, чтобы преуспеть, не существует. На Уолл-стрит принято шить костюмы у личного портного. В то же время экстравагантные выходы Ричарда Брэнсона в костюмах астронавта, британского флага и даже стюардессы не мешают его компании Virgin Group приносить доход в $15 млрд. Брэнсон эпатирует своим внешним видом, проявляя, таким образом, свой стиль управления — удивлять, рисковать и держать в неведении до последнего. Среди СЕО-стиляг главный байер SANAHUNT Яна Чичирко выделяет Марка Цукерберга. "Через его одежду тоже просматривается собственный стиль управления — постоянный поиск, риск, непредсказуемость, а hoodie и кроссовки на встрече с венчурными капиталистами сформировали новый, уже признанный стиль — new power suit.
В то же время равнодушные к "тряпкам" руководители часто приводят пример Кремниевой долины, где миллионеры подписывают контракты, сидя за столом переговоров в шортах и вьетнамках. "А как насчет Стива Джобса в кроссовках и бессменной черной водолазке?" — говорят противники галстука. Но не стоит забывать, что свой образ, ставший частью личности, легенда Кремниевой долины не просто "надел", а создал. Всем известная черная водолазка появилась после его поездки в Японию на переговоры с Sony. Тогда, в начале 1980-х, увидев, что работники японской компании ходят в одинаковой черной форме, он загорелся идеей ввести униформу и в Apple. Хотя идея провалилась, его тесная дружба с японским дизайнером Исси Мияке все-таки принесла плоды. Джобс заказал ему 100 черных водолазок, которые и носил до конца своих дней. Именно в этом и проявился стиль Стива Джобса. Водолазки 1980-х уже давно не были в моде, но стали частью его личности.
Внешний вид топ-менеджера — часть его целостного образа, стиля управления. "Важно не просто хорошо выглядеть, а добиться максимально полного соответствия между внешним образом и мировосприятием самого руководителя. Я называю это целостностью образа", — говорит Андрей Астапов. Он, кстати, оказался одним из немногих топ-менеджеров, кто ответил на вопросы о значении внешнего вида в жизни руководителя. В нашем обществе "серьезные люди" охотнее рассказывают о цифрах и стратегиях. А вот один из самых выдающихся политиков ХХ века Уинстон Черчилль не стеснялся быть "модным". Он любил носить платок в нагрудном кармане пиджака и знал, как правильно надеть бабочку в горошек. Возможно, эти нюансы помогали ему достигать блистательных успехов на дипломатическом поприще.