НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

ВОЙНА ТАМОЖЕН

Представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов о переговорах с Россией, законности запрета импорта и будущем отношений с Таможенным союзом

ч

На фоне торгового и информационного противостояния России и Украины практически никто не вспоминает о продолжающемся переговорном процессе двух стран и участии наших представителей в работе ТС. Так, в разгар торговой войны с Россией, когда Федерация работодателей Украины объявила о полном запрете нашего экспорта, в российском Суздале прошло заседание совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), являющейся официальным органом Таможенного союза. На нем присутствовала украинская делегация во главе с вице-премьер-министром Юрием Бойко, которая, в частности, договорилась с представителями России, что конфликт будет решен на уровне глав таможенных служб двух стран.

О том, что именно происходило на заседании комиссии и как сейчас собирается решать эту проблему правительство Украины, в эксклюзивном интервью рассказал "Инвестгазете" представитель Украины при ЕЭК Виктор Суслов, впервые представленный в этом качестве как раз в Суздале.

Если суммировать все происходившее между Украиной и Россией в последние несколько недель, то как бы вы ответили на вопрос "Что это было?"

На этот вопрос ответил советник Путина Сергей Глазьев, который объяснил, что это была репетиция усиленного контроля импорта из Украины в связи с готовящимся подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Дело в том, что после вступления в силу этого соглашения Украина окажется участником сразу двух зон свободной (беспошлинной) торговли — с СНГ и с ЕС. При этом в России установлены достаточно высокие защитные таможенные пошлины в торговле с Евросоюзом.

Отсюда у россиян возникли опасения, что через территорию Украины может начаться массированный беспошлинный реэкспорт европейских товаров. Опасения, надо сказать, абсолютно обоснованные. Поэтому Россия провела тренировку — усиленным проверкам подверглись, по данным российской таможни, 27% всех отправляемых из Украины товаров, что немало. Продукция многих отечественных экспортеров была внесена в так называемый "профиль риска".

По какому принципу были отобраны эти 27% товаров?

Это знает только российская таможня. Но в "профиль риска" попали товары разных категорий — продовольствие, напитки, металл и другие.

Что говорили относительно таможенного запрета в Суздале на заседании Евразийской экономической комиссии?

Ничего. Этот вопрос не стоял в повестке дня. ЕЭК не принимала никаких решений об усилении таможенного контроля импорта из Украины. Поэтому комиссия совершенно справедливо рассматривала действия российской таможни как односторонние, а всю проблему — как проблему двусторонних отношений России и Украины. Ведь Беларусь и Казахстан никаких мер по ужесточению таможенного контроля товаров происхождением из Украины не принимали.

Ситуация на российской таможне была обсуждена в Суздале во время встречи руководителя нашей делегации вице-премьера Юрия Бойко с российским первым вице-премьером Игорем Шуваловым и главой Федеральной таможенной службы Андреем Бельяниновым. Шувалов подтвердил, что никаких решений по усилению контроля правительство РФ тоже не принимало — это была исключительно инициатива таможенных органов.

Важно, что была достигнута договоренность о прекращении режима усиленного контроля и проведении детальных консультаций между делегациями таможенных органов двух стран. Первые консультации состоялись через несколько дней в Москве и продолжаются до сих пор на регулярной основе.

И о чем договорились?

Главное, что диалог начат, и он конструктивен. Думаю, придет время, и украинская таможня поделится результатами совместной работы. У россиян довольно много замечаний к оформлению грузов, особенно в части достоверности сертификатов происхождения товаров. Стоит напомнить, что право беспошлинного ввоза в Россию распространяется только на товары украинского производства. Поэтому идет очень большая работа по реализации мероприятий, которые действительно исключили бы возможность реэкспорта иностранных товаров через территорию Украины.

Вы говорите, что проблемы на таможне относятся исключительно к категории двусторонних отношений. Но президент России Владимир Путин говорил об угрозе не России, а Таможенному союзу. Представители Беларуси и Казахстана это никак не комментировали?

Я говорю о том, что обсуждаемый случай ужесточения таможенного контроля затронул отношения только России и Украины. И мы можем только радоваться, что в этой акции не приняли участия Беларусь и Казахстан. В действительности проблема возможного реэкспорта иностранных товаров касается всего Таможенного союза, здесь Путин прав. И не только Таможенного союза, но и всего СНГ.

Любая таможня любой страны мира имеет право контролировать грузы, пересекающие границу. В контроле, и даже в жестком контроле, нет нарушений закона. Но правильнее было бы заранее предупредить украинскую сторону о периоде ужесточения контроля и мотивах для этого. Еще более правильно было бы предложить порядок совместного контроля грузов в тех случаях, когда для этого есть основания.

Надо совместно решать проблемы, а не создавать их в одностороннем порядке. Ответом на недружественное поведение одной таможни может стать такое же недружественное поведение другой таможни. В итоге обе страны понесут потери. Это как минимум неумно. Поэтому стержнем того плана, который готовит украинское правительство, является совместная работа таможенных органов разных стран при контроле грузов, входящих на их территорию, оперативный обмен информацией, взаимный доступ к базам данных, совместная работа таможенных инспекторов.

Кроме того, подготовлено решение о передаче права выдачи сертификатов происхождения. Сейчас их выдают общественные организации, торгово-промышленные палаты, а планируется сосредоточить их выдачу в руках госорганов и таможни.

Как вы считаете, действия России повлияли на решимость президента Виктора Януковича подписать Соглашение об ассоциации?

Решимость эта была предопределена еще в 2010 году, когда был принят закон об основах внутренней и внешней политики, который содержит норму о европейской интеграции Украины. Так что последние события на российской таможне никак не повлияли и не могли повлиять на выбор внешнеполитического курса Украины.

Возможно ли, чисто технически, присоединение Украины к Таможенному союзу после подписания Соглашения об ассоциации?

В Соглашении об ассоциации прописано, что оно не ограничивает право поддерживать отношения с третьими странами и вступать в другие таможенные союзы или соглашения о свободной торговле. Но там есть загадочная фраза: если это не противоречит договоренностям об ассоциации, каковы пока не установлены.

Но пойдет ли на это Россия? Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что со вступлением Украины в ЗСТ путь в ТС ей будет закрыт.

Это другой вопрос. В настоящее время в России доминируют трактовки, что это исключено. Но уже иногда появляются заявления, что Соглашение об ассоциации не будет исключать сотрудничества с Таможенным союзом. Все постепенно выруливает на формулу "3+1": подписав Соглашение об ассоциации, Украина в полной мере не собирается вступать в Таможенный союз, но может иметь большой объем сотрудничества.

О чем сейчас идет речь на переговорах с официальными органами ТС?

Поскольку Россия — основной рынок для Украины, то переговоры ведутся каждый день. Вопросов же очень много. Например, до сих пор не решено, что делать с продукцией "Рошен". Российская сторона говорит о том, что украинская сторона не выполняет условия, а украинская — наоборот. Кроме того, десятки тысяч предприятий постоянно обсуждают разные вопросы, в обе стороны идут грузы.

Недавно появилась информация о готовящейся кампании по убеждению украинцев в том, что гривна падает, а стране грозит дефолт. Насколько это оправданно?

Хотя это якобы приписывают российским властям, официального заявления не было. А значит, не стоит смотреть на это серьезно. Такие заявления звучат уже несколько лет, и пока ничего не случилось.