НБУ курс:

USD

42,16

+0,03

EUR

43,50

+0,13

Наличный курс:

USD

42,64

42,60

EUR

44,30

44,10

Война за ископаемые

На территории Днепропетровской области сосредоточена львиная доля запасов железорудного сырья. Значительные активы этой отрасли уже успели перейти под контроль частных бизнес-структур, хотя остатки государственной собственности в лице ГАК "Укррудпром" пре

На территории Днепропетровской области сосредоточена львиная доля запасов железорудного сырья. Значительные активы этой отрасли уже успели перейти под контроль частных бизнес-структур, хотя остатки государственной собственности в лице ГАК "Укррудпром" представляют для потенциальных покупателей более чем серьезный интерес

По итогам прошлого года, практически все предприятия горнодобывающей отрасли сработали прибыльно, или же показали позитивную тенденцию к улучшению финансовых показателей. В 2003 году объем производства железной руды на 6,1% превысил уровень 2002 года и составил 62,5 млн. тонн. Наиболее эффективно сработали Южный, Северный, а также Ингулецкий ГОКи. Причиной подъема стала благоприятная конъюнктура на мировых рынках (большинство ГОКов являются крупными экспортерами), а также увеличение спроса со стороны отечественных меткомбинатов.

Хотя нарастающие потребности в сырье отечественным металлопроизводителям, как и ранее, приходится покрывать за счет импорта. Стоит отметить, что при 100%-ой обеспеченности Украины собственной рудой, на высоком уровне сохраняется ввоз железорудной продукции из-за рубежа, прежде всего из России (порядка 6 млн. тонн ежегодно). Ряд украинских меткомбинатов предпочитает более качественное сырье из России, которое даже с учетом транспортных издержек обходится дешевле. Кроме того, стоит учитывать и определенный конфликт интересов между украинскими бизнес группами (условно — "днепропетровскими" и "донецкими"), что часто заставляет производителей металла искать альтернативные украинским источники сырья.

Руда не для всех

Не стоит говорить, что в силу своего стратегического значения для металлургии, добыча руды стала объектом пристального внимания со стороны отечественных ФПГ. Хотя еще до недавнего времени местной бизнес элите удалось сдерживать попытки ретивых "чужаков" осесть на горнорудных предприятиях региона. Посему неудивительно, что наиболее богатой на рудные активы оказалась "местная" группа "Приват". Она контролирует Южный ГОК и ОАО "Сухая Балка", а также фактически монополизировала рынок марганцевой руды (Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи).

Мириться с монополией "Привата" в рудном бизнесе не пожелали ФПГ из других регионов, в первую очередь донецкие компании, не успевшие включиться в первый виток приватизации отрасли. Взоры "обиженных" при разделе рудного пирога устремились к Северному, Центральному и Ингулецкому ГОКам. Борьба за крупнейшие предприятия отрасли сопровождалась привычными для подобного случая судебными исками, потерянными реестрами акционеров и протестами рабочих предприятия. Первый конфликт разгорелся между группой "Приват" и харьковским "Укрсиббанком", сосредоточившим в своих руках более 30% акций ОАО "СевГОК". Нынешнюю позицию харьковчан трудно назвать стабильной. Поскольку помимо судебных разбирательств акционеру приходится спорить с Фондом госимущества, имеющим немалые претензии к управлению ГОКом.

Более уверенно повели себя на чужой территории донетчане. Еще год назад на Центральном ГОКе нашлось место сразу для нескольких крупных акционеров. Среди собственников предприятия, кроме государства, владеющего контрольным пакетом акций, значились донецкие "Индустриальный союз Донбасса", "Систэм Кепитал Менеджмент" и американская компания Detroit Cold Rolling Company, подконтрольная известному российскому бизнесмену Льву Черному. В то же время менеджмент комбината оставался лояльным к группе "Приват".

В начале прошлого года "СКМ" начало поэтапную "экспансию" Центрального ГОКа, выкупив у Detroit Cold Rolling Company 25% + 1 акцию предприятия. "Старт" получился не совсем удачный, поскольку американцы умудрились продать свой пакет двум разным структурам. Покупку того же пакета Центрального ГОКа малоизвестной компанией "Международный деловой центр" (по неофициальной информации, близкой к группе "Приват") зафиксировал регистратор комбината — "ПриватБанк".

Втянувшись в судебные споры за право владения блокирующим пакетом ЦГОКа, "СКМ", тем не менее, провела скупку акций у миноритарных акционеров, в результате чего сконцентрировала у себя еще около 12% акций предприятия. В декабре 2003 г. Верховный суд после многочисленных апелляций подтверждает право собственности донецкой компаний на 25% акций ЦГОКа. Таким образом, доля "СКМ" на предприятии достигла 37%. Вскоре после этого было проведено собрание акционеров, на котором победа "донецких" была закреплена сменой регистратора и правления горно-обогатительного комбината.

Эмиссия выполнима

Несколько выбивается из когорты "чужаков" компания "Лукойл-Северо-Запад" (Санкт Петербург), контролируемая бизнесменом Вадимом Новинским. Россияне не понаслышке знают о днепропетровской руде. Достаточно вспомнить тот факт, что о приходе этой структуры в горнорудную отрасль говорили еще в середине 90-х. По неофициальной информации, "Лукойл-Северо-Запад" мог занять место собственника Южного ГОКа вместо тогдашнего реального владельца комбината — корпорации "Единые энергетические системы Украины". Почему сделка между Вадимом Новинским и Юлией Тимошенко так и не состоялась — неизвестно. Тем не менее, уже через некоторое время через компанию "Смарт-групп" россияне получили в управление государственный пакет акций Ингулецкого ГОКа, кстати, по тем временам далеко не самого перспективного предприятия.

Показательно, что даже самый ярый противник прихода чужаков в рудную отрасль — группа "Приват", всегда относилась к российским инвесторам ИнГОКа если не лояльно, то, по крайней мере, довольно нейтрально. Не исключено, что две структуры связывали и некие имущественные отношения: "Лукойл-Северо-Запад" через близкие структуры контролировал часть акций ЮГОКа, а "Приват", в свою очередь — пакет в ИнГОКе.

Как бы там ни было, но уже по состоянию на декабрь 2003 года россияне были крупнейшим частным инвестором ИнГОКа: 50%+1 акция комбината принадлежали государственному "Укррудпрому", 17,28% — компании "ТС Лтд" (Запорожье), 15,9% — компании Frodo Commercial Limited, 15,24% — Avakorn Trading (Кипр). Впрочем, в ситуации, когда предвидеть ход приватизации горно-обогатительных комбинатов довольно сложно, даже такая доля в уставном капитале предприятия не гарантирует права управления. Посему неудивительно, что частный акционер ИнГОКа решил "застолбить" комбинат хорошо проверенным способом — через "размывание" госдоли.

Инициированная "Смарт-групп" вторичная эмиссия акций на ИнГОКе, как повелось, была обусловлена необходимостью дополнительных вложений средств в модернизацию предприятия. Невзирая на аргументы инвестора, ФГИУ и Кабмин традиционно выступили против каких бы то ни было действий, ущемляющих корпоративные права государства: увеличение уставного фонда ИнГОКа на 45 млн. грн. автоматически снижало долю собственности "Укррудпрома" в предприятии с 50% до 37,5%.

Конфликту вокруг увеличения УФ ИнГОКа скоро исполнится год. Впрочем, не исключено, что "Смарт-групп", в отличие от многих других бизнес структур, таки удастся "протолкнуть" сквозь плотную завесу чиновничьего сопротивления идею допэмисии.

В середине марта Специальная Комиссия по вопросам приватизации Верховной Рады подвела итоги расследования целесообразности увеличения уставного фонда на Ингулецком ГОКе. Несколько неожиданно для исполнительной власти парламентарии одобрили проведение допэмиссии, основываясь на том, что средства от нее были использованы эффективно. С таким заключением Комиссии не стали спорить ни главный противник допэмиссии Михаил Чечетов, ни чиновники Минпромполитики. Теперь "размывший" госдолю инвестор предлагает выкупить оставшийся пакет акций по цене, которая, на его взгляд, соответствует стоимости контрольного пакета акций ИнГОКа — 100 млн. грн. Насколько такая сумма справедлива — сейчас решают в Кабмине и Фонде госимущества.

В ожидании "большой рыбы"

Одной из причин активизации борьбы отечественных (и не только) ФПГ за сырьевую базу является грядущая приватизация "Укррудпрома". Дело в том, что от того, на каком варианте приватизации остановится правительство, во многом будет зависеть исход "сырьевых войн". Особые надежды на приватизацию "Укррудпрома", скорее всего, питают донецкие компании, для которых доступ к источникам сырья до сих пор был существенно ограничен.

На сегодняшний день, кроме 5 полностью государственных предприятий (Криворожский железорудный комбинат, Докучаевский флюсодоломитный комбинат, Новотроицкое и Балаклавское рудоуправления, государственное промышленно— производственное предприятие "Кривбассвзрывпром"), в состав "Укррудпрома" входят пакеты ряда днепропетровских ГОКов. Причем на трех из них — Центральном, Северном и Ингулецком (по крайней мере, до одобрения властями результатов допэмисии), государство владеет контрольными пакетами. Именно эти предприятия станут предметами ожесточенной борьбы будущих претендентов.

Как известно, до сих пор не решена участь закона, определяющего порядок приватизации ГАК "Укррудпром". Существуют два основных варианта его продажи. Первый — госкомпания продается целиком одному инвестору либо же некоему консорциуму компаний. Второй вариант предусматривает продажу "Укррудпрома" по частям структурам, которые уже контролируют на этих предприятиях не менее 25% акций. Именно этот проект, автором которого является нардеп Владимир Мовчан, был принят в конце прошлого года Верховной Радой в первом чтении.