- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Восточная сказка. Китайский интернет-гигант готов покорить Уолл-стрит
Последние несколько недель волки с Уолл-стрит ведут ожесточенную борьбу за одно из крупнейших в истории IPO. Виновником ажиотажа стал самый крупный игрок китайского рынка электронной торговли Alibaba Group. Компания заявила о начале подготовки первичного размещения акций на одной из нью-йоркских фондовых бирж, но и площадку, и имена ответственных за размещение банкиров пока держит в тайне.
Вначале был сайт
Компания Alibaba была основана в 1999 году учителем английского языка Джеком Ма. Вначале Ма и его партнеры зарегистрировали сайт Alibaba.com для проведения торгов между маленькими и средними предприятиями. Сейчас интернет-гигант занимает 80% самого крупного в мире рынка электронной торговли КНР с объемом $1,2 трлн. В 2012 году доход компании составил $4,9 млрд., а чистая прибыль — $1,1 млрд. Мажоритарными акционерами интернет-холдинга являются американская интернет-корпорация Yahoo! (24%) и японская медиакорпорация SoftBank (37%).
Интернет-компания Alibaba уже давно перестала быть просто ритейлером. В структуру холдинга входят несколько разносторонних проектов: портал торговли B2B (Alibaba.com), розничная интернет-торговля C2C (Taobao), поисковая товарная система (eTao), онлайн-медиа сервисы (ChinaVision Media Group), операционная система для сотовых телефонов Laiwang, платежная интернет-система Alipay. При этом сервис онлайн-платежей имеет уникальный механизм, выплачивая деньги продавцу только тогда, когда покупатель удовлетворен покупкой.
Почему Нью-Йорк
Для китайских компаний первичное размещение на американской бирже в новинку. Как правило, первой площадкой для первичного размещения акций становится гонконгская биржа. В 2007 году Alibaba так и сделала. Правда, тогда размещение акций оказалось неудачным. Вначале компания установила рекорд китайского интернет-рынка, заработав $1,5 млрд., но через пять лет акционеры решились на делистинг, выкупив акции по цене IPO с премией 35%.
На этот раз после длительных переговоров азиатский финансовый центр отказал в размещении акций, сославшись на несовместимость структуры компании Alibaba с требованиями биржи. Правила Гонконга не разрешают использовать два класса акций, которые позволяют владельцам компании сохранить контроль над компанией после IPO. Именно такую схему использовали Facebook и Google, когда становились публичными. В Alibaba управление осуществляют 28 учредителей и акционеров, которые владеют более 10% компании.
Такую структуру руководство хочет сохранить и после IPO, а это возможно только при выходе на американскую биржу, где нет строгого требования "одна акция — один голос", как в Гонконге. Кроме того, согласно прогнозу EY, на гонконгской бирже Alibaba могла бы привлечь не более $13 млрд., а в Америке эксперты предсказывают ей $15-20 млрд.
Стоимость сливок
Пока китайский интернет-гигант выбирает между американскими торговыми площадками, Лондон и Гонконг считают потери. Инвестиционные банки и юристы не зря стоят в очереди за этой сделкой, так как IPO стоимостью $100 млрд. случается не каждый день. Несмотря на то что комиссионные составят всего 2%, в отличие от привычных в США 4%, сумма войдет в историю.
Комиссия, при ожидаемом в ходе листинга подъеме на $20 млрд., составит $400 млн. Это четвертый крупнейший гонорар инвестбанкиров в истории размещений ценных бумаг (после Visa, ICBC и NTT Mobile Communications). Несмотря на то что обычно банки берут более высокий процент, они идут на уступки, когда речь идет о знаковых сделках. Кроме того, сопровождение такой сделки становится вопросом престижа.
Сейчас за IPO Alibaba активно борются ведущие американские торговые площадки NYSE и Nasdaq. Но после неудачного размещения акций Facebook интернет-компании охладели к последней. Тогда комиссия по ценным бумагам США оштрафовала биржу на $10 млн. за "слабые системы и процедуры принятия решений": система биржи не справилась с большим количеством заявок на проведение операций. Не исключено, что история может повториться и в случае с Alibaba.
Последствия
IPO в США "сделает нас более глобальной компанией и повысит нашу прозрачность", — сообщается в официальном заявлении Alibaba. Согласно оценке Macquarie Group Ltd., стоимость интернет-холдинга после выхода на биржу может достичь $200 млрд. Это означает, что Alibaba станет второй компанией с самой крупной рыночной капитализацией после Google ($394 млрд.), оставив позади Amazon ($172 млрд.) и Facebook ($172 млрд.). Учитывая ее показатели, это вполне возможно. В 2012 году оборот интернет-холдинга составил $170 млрд. — что выше совокупного показателя американских eBay и Amazon.
Первыми, кто выиграет от публичного размещения акций Alibaba Group, станут ее акционеры. Последнее время основной заработок Yahoo! формировался за счет роста дохода Alibaba. И грядущий выход на биржу означает больше наличных средств для Yahoo!. С учетом того, что Yahoo! хочет продать 10% Alibaba, а оценочная стоимость IPO составляет $100 млрд., компания заработает около $12 млрд.
Выгоден выход китайского интернет-гиганта на IPO и для США, которые теперь становятся главным IТ-рынком в мире. Тем более что пример Alibaba может стать заразительным и для других представителей КНР, которые, минуя Гонконг, сразу будут направляться в Штаты. Выход Alibaba на IPO означает, что пришло время понять, что Китай "стал взрослым", — считает бизнес-ангел, эксперт по азиатскому ИТ-рынку, Бенджамин Иоффе. Тем более что после затишья компании из КНР снова начали выходить на международный рынок.
Только за прошлый год шесть китайских IТ-компаний разместили свои акции на биржах США (500.com, Montage Technology Group Ltd., 58.com и др.). Первый желающий выйти напрямую в США уже есть. Sina Corporation (18% принадлежит Alibaba) уже заявила о планах IPO для своего китайского "твиттера" Weibo на американской бирже. Размер первичного размещения акций может составить около $500 млн., а стоимость Weibo достичь $7-8 млрд.