НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Вовремя пришел. Эксклюзивное интервью главного по налогам в Украине Александра Клименко

Председатель Государственной налоговой службы Украины рассказал о пятилетнем плане реформирования налоговой системы, продвижении в рейтинге Doing Business и способах наполнения бюджета в сложных экономических условиях


Александр Клименко, 31 год. С 17 лет работал в коммерческих структурах. На госслужбу пришел в 2005 году. В сентябре 2010-го возглавил Государственную налоговую администрацию Донецкой области, а год спустя — Государственную налоговую службу Украины.

Александр Клименко пришел в Государственную налоговую службу Украины очень вовремя. В феврале 2011 года в качестве заместителя тогдашнего председателя ГНС Виталия Захарченко, а с ноября того же года уже сам возглавил ведомство. На тот момент Налоговый кодекс, вызвавший множество пересудов в обществе, критики в бизнесе и даже демонстраций под стенами Верховной Рады и Кабмина, уже был принят и вступил в силу. Так что задачей Клименко была не подготовка, а реализация налоговой реформы, намеченной правительством. Что он и сделал. Это проявлялось, с одной стороны, в виде внедрения электронных налоговых сервисов для средних и крупных предприятий, за которое Всемирный банк в этом году повысил оценку качества налогового администрирования в Украине на 18 позиций в рейтинге Doing Business. С другой стороны, в ужесточении налогового давления, как, например, это было с запретом на перенос убытков предыдущих периодов и в других случаях, которые вызывают критику со стороны различных ассоциаций бизнеса, работающего в Украине. Впрочем, сам главный налоговик Украины видит эту ситуацию несколько иначе. То, что эксперты продолжают называть усилением фискального давления, глава ГНС считает шагом навстречу бизнесу, а запланированные налоговые нововведения, которым так противится бизнес, — мерами либерализации и детенизации. Об этом Александр Клименко рассказал в эксклюзивном интервью "Инвестгазете".

Вы довольны результатом в отчете Всемирного банка Doing Business 2013?

Такой результат не стал для нас сюрпризом. Еще год назад мы поставили себе цель — сократить затраты времени на ведение налогового учета. Была упрощена процедура регистрации новых плательщиков НДС, в ближайшее время мы полностью переведем ее в электронный, дистанционный формат. Объем необходимых документов сократился втрое. Жестко лимитированы сроки рассмотрения поданных заявлений — не более шести дней. Мы сделали ставку на высокие технологиии электронные сервисы. И это сработало. Например, доля плательщиков НДС, которые сдают отчетность в электронной форме, выросла с 39% до 98%. В начале года мы просчитали с помощью специальной модели прогноз, который я озвучил, что меры, которые были приняты, позволят Украине подняться в рейтинге Doing Business на 14 пунктов. В итоге Украина поднялась на 15 позиций в общем рейтинге, и на 18 — в налоговом блоке.

Несмотря на большой рывок, налоговая система Украины все равно занимает низкую позицию — 20-ю с "хвоста" рейтинга, что не свидетельствует о ее эффективности.

Если смотреть на динамику реформирования, то с точки зрения скорости приближения к лучшим показателям (индикатор Distance to frontier в рейтинге Doing Business. — Ред.) Украина сейчас стоит на одном уровне с такими странами, как Китай, Россия, Аргентина. Впрочем, наш потенциал — находиться, как минимум, среди пятидесяти лучших. Мы можем достигнуть этого благодаря улучшению тех показателей, на которых строится рейтинг. Во-первых, количество часов, потраченных на общение с налоговой. В прошлом году мы начинали с 657 часов и поставили себе задачу сократить эту цифру вдвое. Сегодня этот показатель составляет 491 час, и к концу года мы выйдем на 320-350 часов. Во-вторых, ставки по налогам. В Налоговом кодексе уже заложено их снижение. В ближайшие два года налоговая система Украины может стать одной из наиболее либеральных в Европе — как по ставкам, так и по администрированию.

"До конца года мы презентуем пятилетнюю стратегию развития налоговой системы"

Но такое внимание ГНС к показателям рейтинга и почти точная реализация вашего прогноза о росте на 14 пунктов привели к тому, что многие оппоненты упрекают вас, что вы работали исключительно на рейтинг.

Это голословные заявления. Раньше оппоненты критиковали нас за то, что все плохо. Теперь эксперты Всемирного банка внесли Украину в десятку реформаторов, и критиковать за это уже невозможно. Если посмотреть взвешенно, то результаты рейтинга — это объективная оценка системной и целенаправленной работы по всем направлениям экономических реформ — в налогообложении, регуляторной политике, банковском секторе.

Ключевую роль в повышении места Украины в налоговом рейтинге Doing Business играло внедрение электронных сервисов. Планируете ли вы какие-либо другие подобные нововведения из сферы IТ для улучшения налогового климата?

Главный тренд в налогообложении сегодня — чтобы налогоплательщик не знал в лицо своего налогового инспектора, что и обеспечивают новые технологии. Уже внедренная сдача отчетности по НДС в электронной форме, к примеру, сделала технически невозможным непринятие деклараций. Следующий шаг — полный охват электронной отчетностью плательщиков налога на прибыль и подоходного налога. Мы также сейчас тестируем электронную форму регистрации плательщика НДС, что автоматически сократит время, затрачиваемое бизнесом на эту процедуру, и устранит человеческий фактор. До конца года полностью будет сформирован комплекс необходимых мер. В своей работе мы используем лучший опыт авторитетных международных консультантов, которые работали с налоговыми службами Великобритании, Чехии, России и Канады (аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. — Ред.). Для начала они консультировали налоговую службу при разработке миссии, стратегии и показателей для оценки эффективности работы. Например, мы заложили в миссии понимание, что главная задача ГНС — не сбор налогов, а их администрирование. Наша цель — улучшение сервисов и процедур администрирования, а увеличение сборов налогов — уже следствие этих преобразований. Теперь мы с консультантами заканчиваем разработку пятилетнего плана реформирования работы налоговой службы — как ее внутренних, так и внешних задач.

В 2012 году ГНС продемонстрировала парадоксальные показатели — рост количества плательщиков НДС на 66%, тогда как поступления увеличились лишь на 4,7%. Как это объясняется?

Плательщиками НДС сегодня становитсямалый бизнес, который выходитна определенный уровень оборота ирегистрируется. Их отчетность принимается по факту отработанного периода. Их платежи еще не выросли,но мы считаем их заделом на будущее. Такие прогнозы вполне оправданы. Это продемонстрировал опыт введения вянваре 2012 года упрощенной налоговой системы: к осени число плательщиков единого налога выросло на 22%, а объемих платежей — в 2,5 раза.

Украинская экономика сейчас практически находится в стагнации. Вдобавок, в рамках налоговой реформы продолжают снижаться ставки поряду налогов. Тем не менее ГНС перевыполняет план по налоговым поступлениям в госбюджет. Как вам это удается?

За этот год мы показали свою жесткую позицию, что налоги должны платить все без исключения и что ответственность за неуплату также могут понести все. При этом уменьшили количество проверок до 7 тыс. за этот год, отменили фактические проверки малого бизнеса. Мы построили по всей стране сервисные центры, с помощью которых разделили функции налоговой на фронт-офис — тех, кто общается с плательщиками, и бэк-офис. Крупному бизнесу мы обеспечили индивидуальный подход в Центральном офисе по обслуживанию крупных плательщиков.

По сути, вы совмещаете детенизацию с либерализацией. За счет чего обеспечивается вторая — понятно. А что вы делаете для детенизации?

Внедрили риск-ориентированную систему, которая в режиме онлайн в течение 20 дней показывает все налоговые риски для бюджета из-за минимизации налоговой нагрузки и использования схем уклонения от уплаты налогов. Благодаря этой системе мы видим риски и имеем возможность их отрабатывать. Кроме того, что мы устраняем их постфактум, есть еще и сильный профилактический эффект. Бизнес осознает нашу жесткую позицию по неотвратимости наказания за уклонение от налогообложения, и за счет этого происходит рост поступлений. Например, в 2010 году сбор НДС составлял порядка 3 млрд. грн., в 2011-м — 5,5 млрд. грн., а в этом году мы приближаемся к 7 млрд. грн. К концу года будет сделан еще один большой шаг в этом направлении. Мы завершили совместный проект со Всемирным банком по повышению эффективности налоговой службы, благодаря которому у нас появилось IТ-решение для запуска мониторингового центра. Этот центр будет показывать, где и что происходит в режиме реального времени по всем основным точкам контроля. Программа сама будет следить за всем, начиная от регистрации предприятий и заканчивая оценкой налоговых ям и рисков.

А какие еще налоговые поступления, кроме НДС, вы рассчитываете увеличить за счет детенизации, чтобы наполнить госбюджет-2013?

"В ближайшие два года налоговая система Украины может стать одной из наиболее либеральных в Европе"

На следующий год глава ГНС Александр Клименко предусмотрел дополнительные источники налоговых поступлений в госбюджет — фондовый рынок: алкогольная и табачная продукция, офшоры и зарплаты "в конвертах" Фото: А. Фурман

Мы проанализировали отрасли с наибольшими налоговыми рисками и предложили соответствующие законодательные инициативы. По нашим оценкам, 90% ценных бумаг находится в тени. Высокий уровень тенизации характерен и для рынка подакцизных товаров — алкогольного, табачного. Поэтому 2 октября в парламенте был представлен законопроект №11285, содержащий предложения ГНС и Минфина по регулированию операций с ценными бумагамии деривативами и усилению контроля за табачной и алкогольной продукцией. Пока он не принят, но я не сомневаюсь, что вскоре это произойдет.

По различным оценкам, 30-60% украинской экономики находится в тени, и не последнюю роль в этом играют офшорные зоны. Есть ли у ГНС в запасе какие-то механизмы борьбы с ними?

Мы подсчитали, что на офшорных схемах Украина теряет порядка 100 млрд. грн., и подготовили две позиции по борьбе с ними на выбор. Один вариант — дополнительная ставка налогов. Второй — законопроект по трансфертному ценообразованию, который был разработан совместно с PricewaterhouseCoopers. Сейчас проводится подготовка к его обсуждению с крупным бизнесом и представителями общественных организаций. В ноябре он будет внесен в парламент.

12 июля Минфин и ГНС презентовали Концепцию реформирования налоговой системы, которая также прошла через обсуждение с бизнесом и с тех пор существенно изменилась. Часть предложений (например, об авансовой уплате налога на прибыль) вы по просьбе бизнеса согласились убрать. Другие (например, о налоге на оборот) — сохранили, несмотря на критику со стороны экспертов и бизнеса. Как будет выглядеть окончательная версия налоговой реформы?

Концепция находится на стадии обсуждения. В ее основу ляжет задание президента, которое он дал налоговой службе на последнем заседании Комитета экономических реформ, выстроить более либеральную налоговую политику. Пока там, действительно, остался налог на оборот и его дифференциация по отраслям. Не все отрасли готовы к одинаковым налоговым нагрузкам. Кроме того, мы должны стимулировать предприятия с более полным циклом производства. До конца года мы презентуем этот документ как составную часть нашей пятилетней стратегии.

Как обстоят дела с анализом налоговых льгот, который поручил провести президент? У вас уже есть какие-то промежуточные результаты и выводы?

Я считаю, что те налоговые льготы, которые не выполняют свою стимулирующую функцию, должны быть пересмотрены. В апреле и в октябре по нашему заказу независимая компания Research & Branding Group провела исследование индекса инвестиционной активности. И оказалось, что 46% бизнесменов выступают за отмену налоговых льгот. Из года в год количество льгот и так сокращается. Только за этот год их объем сократился на 10 млрд. грн. Но подход к льготам требует более серьезного изменения. Они должны выступать реальным стимулом для бизнеса. Сейчас мы рассматриваем разные варианты. Один из них — правительство централизованно дотирует конкретные предприятия, которые нуждаются в поддержке. Другой вариант — частично сохранить льготы. Какой из них будет выбран, можно будет сказать только после того, как Министерство финансов и каждое из министерств, которые отвечают за эти льготы, закончат анализ.