НБУ курс:

USD

41,45

+0,04

EUR

46,11

--0,01

Наличный курс:

USD

41,75

41,65

EUR

46,63

46,45

Вслед за Грецией

Судьба евро снова на волоске. К традиционным проблемным странам PIIGS могут присоединиться еще ряд государств еврозоны
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Уже через две недели после саммита стран еврозоны в Брюсселе, посвященного спасению Греции, финансовые рынки вновь были охвачены волнениями. Ситуация на Кипре свидетельствует о том, что список потенциальных кризисных стран стремительно растет.

Период отпусков? Только не в этом году. Долговой кризис выбил европейских политиков из традиционного августовского затишья. В начале августа Жан-Клод Трише, глава Европейского центрального банка, заявил во Франкфурте, что его ведомство снова возобновит программу выкупа гособлигаций проблемных европейских стран-должников, целесообразность которой вызывает немало споров в кругу европейских политиков.

До этого времени ЕЦБ уже выкупил гособлигации Греции, Португалии и Ирландии приблизительно на 80 млрд. евро. Сейчас банк проводит выкуп долговых бумаг Испании и Италии на вторичном рынке, поскольку прямой выкуп противоречил бы уставу ЕЦБ и Лиссабонскому договору. Основными угрозами выкупа гособлигаций являются инфляция и повышение зависимости ЕЦБ от действий политиков отдельных европейских стран. Поэтому одним из вопросов, поднятых на "греческом" саммите, было реформирование Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), который впоследствии сможет самостоятельно приобретать гособлигации проблемных стран на вторичном рынке.

Ситуация усугубляется тем, что проблемными странами еврозоны являются не только Испания и Италия, для которых саммит стал лишь короткой передышкой в бегстве от долгов. Понижение суверенных рейтингов Кипра оказалось сигналом того, что экономики маленьких стран-членов еврозоны подвержены риску нестабильности и в любой момент им может потребоваться помощь EFSF. Носителями риска являются также и государства-"новички", такие как Словения, ставшая членом еврозоны только в 2007 году.

Конечно, фонд EFSF не рассчитан на поддержку платежеспособности стран такого масштаба, как Италия и Испания, несмотря на то что ситуация с их долгами является для Евросоюза критичной. Однако несмотря на то, что потребности финансирования Италии превышают потребности Кипра в 145 раз, не стоит преуменьшать серьезность ситуации с островным государством Юго-Восточной Европы, на долю которого приходится лишь 0,2% ВВП еврозоны. Дело в том, что каждый новый "проситель" фонда EFSF ослабляет зону евро. Пример Греции ясно показал, что слабое звено, независимо от своего размера, разрывает цепь, нарушая ее целостность и стабильность. Вхождение Греции в зону евро изначально носило характер некоей лести со стороны Европейского центрального банка и сопровождалось твердой уверенностью в том, что такая маленькая страна никоим образом не сможет навредить еврозоне. Как выяснилось, это был просчет.

Аналитики считают, что Кипр в ближайшие месяцы будет повторно обращаться за финансовой помощью к руководству Евросоюза, несмотря на то, что Еврокомиссия пока не спешит удовлетворять эти требования. Незадолго до отставки правительства в конце июля министр финансов Кипра Харилаос Ставракис все еще пытался успокоить финансовые рынки заявлениями о том, что кипрская экономика достаточно стабильна и устойчива для противостояния внешним потрясе­ниям.

Хотя в следующем году Кипр и должен вернуть задолженность в размере 2,4 млрд. евро, основная часть этих долгов принадлежит внутренним инвесторам, готовым повторно выкупить облигации. Если объем задолженности не начнет уменьшаться, финансовый сектор может стать слабым местом в экономике страны. "Кипр испытывает серьезные проблемы из-за непропорционально большой доли банковского сектора в экономике, а также из-за тесной связи с Грецией как по активам, так и по пассивам баланса", — считает аналитик инвестиционной компании Brockhouse Cooper Алекс Беллефлер. "Активы кипрских банков раздуты и составляют более 600% ВВП, а о доле проблемных кредитов можно только догадываться", — добавляет главный экономист по управлению активами Ignis Asset Management Стюарт Томсон, который прогнозирует для Кипра "эффект снежного кома, как в Ирландии". По мнению большинства аналитиков, политика поддержки банковской системы во время кризиса привела страну на грань разорения.

Усиление оттока капитала Экс-министр финансов Ставракис утверждает, что депозиты кипрских банков достигли своего пикового значения в более чем 50 млрд. евро в мае 2011-го, что является поводом для спокойствия. Причина такого возрастания довольно тривиальна: большинство греческих инвесторов, напуганных кризисом, перевели свои активы за рубеж, в основном на Кипр, что объясняется географической и культурной близостью стран. Многие аналитики считают Кипр "греческим Уругваем", проводя аналогию с аргентинским кризисом 2001 года, когда потоки капитала хлынули из кризисной страны в небольшое соседнее государство. Очевидно, что Кипру угрожает та же участь: рано или поздно деньги иностранных инвесторов будут выведены обратно, и тогда банкам потребуется рефинансирование. Дополнительной сложностью для страны стал политический кризис, связанный со взрывом на базе ВМС и серьезным повреждением крупнейших электростанций на острове, что привело к необходимости формирования нового правительства. Неспособность новой власти эффективно справиться с последствиями энергетического сбоя привела к нарастанию народного недовольства президентом и его командой, что, скорее всего, повлечет за собой ухудшение финансовой ситуации на Кипре.

Старое правительство страны пообещало Еврокомиссии сократить бюджетный дефицит 2011 года, удерживая его в пределах 4% ВВП. Однако по итогам первого полугодия дефицит уже составил 3,47% ВВП, что намного превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Это связано, прежде всего, с упомянутой катастрофой, которая привела к возрастанию расходов бюджета и снижению доходов.

В контексте усиленного надзора стран евро за бюджетом островного государства в начале лета Еврокомиссия уже вынесла выговор властям Кипра за утверждение дополнительных расходных статей бюджета. Брюссель проявил недовольство несоответствием бюджетной политики страны консолидированным действиям Евросоюза по борьбе с долговым кризисом. Однако доклад не произвел должного эффекта. Общественность среагировала лишь в конце июля, когда стало известно об очередном понижении суверенного рейтинга Кипра агентством Moody's с "A2" до "Baa1" с негативным прогнозом. Краткосрочный рейтинг государства был понижен с "P-1" до "P-2". Moody's также понизило рейтинги двух крупнейших банков острова — Bank of Cyprus и Marfin-Popular Bank — из-за их воздействия на греческий долг. Вслед за этим суверенные рейтинги Кипра понизили рейтинговые агентства Fitch (с "А-" до "ВВВ") и Standard & Poor's (с "А-" до "ВВВ+").

Таким образом, рейтинг облигаций Кипра на данный момент всего на три ступеньки выше спекулятивного класса.

Рискованная Словения Меньший интерес со стороны Брюсселя пока вызывает Словения, которая подобно Кипру оказалась не в состоянии контролировать свои расходы. В этом году Еврокомиссия прогнозирует, что долг страны возрастет почти до 45% ВВП, что, на первый взгляд, может показаться безобидным. Однако повод для тревоги есть, поскольку с 2008 года этот показатель возрос более чем в два раза. "Если так будет продолжаться, наша страна скоро окажется в положении Греции, Португалии или Ирландии", — предупреждает глава Банка Словении Марко Кранец. Маленькая Мальта с долей госдолга в 68% ВВП уже "перевалила" за допустимую по методологии МВФ 60%-ную отметку. Индикаторы долга стран Евросоюза стремительно растут, из чего можно сделать вывод, что даже "примерные" страны ЕС рискуют попасть в долговую яму. Хорошим примером является Словакия: страна показывает приличные темпы роста экономики, рейтинговые агентства благосклонны к Братиславе, Еврокомиссия прогнозирует сокращение бюджетного дефицита с 7,9 до 5,1% ВВП. Но прогноз может оказаться несостоятельным в условиях ухудшения мировой конъюнктуры, особенно если учесть, что экспортная квота Словакии составляет около 80%.

Следует отметить, что финансовые неурядицы в европейских странах не стали для Брюсселя сдерживающим фактором в расширении границ ЕС: в июне лидеры 27 стран Евросоюза завершили переговоры по вопросу присоединения к Евросоюзу Хорватии. В 2013 году балканская страна присоединится к ним под номером 28.