- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Выгодная IT-расчетливость
Президент компании "Инком" Алексадр Федченко о выгодах сервисного подхода к составлению IT-бюджета
В компании "Инком" убеждены, что для того чтобы IT-бюджет наглядно демонстрировал суть всех финансовых расходов, компаниям имеет смысл использовать сервисную модель при составлении бюджета. В чем ее суть и преимущества "Инвестгазете" рассказал Алексадр Федченко, президент компании "Инком".
Сервисный подход к составлению бюджета — ваше ноу-хау или заимствованная модель?
Сервисный подход широко используется в мировой практике. В этом отношении "Инком" не был первопроходцем. Но мы одними из первых стали использовать эту концепцию для работы IT-службы в Украине.
Чем был вызван интерес и внедрение данного подхода в вашей компании?
Не так давно один из ключевых продавцов "Инкома" ввел неформальное определение для своей работы. "Я часто работаю переводчиком, — заявил он на одном из внутренних собраний, — перевожу информацию об IТ на язык бизнеса для моих клиентов".
Действительно, множество проблем в компаниях возникает из-за того, что мы разговариваем на разных языках: маркетинг не понимает продажи, продажи не могут договориться с логистической службой, бизнес не понимает IТ. В быту мы находим взаимопонимание благодаря логике, здравому смыслу, общим ценностям и целям. В бизнесе все вышеперечисленное воплощается в бизнес-процессы, KPI, методики работы и т. д. Вместе они образуют единый и понятный для всех язык фактов.
Украинские компании уже хорошо научились стандартизировать процессы продаж, маркетинга, контролировать финансовые потоки. А вот IТ — поле непаханое. В то же время бизнес хочет быть в курсе, на что тратит деньги IТ-служба, и какова собственно эффективность таких инвестиций. Пересчитать по пальцам у вас вряд ли получится, в конце концов, упремся в те же "трудности перевода" — то, что представляет ценность для IТ-специалиста, для бизнеса непоказательно. Ведь ему важен не сам факт реализации некоего IТ-сервиса или внедрения нового оборудования, а конечный результат и то, как он отразится на компании.
Что дает практикуемый вами подход?
Сервисно-ориентированный подход основан на каталоге услуг, а IТ-служба выступает как внутренний подрядчик для других подразделений. Соответственно, получая заявку IТ-служба выставляет счета на свои услуги, демонстрируя внутренним клиентам реальные затраты, которые несет. А каждая услуга при этом прозрачно оценивается и контролируется.
Еще один немаловажный аргумент в пользу сервисной модели. Компании с каждым днем все больше зависят от IТ. Информационные технологии проникают во все аспекты бизнеса и в том числе влияют на себестоимость продукции (услуг). Стоимость оборудования, его внедрение и будущее владение — это весьма немалая статья затрат. Поэтому политику ценообразования логично строить с учетом того, что IТ-затраты нужно относить к затратам основного производства и использовать для их учета методики, применимые к затратам данного типа.
Прямые затраты, связанные с предоставлением самих бизнес-услуг, относятся на бизнес-сервисы и включаются в себестоимость. С косвенными (непрямыми), которые связаны с управлением и операционной деятельностью IТ-службы и инфраструктурой, сложнее. Частично они могут быть перенесены с использованием специальных коэффициентов. Некоторые настолько формализовать не удается. Консультанты, специализирующиеся на вопросах поставки процессов управления IТ, помогут вам в этом вопросе.
Используя перечисленные инструменты, можно контролировать и оценивать инвестиции в IТ, расчетливо планировать и тратить, а также адекватно сравнивать собственные показатели с предложениями аутсорсинговых компаний. Сопоставляя предложения аутсорсеров с собственными показателями, вы сможете сделать обдуманный выбор и говорить с ними на одном языке фактов и цифр.