- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Выгодно сплавили. В чем выиграет Украина от потери Крыма
В парламенте Украины уже вторую неделю идет работа над законопроектом об оккупированных территориях, который определит формат взаимоотношений Украины с Крымом, в том числе экономических. Документ, который был принят в первом чтении 20 марта, был создан на основе аналогичного грузинского закона и довольно жестко ограничивает работу бизнеса в регионе. За это его уже успели раскритиковать международные организации.
Например, Агентству ООН по делам беженцев в Украине не понравилось, что проект криминализирует любую экономическую деятельность, если она осуществляется на основе лицензии. А под это определение подпадают даже врачи и пекари. Возможно, эти пожелания будут учтены во втором чтении. Многие опрошенные представители крупного бизнеса, работающего в Крыму, уже работают с комитетами Верховной Рады, чтобы обеспечить себе более приемлемые условия. Но когда консультации закончатся, законопроект, вероятно, будет принят: к этому в парламенте есть большая политическая воля.
В то же время нормы документа далеко не исчерпывающие. "Этот законопроект — рамочный, и он не может дать ответа на все вопросы", — объяснил "Инвестгазете" автор проекта Сергей Соболев. Многие ведомства сейчас разрабатывают под него свои решения и постановления. Например, НБУ пытается определиться, как перечислять гражданам Украины в Крыму пенсии и соцвыплаты, если все казначейские счета заблокированы. При этом в правительственном законе "О предотвращении финансовой катастрофы...", принятом 27 марта, устанавливаеться, что пенсии смогут получить лишь те, кто не оформил российские паспорта, а таковых, вероятно, будет немного.
Баба с воза
Вследствие оккупации Крыма довольно ощутимо снизится нагрузка как на государственный бюджет, так и на ресурсные рынки. Ведь, с одной стороны, Киев теряет крымские налоги. Но с другой — это с лихвой перекрывается освобождением от субсидий и дотаций местным бюджетам, выплат зарплат бюджетникам и пр. Кроме того, все получаемые с континента ресурсы — газ, электроэнергию и воду — Киев намерен теперь продавать исключительно по рыночной цене.
Расчеты в млрд. грн. Кликните для увеличения
К примеру, цена тока достигнет экспортной украинской либо среднеевропейской (0,75-1,41 грн. за кВт-час). Более того, Кабмин решил прекратить дотирование солнечных и ветро-электростанций Крыма, отменив для них "зеленый" тариф. Это позволит привлечь дополнительные средства в энергорынок, которым Кабмин уже даже нашел применение. Эти средства пойдут "Энергоатому", которому НКРЭ 24 марта повысила закупочные тарифы на 20%. "Когда Крым переведут на рыночные цены, снизится нагрузка на "Энергорынок", что позволит частично компенсировать рост тарифов", — объясняет старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква.
Похожая ситуация и с водой. "Если до сих пор днепровскую воду Крым получал бесплатно, то теперь будет выставлен счет, и мы будем ее реализовывать по рыночным ценам", — предполагает Сергей Соболев. Воду в Крым мы не продаем, однако в Госводагентстве объяснили, что предприятие взимает плату за поставку воды — в 2013-м она стоила 67 коп. за кубометр, а теперь тариф, по словам депутата, повысят в семь раз.
Что касается газа, то полуостров в прошлом году был обеспечен им на 82% благодаря работе компании "Черноморнефтегаз". Теперь она "национализирована" Советом министров Крыма. "Поскольку произошла экспроприация нефтегазовых месторождений, то мы будем обращаться в международные суды относительно возврата нашей собственности. Ответчиком в этом иске будет Россия", — заявил Соболев.
Работать в таких условиях
Законопроект Сергея Соболева, определяющий взаимоотношения Украины с Крымом, вызвал много вопросов у бизнеса. Опасения вызывает, вчастности, то, что в нынешней версии документа не урегулирован налоговый режим полуострова. По словам юриста ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрия Шемелина, не платить в российский бюджет не получится, поэтому украинской власти придется отменить обязанности крымского бизнеса перед украинским бюджетом. Сергей Соболев считает, что урегулировать коллизию можно таким образом: крымские компании будут платить в бюджет Украины в том случае, если их материнские структуры расположены на материке.
Этот подход поставил в тупик опрошенные "Инвестгазетой" украинские корпорации с активами в Крыму, поскольку пока что в налоговом законодательстве не предусмотрена возможность уплаты налогов за дочернее предприятие. Юристы допускают, что речь идет только о сетевых компаниях, для которых активы в Крыму не являются отдельным юридическим лицом. Однако, согласно заявлениям Совмина Крыма, таким участникам рынков, если они хотят работать на полуострове, придется зарегистрировать субъект в российской юрисдикции. А значит, они также выйдут из-под действия этого предложения.
Но больше всего возражений вызвали положения, которые запрещают на полуострове лицензионную деятельность и использование природных ресурсов. Эта норма, в частности, должна остановить работу Крымского содового завода, входящего в Group DF, поскольку он использует соленую воду озера Сиваш. В группе пока не смогли прокомментировать свое отношение к такой перспективе.
В процедуре второго чтения депутаты пока колеблются между идеей заморозить экономику Крыма и пониманием, что многие предприятия полуострова связаны с материковыми заводами. А заморозку провести будет несложно. Ведь очень многим компаниям, если они хотят работать в Крыму, придется нарушать новый закон. При этом, как отмечает руководитель налоговой практики Baker Tilly Андрей Репа, законом предусматривается ответственность реального владельца по цепочке компаний.
"Безусловно, в цепочке могут быть и номинальные владельцы компаний, но будут ли они на себя брать ответственность и прикрывать реальных бенефициаров? Думаю, что нет", — говорит эксперт. Правда, возникает вопрос о признании таких украинских решений за рубежом, к примеру, в рамках международного розыска, добавляет Дмитрий Шемелин. Но, по его мнению, государства, которые протестовали против действий России в Крыму, вполне могут поддержать Украину в этом вопросе.
"В общем, был бы предприниматель, топ-менеджер или собственник хотя бы с 5% капитала предприятия из Крыма, — резюмирует Андрей Репа, — а статья для них найдется". То есть если бизнес не добьется во втором чтении уступок, с принятием закона об оккупированных территориях его в любой момент можно будет обвинить в коллаборационной деятельности.