- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Выход Рината Ахметова к морю
Смена руководства украинских морских портов часто сопровождается дракой и штурмом зданий спецподразделениями милиции. Свежий пример — произошедшее недавно в Ильичевском порту, когда "Беркут" "помог" уволить генерального директора Константина Лавриненко, хотя смена власти в соседнем крупном порту "Южном" прошла на удивление спокойно. Бывший менеджер Рината Ахметова Александр Лагоша (возглавлял стивидорную компанию "Авлита", которая контролируется СКМ) занял кресло директора одного из крупнейших отечественных морпортов тихо и без лишнего шума. Выстраивание лояльной административной вертикали в порту "Южный" стало ключевым поворотом в развитии нового направления бизнеса богатейшего украинского предпринимателя — транспортного. Экспортоориентированный бизнес Ахметова, который к тому же зависит от импортных энергоресурсов, через год-два сможет обзавестись здесь собственными перевалочными комплексами. При этом, согласно плану развития "Южного", финансирование работ по углублению дна возьмет на себя государство.
Если создание "Портинвеста" — это логическое продолжение усилий по углублению вертикальной интеграции ключевого профит-центра группы — металлургического, то с другим новым направлением — аграрным — все не так просто. У компании нет опыта в АПК, да и активы эти попали в СКМ по наследству в виде чемодана с непонятным содержимым, который жалко бросить. Тем не менее и транспортное, и аграрное направления бизнеса уже нашли возможности синергии. В июле HarvEast стал третьим по объему экспорта зерна трейдером страны, а наличие собственных перевалочных комплексов в портах позволят холдингу продавать зерно с большей рентабельностью и быстрее, чем у конкурентов.
Осада Севастополя Покупка холдингом "Метинвест" за миллиард долларов американской угольной компании United Coal Company стала сенсацией на отечественном рынке. Ведь это произошло на пике мирового финансового кризиса — в мае 2009 года. Главный вопрос, который возник тогда — каким образом американский уголь будет доставляться на меткомбинаты холдинга. Ведь импорт угля в Украину ограничен нехваткой глубоководных причалов, способных эффективно принимать грузы.
"Метинвест" был вынужден завозить американский уголь в болгарский порт Бургас, а оттуда судами с меньшей грузоподъемностью в порты Бердянск и Мариуполь. Это значительно удорожало себестоимость угля и делало логистику его доставки сложной. Однако к приобретению угольных активов за океаном компания Рината Ахметова готовилась давно. Несколько лет стивидорное подразделение "Метинвеста" "Авлита" активно пыталось начать строительство собственного терминала по перевалке угля в Севастополе. Но дело застопорилось из-за протестов жителей города, которые боялись негативного влияния проекта на экологию региона. Противостояние время от времени накалялось, и "Метинвесту", несмотря на гарантии экологической безопасности проекта, пришлось отступить.
Севастополь был выбран не случайно. Эта глубоководная незамерзающая бухта идеально подходит под прием океанских судов большой грузоподъемности. Впрочем, планы компании пришлось переквалифицировать в "долгосрочный проект", а для перевалки угля искать другие варианты. Сразу после покупки UCC, уже в мае 2009 года, генеральный директор СКМ Олег Попов в интервью "Инвестгазете" впервые обозначил интерес группы к порту "Южный". "В Украине можно осуществлять перевалку угля и в других местах, например, в порту "Южный" — это если говорить о возможностях на "сейчас", — говорил тогда топ-менеджер.
Южные ворота Если раньше Ринат Ахметов пытался прорубить "окно" в море через Севастополь, а его бизнес-партнер Вадим Новинский замахнулся на строительство порта в Очакове с бюджетом более миллиарда долларов, то начиная с 2010 года планы кардинально поменялись. Собственник миноритарного пакета акций "Метинвеста" Вадим Новинский заморозил свой "очаковский" проект, а Ринат Ахметов, оставив неуступчивый Севастополь, принялся за строительство терминала в порту "Южный" под Одессой. Этому и предшествовало назначение исполняющим обязанности начальника порта Александра Лагоша. Имея такое административное прикрытие, компания СКМ, с одной стороны, может не опасаться за многомиллионные инвестиции в строительство собственного терминала на территории порта, а с другой, сводит к минимуму любые варианты противодействия (чего не удалось добиться в Севастополе).
Для реализации проекта Ринату Ахметову удалось привлечь опытного специалиста. "Портинвест" возглавил Александр Смирнов, который до этого руководил строительством крупнейшего в СНГ угольного терминала в латвийском порту Вентспилс. За 75 млн. евро и три года город получил перевалочный комплекс закрытого типа, исключающий загрязнение окружающей среды.
В СКМ рассказывают, что на строительство терминала в "Южном" в акватории Малого Аджалыкского лимана компания готова инвестировать не менее $200 млн. При этом директор по развитию новых направлений бизнеса СКМ Николай Нестеренко в перспективе рассматривает транспортное направление в качестве самостоятельного прибыльного бизнеса. "Предприятия группы СКМ (активы "Метинвеста" и ДТЭК) являются крупными потребителями транспортных услуг. Это говорит о том, что у нас есть и опыт, и экспертиза в данной сфере", — рассказывает он.
Восточный урожай Поглощение холдингом "Метинвест" ММК им. Ильича в июле прошлого года превратило СКМ не только в одного из крупнейших в мире производителей стали, но и в собственника одного из мощнейших отечественных агрохолдингов. Впрочем, в компании Рината Ахметова не сразу определились, что делать с доставшимися в наследство от "социалистического" бизнеса Владимира Бойко аграрными активами. Ведь раньше точечные инвестиции Ахметова в агропереработку (хлебозаводы, пивные комбинаты) особым успехом не увенчались. Прошло больше полугода, прежде чем Олег Попов намекнул, что склонен рассматривать аграрное направление как профильное для его компании. "Мы тщательно проанализировали эти активы и пришли к выводу, что их потенциал представляет собой отличную платформу для построения высокоэффективной сельскохозяйственной компании", — объясняют в СКМ.
В компании рассказывают, что в мае текущего года была утверждена полугодовая инвестиционная программа, согласно которой на модернизацию производства будет направлено 80 млн. грн. "Суммы долгосрочных инвестиций мы сможем озвучить не ранее 2012 года — когда будет утверждена стратегия развития холдинга HarvEast", — говорит глава HarvEast Дмитрий Скорняков. Он также отметил, что в текущем году холдинг рассчитывает получить $150 млн. выручки. На сегодняшний день по объему земельного банка (более 200 тыс. га) холдинг Рината Ахметова занимает восьмое место в стране. Эксперты оценивают его стоимость в сумму от $400 млн. до $500 млн. Впрочем, отмена моратория на продажу земли может резко повысить капитализацию компании.
А тем временем HarvEast сумел отличиться во время уборочной кампании. Холдинг собрал 1% от общенационального урожая (330 тыс. тонн зерновых), а в июле стал третьим по величине зернотрейдером. При этом компания удачно использовала преимущества от наличия собственного зернового терминала, контролируемого другим новичком рынка — холдингом "Портинвест". В компании сообщают, что в июле ей удалось перегрузить 30% от общего объема экспортированных через украинские порты зерновых культур (380 тыс. тонн).
Ринат Ахметов, в отличие от конкурентов, зашел в аграрный и транспортный бизнес довольно поздно. Однако масштаб инвестиций и уровень лоббистского ресурса во власти может позволить ему очень быстро стать главным игроком на обоих новых направлениях. К тому же предприниматель проявил активность на этих рынках в преддверии отмены моратория на продажу земли и грядущей приватизации портов.