НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Закат народовластия

До 2009 года суть либеральной демократии сводилась к делегированию избирателями власти и политикам в обмен на рост социальных стандартов и процветание. В последние годы эта формула не работает
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В этом году пройдут выборы в странах, где живет примерно 40% населения Земли. Эти люди будут голосовать за президентов, парламенты и премьеров. Но на избирательные участки, по прогнозам Института Брукингса, явится в лучшем случае половина избирателей. Многие вместо выборов выйдут на улицы, чтобы отстаивать свои права: социологи прогнозируют, что в 2014-м в протестах будут участвовать примерно 500 млн. человек. В основном — в демократических странах.

Демократия переживает кризис. По мнению Фила Когана, автора книги "Последние выборы", экономический кризис подорвал социальный договор, на котором держалась демократия, и теперь ситуация может стать неуправляемой. И действительно, по данным ООН, с 2010 года количество людей, живущих за чертой бедности ($1,25 в день), выросло на 10%, достигнув отметки в 1,2 млрд. Интересно, что больше всего количество малоимущих увеличилось в развитых странах — на 36%.

Сейчас значительная часть населения в Европе и США считает, что экономический кризис начался именно по вине властей. "И даже, возможно, из-за сговора политиков с банкирами, — уточняет профессор Стэнфордского университета Филип Липси. — Ведь крупные банки начали штрафовать только через пять лет после начала кризиса. И это не может успокоить население". Но это одно из проявлений кризиса демократии "снизу".

При этом "сверху" власти слишком отдалились от избирателей, преследуя свои интересы, чуждые большинству граждан. К примеру, войну США с терроризмом в 2011-м не поддерживали 64% американцев, но Вашингтон упорно отправлял в Ирак и Афганистан все новых солдат, тратя на это по $100 млрд. в год. Масла в огонь подливает тот факт, что экономическую политику в США и ЕС сейчас определяют чиновники, которых не избирают, а назначают политики. А это почти автоматически означает игнорирование пожеланий значительной части населения.

По мнению большинства экспертов, нынешний кризис демократии может привести к росту популярности радикальных сил и авторитарных режимов, которые на фоне слабых либеральных демократов выглядят более привлекательно. Поскольку, в отличие от традиционных политических партий, предлагают кардинальные реформы в обществе или революционные изменения.

Великая апатия

В развитых странах самыми массовыми выборами в этом году станет избрание более чем 800 депутатов Европейского парламента, представляющих интересы свыше 500 млн. населения Европы. Главным неприятным сюрпризом для Брюсселя в ходе этого голосования может стать низкая явка избирателей. В 2009 году она составила всего 43% от общего количества населения. По оценкам некоторых евродепутатов, в 2014-м она будет на уровне 35-40%.

Это почти автоматически означает, что поддержку получат радикальные партии — приверженцы традиционных политических течений в основном останутся дома. Главных причин такой апатии три.

Во-первых, это слишком сложная система власти в ЕС. "У нас более 150 разных министерств и ведомств только на общеконтинентальном уровне, не считая национальных органов власти, которые часто дублируют друг друга", — сказал "Инвестгазете" Джеффри Макнкофф из Center for Strategic and International Studies. Реформа европейского управления идет крайне медленно, так как ее надо согласовывать с каждой из 28 стран союза. Например, к 2020 году в ЕС (может быть) начнет работать общий банковский союз, который, по мнению итальянского экс-премьера Марио Монти, нужно было организовать еще несколько лет назад. В итоге все это время — как минимум до 2020 года — Брюссель будет пытаться контролировать национальные бюджеты и устанавливать процентные ставки административными методами. Что вызывает недовольство избирателей на местах.

Во-вторых, политика экономии, за которую ратуют в ЕС, не устраивает, по данным Eurostat, 60% граждан союза. Однако среди чиновников и депутатов Евросоюза никто не думает сворачивать этот курс. В итоге на юге континента — в той же Испании или в Греции — не понимают, почему должны голосовать за тех, кто урезает им пенсии и социальные выплаты. А на севере, например, в Германии или Дании, не хотят платить из своих кошельков взносы на экономическую помощь грекам и испанцам.

В третьих, партийные бюджеты традиционных европейских партий сейчас также переживают кризис. Если в 2009 году Народная партия, которая получила большинство в Европарламенте, могла себе позволить потратить на выборы 250 млн. евро, то теперь ее расходы сократятся до 100 млн. евро. Этого — на фоне рецессии в странах еврозоны — вряд ли хватит, чтобы нормально провести агитацию, мобилизовав своих избирателей для голосования. "В отличие от праворадикальных партий, которые уже побеждали на выборах в Греции, Италии или Бельгии, либералы выглядят, как давно больные и старые политические движения", — объясняет "Инвестгазете" Питер Павлак из European Union Institute for Security Studies. По его мнению, новый парламент будет более радикальным. Что станет как раз отражением общей политической апатии большинства европейцев.

Другой аспект кризиса демократии в развитых странах — промежуточные выборы в Конгресс США, которые пройдут в этом году. Там также ожидается низкая явка, но в отличие от Старого Света, в Америке собираются бороться с этим деньгами. В 2014-м кампания в штате Массачусетс, по прогнозам The Economist, будет стоить не менее $2 млрд., хотя в 2010 году обошлась на $500 млн. меньше. А будущая президентская кампания в 2015-м вообще должна поставить рекорд по затратам — $15 млрд. Хотя суммарный бюджет выборов в 2012-м был намного скромнее — $7 млрд. В кризис американцы не понимают, почему их благосостояние падает, а политикам приходится проводить все более дорогие мероприятия, чтобы удержаться у власти.

По мнению Майка Таннера из CATO Institute, до кризиса, пока зарплаты росли, американцы спокойно голосовали за привычных политиков и партии. Но теперь они припомнят конгрессменам и кандидатам в президенты, что люди, определяющие кредитно-денежную политику, как, например, глава ФРС или министр финансов, назначаются, а не избираются. Хотя сейчас они, по мнению Фила Когана, влияют на политику больше, чем конгрессмены. Поэтому многие американцы не видят смысла голосовать на выборах, поскольку политики непосредственно не влияют на экономику страны.

Впрочем, апатия — не худшее проявление кризиса демократических институтов. В развивающихся странах люди выступают против властей уже с оружием в руках.

Гроздья гнева

По данным американского Совета по внешней политике, с начала кризиса более 70% партий, которые были при власти до 2009 года, потеряли свои позиции. Чаще всего власть менялась кардинально — на ее место приходила оппозиция. И только в половине случаев это обошлось без кровопролития. Большинство насильственных смен режимов происходило в развивающихся странах.

По мнению Филипа Липси, во многом это связано с тем, что с началом кризиса развитые страны перестали финансово помогать значительной части правительств Латинской Америки, Азии и Африки. Согласно исследованиям Hoover Institute, в период с 2005-го по 2010 год США и ЕС выделили "на политическую стабильность" в этих странах более $40 млрд. только по официальным проектам. Когда же начался кризис, программы были свернуты, и правительства развивающихся стран, по сути, потеряли возможность покупать лояльность избирателей.

Это привело к революциям, самой масштабной из которых стала "арабская весна", объединившая череду выступлений против авторитарных режимов на Ближнем Востоке. По мнению Алана Меддера из CFA Institute, из-за оттока западного капитала ВВП арабских стран с началом кризиса упал в среднем на 3-5%, и это обострило недовольство существующей ситуацией. В целом события в ходе всех революций "арабской весны" развивались по одной схеме: экономический кризис, волнения, революция, попытка построить народовластие и демократию. После чего к власти приходила радикальная партия, революцию подавляли военные или страна погружалась в хаос гражданской войны.

Большинство экспертов считают, что протесты, которые идут сейчас в Таиланде, Венесуэле или Украине, также связаны с тем, что экономика развивающихся рынков начинает падать, и власти не способны обеспечить себе поддержку. Поэтому в 2014-м аналитики ждут новых взрывов негодования и протестов. И самыми уязвимыми тут будут государства БРИКС и связанные с ними развивающиеся страны.

Один путь

Основа либеральной демократии — это не только право голосовать. "Избиратели ценят личную свободу и минимальное вмешательство государства в их жизнь. Но постоянные скандалы с прослушиванием граждан АНБ или с незаконными тюрьмами для подозреваемых в терроризме делают власти все менее популярными для избирателей", — говорит лорд Дэвид Хоуэлл, эксперт по международной политике.

По мнению Фила Когана, на этом фоне привлекательнее выглядят даже авторитарные режимы, которые не прикрываются выборами, но при этом обеспечивают постоянный экономический рост и меньше зависят от сговора представителей крупного капитала. Главным примером этой формы правления остается Китай, который пережил кризис с самыми высокими показателями роста экономики —8-10% ВВП в год и смог в вдвое увеличить число представителей среднего класса за последние десять лет.

Другими словами, единственный рецепт для демократов — победить кризис и опять привести свои страны к экономическому процветанию. Но в этом году это им вряд ли удастся — ВВП США и ЕС "подрастет" максимум на 1-2%. Соответственно, надеяться на окончание кризиса демократии там — да и практически во всем остальном мире, зависящем от экономик США и ЕС, — в ближайшее время не приходится.