- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Запад нам поможет
На прошлой неделе корпорация "Индустриальный союз Донбасса" подписала с польской стороной договор купли-продажи металлургического комбината Huta Czestochowa. Эта сделка стала второй крупной инвестицией украинской компании на европейском рынке после покупки венгерского Dunaffer. Скупка активов в Европе и США является распространенной практикой, благодаря которой производителям удается обойти ограничения на импорт металла. Устойчивый пул претендентов на последние неприватизированные стальные активы в Европе сегодня состоит преимущественно из российских, украинских и известных мировых металлургических холдингов
В условиях ценового кризиса на рынке металла, спровоцированного превышением объемов его производства над спросом, под угрозой оказались традиционные рынки сбыта украинских и российских металлургов, сосредоточенные преимущественно в Юго-Восточной Азии. Собственно, нынешний кризис далеко не первый, и прозорливые собственники металлургических холдингов готовились к нему заранее. Одной из таких подготовительных мер стала массовая скупка металлургических активов в традиционно закрытых для импорта Европе и Америке. Будучи "чужими среди своих", украинцы и россияне таким образом обходят торговые ограничения, дорабатывая свою полуфабрикатную продукцию на небольших, но современных меткомбинатах на Западе.
Поближе к Европе
Официальное подписание договора о покупке активов металлургического завода Huta Czestochowa состоялось в присутствии президентов Виктора Ющенко и Александра Квасьневского на ежегодном экономическом форуме "Украина — Польша". "В этот раз польская сторона все провела честно и прозрачно, и ИСД обыграл конкурентов с большим отрывом. Это стало для многих серьезным сигналом — украинская металлургия, украинские собственники смогли победить крупных грандов и оказались впереди. Этот конкурс стал настоящим испытанием на прочность для украинского бизнеса", — так прокомментировал победу своей компании председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута.
Заплатив за предприятие порядка $380 млн., ИСД обошла в непомерно затянувшемся конкурсе своего основного конкурента — индийско-британскую компанию Mittal Steel (MS). Напомним, что победе ИСД предшествовали многочисленные конфликты с Mittal Steel. Она не раз обвиняла украинскую компанию в нарушении условий проведения конкурса, в частности, в неправомерной попытке дешево приобрести задолженность Huta Czestochowa. Это стало поводом для заявлений MS о возможности инициирования вопроса о незаконности приватизации метзавода в Европейской комиссии.
Впрочем, отнюдь не цена, уплаченная донецкой компанией, позволила ей обойти лидера мирового сталелитейного рынка. Украинцы пообещали также погасить задолженность Huta Czestochowa (свыше $440 млн.) и в течение ближайших двух лет инвестировать $113 млн. в его развитие. И это не считая огромных социальных обязательств покупателя перед профсоюзом польского завода. Таким образом, в целом, хоть и не одноразовым платежом, ИСД покупка польского меткомбината обойдется в сумму более $1 млрд. Весьма неплохая цена за предприятие, производящее не более 900 тыс. тонн стали в год.
Huta Czestochowa не имеет собственных источников металлургического сырья. Не обладает этими ресурсами и ИСД. Понимая это, холдинг попытался свести риски обеспечения комбината всем необходимым к минимуму. С этой целью компания ранее выкупила крупный пакет акций металлоторговой организации Zlomrex S.A. Донетчане также претендуют на покупку угольных шахт Jastrzebska Spolka Weglowa S.A., коксохимического завода Koksownia Przyjazn Sp., комплекса трубных заводов Walcownia Rur Jednosc и пока неназванного судостроительного завода в Гданьске. Последнее потенциальное приобретение как нельзя лучше сочетается с прогнозируемыми экспертами поставками слябов с Алчевского меткомбината на Huta Czestochowa с последующей перекаткой их на судовой лист и реализацией на внутреннем рынке Польши и в странах ЕС.
Конкуренты берут свое
Впрочем, украинцам везло далеко не всегда. Еще в середине июня две крупнейшие отечественные финансово-промышленные группы — "Индустриальная группа" и System Capital Management — проиграли в конкурсе по приватизации чешского меткомбината Vitkovice Steel российскому "Евразхолдингу". Чешский приватизационный комитет рекомендовал утвердить фирму Mastercroft (аффилированная с "Евразом" компания) победителем конкурса на покупку 99% акций завода. За них компания Александра Абрамова предложила около $288 млн.
Украинские SCM и "Индустриальная группа" (в консорциуме с чешской Trinecke zelezarny) сумели занять лишь второе и третье места в конкурсе, предложив за Vitkovice $284 и $243 млн. соответственно. Еще два претендента, коими являлись чешская Charles Capital и чехословацкая Penta Investments, были исключены из списка участников ввиду несоответствия условиям конкурса. Кстати, последняя не восприняла свое поражение в конкурсе как должное и сегодня оспаривает решение правительственной комиссии по приватизации Чехии в судах. Основанием для этого служит то, что Penta в ходе торгов сделала самое щедрое ценовое предложение в $366 млн.
По мнению аналитиков, Vitkovice Steel не является исключением в ряде других приобретаемых россиянами металлургических активов и представляет интерес как плацдарм для "захода" на богатый рынок ЕС. Мощность предприятия составляет 950 тыс. тонн в год, оборот в 2004 году превысил $540 млн., тогда как доналоговая прибыль выросла более чем в 10 раз — до $62 млн.
Одним из факторов, сыгравших в пользу первого зарубежного приобретения "Евр-
аза", стало размещение IPO в Лондоне, а также недавний отказ от приобретения грузинских активов — производителя марганцевых концентратов "Чиатурмарганца" и Варцихской гидроэлектростанции. Предложив за эти предприятия порядка $132 млн., уже признанный победитель конкурса решил, что лучше потерять $20 млн. (депозит за "Чиатурмарганец"), нежели приобретать заведомо убыточные активы. А вот российская "Северсталь" вовремя покинула ряды претендентов на Vitkovice, сосредоточив свои усилия на покупке итальянской корпорации Lucchini, в которую входят около 20 предприятий с совокупным выпуском 4 млн. тонн стали в год.
Кому везет больше?
Стоит отметить, что активность россиян на зарубежных рынках с каждым годом возрастает. Российские металлурги уже давно занимаются скупкой западных активов. Трубная металлургическая компания владеет румынским Artrom, а стальная группа "Мечел" — сразу тремя заводами: румынскими Cost, S.C. Industria Sarmei S.A. и хорватским Mechel Zeljezara. Вышеупомянутая "Северсталь", кроме итальянского завода, владеет также американской Rouge Industries. Несмотря на огромные убытки, это предприятие позволило Алексею Мордашеву справедливо рассчитывать на выход в высокоприбыльный сектор автомобильной стали: покупателями продукции Rouge традиционно выступали концерны Ford, Daimler Chrysler и General Motors.
Возможность покупки европейских активов не исключает и совладелец финансово-промышленной группы "Интерфин" Алишер Усманов. Цели все те же: превратить зарубежные заводы в места создания наибольшей добавленной стоимости. Так, например, Новолипецкий меткомбинат, контролирующий датский Dansteel, не только поставляет туда стальные полуфабрикаты, но и полностью прекратил на нем выплавку стали, сосредоточившись на готовом прокате.
В последние несколько лет российские и украинские компании часто сталкиваются в борьбе за тот или иной европейский актив. Самой обделенной в данном контексте выглядит украинская SCM. Хороший задел в виде приобретения итальянского завода Ferriera Valsider SpA пока так и не удалось продолжить: другие конкурсы, в которых принимала участие SCM, были проиграны. Впрочем, компания Рината Ахметова не прекращает попытки войти на устойчивые рынки цивилизованных стран.
Всего на зарубежные приобретения холдинг собирается потратить порядка $1 млрд. Так, SCM планирует принимать участие в приватизации 49,9% акций крупного турецкого меткомбината Erdemir. Заявки на участие в конкурсе уже подали Новолипецкий меткомбинат и такие гиганты, как Mittal Steel и Arcelor. Наряду с румынским трубным заводом Tepro и сталеплавильным Cilindrul Galan турецкий Erdemir является одним из последних ликвидных металлургических активов в Европе. А значит, борьба за него обещает быть крайне ожесточенной.