НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Запутавшись в оптимизме

В четверг Верховная Рада, скорее всего по политическим соображениям, утвердит программу деятельности правительства Украины

Этот документ за полтора месяца, прошедшие со времени его презентации депутатам, стал носить еще более декларативный характер и не содержит теперь каких-либо экономически обоснованных обязательств Кабмина по улучшению экономической ситуации в стране. По мнению экспертов, более 90% положений программы не подкреплены ни прогнозными показателями, ни тем более конкретными сроками их реализации

На прошлой неделе Кабмин вынес окончательный проект своей программы на суд представителей общественных организаций, которые, как и ожидалось, в целом ее поддержали, покритиковав для проформы невнимание правительства к отдельным второстепенным или "узкоспециализированным" вопросам. Проект, представленный широкой общественности, отличается от первоначального варианта, вынесенного на суд депутатов, прежде всего отсутствием главы, содержащей макроэкономические прогнозы на 2003-2004 гг., за невыполнение которых Кабмин может нести конкретную ответственность.
Свои прогнозы относительно развития ситуации в стране правительственные чиновники, вместо того чтобы включить в программу, предпочитали давать устно. Но и эти прогнозы, к сожалению, зачастую экономически необоснованны. Так, прогноз роста реального украинского ВВП на 5 — 6% в нынешнем году, а в 2004-м — уже на 8%, кажется слишком оптимистичным и может быть достигнут только в случае проведения качественной фискальной реформы, которая в полном объеме вряд ли будет проведена до конца этого года.
Однако очень сомнительным выглядит принятие до сентября всех законов, изменяющих систему налогообложения со следующего года, а принятие в целом нового Налогового кодекса выглядит и вовсе нереальным. Если даже будут уменьшены ставки налогов, это, по мнению экспертов, мало повлияет на динамику экономического роста, поскольку главным препятствием для субъектов хозяйствования, как показывает практика, является именно администрирование налогов и платежей. По этому же пункту в программе значится только абстрактное намерение правительства улучшить систему сбора платежей в бюджет.
Свои ожидания Кабмин связывает с ускорением темпов экономического роста в первом квартале этого года. Так, за январь — март промышленное производство выросло на 10,6%, а реальный ВВП за январь — февраль увеличился на 7,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако рост является скорее статистической иллюзией, чем экономической реальностью, поскольку он достигается исключительно за счет падения производства в начале прошлого года (т. е. за счет уменьшения базы сравнения).
Еще более завышенными кажутся прогнозные показатели развития отдельных секторов отечественной экономики, которые иногда фигурировали в выступлениях членов Кабмина, представляющих программу. Остается до конца непонятным, как настолько значительные приросты в каждом из важнейших секторов в сумме могут дать посчитанный правительством рост ВВП.
Так, намерение правительства увеличить реальные доходы населения на 25% до конца 2004 года (т. е. на 12 — 15% в год) должно, по логике, увеличить на такую же величину потребление. Учитывая, что потребительские расходы составляют сегодня более 55% ВВП, это уже само по себе должно привести к росту внутреннего валового продукта более чем на 6%. Прогноз роста инвестиций также плохо соотносится с общим прогнозом экономического роста в стране. Инвестиции, составляющие более 20% украинского ВВП, по мнению чиновников, "должны возрастать как минимум в полтора раза быстрее, чем ВВП страны в целом", т. е. темп их роста должен составлять по крайней мере 8 — 10% в год. Учитывая это, ВВП в целом должен увеличиться еще на 1-2%.
Исходя из этих расчетов, а также из прогнозированного ежегодного роста экспорта на 5%, увеличение ВВП в Украине в 2003-2004 гг. должно составить даже не 5 — 8%, а все 10 — 12%, что является абсолютно нереальным, исходя из сегодняшних экономических предпосылок. Подобная несогласованность основных макроэкономических показателей ставит под сомнение экономическую обоснованность прогнозов правительства и заставляет усомниться в существовании в Кабинете Министров единого целостного видения экономических преобразований.
О факторах, которые могли бы к этому привести (а это государственное потребление, составляющее еще 20% ВВП, и импорт) в программе нет ни слова. Отсутствие какого-либо прогноза по импорту выглядит тем более подозрительно, поскольку программа предполагает вступление Украины в ВТО уже до конца следующего года, и это не может не повлечь существенного его роста. Такое увеличение импорта может серьезно отразиться на отечественном производстве, особенно ввиду предполагаемого увеличения доходов потребителей, когда они смогут позволить себе покупать более дорогие импортные товары. Но программа умалчивает и об этом, упоминая вскользь лишь то, что приоритетом деятельности Кабмина останется "обеспечение равного доступа потребителей к отечественным и зарубежным товарам".
Что касается приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности, то правительство продолжает декларировать желание интегрироваться в евроатлантические структуры, хотя на деле в недавнем прошлом его представители подписали меморандум о создании единого экономического пространства на территории СНГ и соглашение о газовом консорциуме, о которых в программе нет ни слова.
Необоснованным выглядит также заявление Кабмина о "сохранении ценовой стабильности и защите доходов граждан от инфляции", особенно ввиду последних заявлений многих официальных лиц о грядущем увеличении коммунальных тарифов. Это, по мнению аналитиков, может привести к росту инфляции до 8 — 10% до конца этого года. Результаты первого квартала, когда инфляция уже составила почти 4%, пока лишь подтверждают эти неприятные прогнозы. При этом собственного прогноза роста потребительских цен на 2003 — 2004 гг. правительство не приводит, равно как и не говорит о ценовой политике в государственном секторе, которая будет определяющим для инфляции фактором на протяжении следующих двух лет.