НБУ курс:

USD

41,94

+0,10

EUR

43,75

+0,24

Наличный курс:

USD

42,50

42,42

EUR

44,48

44,22

Заведомый проигрыш

Чем грозит отечественному углепрому передача в управление привлекательных активов по "теневой схеме".

Чем грозит отечественному углепрому передача в управление привлекательных активов по "теневой схеме".

В условиях все более обостряющегося дефицита основных видов металлургического сырья, в том числе и коксующихся углей, спрос на угольные активы со стороны как украинских, так и зарубежных метпроизводителей неуклонно растет. В то же время постоянная угроза энергетического кризиса, с одной стороны, усиливает значимость профильных угольных активов для украинского государства, а с другой, влечет за собой рост их рыночной цены. Одним словом, несмотря на видимую инвестиционную непривлекательность, за последние два-три года украинские шахты превратились в высоколиквидный товар.

Уже в ближайшее время правительство намерено заняться привлечением инвестиций в угольную отрасль. Напомним, что на сегодняшний день все угледобывающие предприятия Украины, за исключением 14, которые функционируют автономно, объединены в 35 вертикально интегрированных холдинговых компаний. При этом 12 из 14 независимых шахт владеет государство, равно как и 33 холдингами из 35. Иначе говоря, пока в госсобственности остается почти 90% предприятий отрасли, или 138 действующих шахт. Между тем из всех госпредприятий, добывающих коксующийся уголь, убыточны 80%, из шахт, специализирующихся на добыче энергетического угля, — 93%. К тому же в настоящее время 42% угледобычи в Украине обеспечивают предприятия негосударственной формы собственности.

Первая попытка удовлетворить растущий спрос на угольные активы и одновременно вывести отрасль из запустения была предпринята в начале 2006 года Кабмином Юрия Еханурова. Было решено подготовить и выставить на продажу чуть более десятка наиболее привлекательных объектов, на что сразу же откликнулись ряд потенциальных претендентов из числа отечественных металлургических компаний. Так, о своем желании участвовать в приватизации шахт тогда заявили "Донбасская топливно-энергетическая компания" ("ДТЭК"), корпорации "Интерпайп" и "Индустриальный союз Донбасса" ("ИСД"), группа "Приват", ММК им. Ильича и, наконец, "ArcelorMittal Кривой Рог". Однако вследствие несогласованных действий Минуглепрома и Фонда госимущества ничего так и не было продано.

Вслед за этим начало подготовки к продаже угледобывающих активов инициировало в августе 2006 года правительство Януковича. На сей раз речь шла о комплексной широкомасштабной приватизации всей угольной отрасли, главным принципом которой должна была стать вертикальная интеграция шахт в смежные отраслевые комплексы. А именно, тогдашний Кабмин видел в числе наиболее эффективных собственников шахт, добывающих коксующийся уголь, крупные металлургические компании, владеющие коксохимическими активами; в качестве наиболее перспективных инвесторов для шахт, специализирующихся на энергетическом угле, планировали привлечь энергокомпании. В любом случае, то правительство считало целесообразным проведение приватизации в отрасли в контексте ее реформирования.

Новая концепция Официально Концепция реформирования угольной отрасли была утверждена только в мае 2008 года правительством Юлии Тимошенко. Разумеется, и концепция, и соответствующая ей модель приватизации были уже иными. Так, в конце июня Кабмин обнародовал информацию, согласно которой Минуглепром подготовил к первоочередной продаже первые 12 лотов из 22, предусмотренных Концепцией, каждый из которых включает угледобывающие предприятия с высокой, средней и низкой рентабельностью. При этом полный список объектов, которые планируется продать, обнародован не был.

Между тем, как констатирует стратег ИК "Ренессанс Капитал Украина" Джеффри Смит, инвестиционная привлекательность украинских шахт в значительной мере определяется ценами на другие виды энергоносителей: чем дороже нефть и газ, тем большее число ранее убыточных шахт становится перспективным объектом приватизации. По мнению г-на Смита, на сегодня более всего в покупке шахт, добывающих энергетический уголь, заинтересованы генерирующие компании, такие как "Днепрэнерго", "За-падэнерго", "Центрэнерго", "ДТЭК", "поскольку подобные сделки позволят им интегрировать поставки сырья и тем самым защитят от рисков несинхронной либерализации рынков топлива и генерации".

Как бы то ни было, но недавнее совещание в Минуглепроме всерьез поставило под сомнение как перспективы основных игроков металлургического и энергетического рынков пополнить свои технологические цепочки недостающими звеньями, так и возможность полноценного инвестиционного наполнения реформы угольной отрасли. Произошло это потому, что в ходе данного мероприятия идея приватизации угледобывающих предприятий была фактически нивелирована. Вместо этого участники договорились, во-первых, о передаче в управление определенной части угольных активов заинтересованным в них компаниям с преимущественным правом их последующего приобретения в обмен на инвестиции общим объемом $557 млн. Во-вторых, о реструктуризации другой части активов, которые после приватизации находящихся у них на балансе убыточных объектов социальной сферы будут переданы инвесторам в собственность без конкурса.

Разумеется, ведущие игроки отечественного горно-металлургического комплекса тут же констатировали, что речь идет о "теневой" приватизации привлекательных активов, рыночная стоимость которых многократно превосходит объемы предлагаемых ныне инвестиций. А аналитики инвесткомпаний, в свою очередь, уже подсчитали, что сумма, которая могла бы быть выручена в результате приватизации 11 шахт, запланированных Минуглепромом на передачу в управление, составляет более $4,5 млрд. В целом же, как считает г-н Смит, "хотя правительство обязано привлечь к процессу приватизации максимальное число инвесторов для обеспечения их конкуренции, его недавние заявления идут вразрез с этим принципом". Ценой же подобной политики, по мнению эксперта, могут стать "многочисленные иски со стороны компаний, которые не смогли в нем участвовать".

Последствия "теневой" приватизации Как отмечают некоторые эксперты, средства, недополученные в результате непрозрачной приватизации угольных активов, или судебные иски — это наименьший вид ущерба, который может быть нанесен при этом украинской экономике. Ведь в условиях роста цен на российский природный газ Украине как никогда важно было бы сохранить контроль над своими угольными энергоресурсами и полноценно их использовать на ТЭС.

Однако в числе объектов, которые Минуглепром планирует передать в управление, оказались и две крупнейших в СНГ шахты по добыче антрацита: ГП "Ровенькиантрацит" (добывает 8 млн. тонн угля в год) и ГП "Свердловантрацит" (7,5 млн. тонн). Предполагается, что в обмен на инвестиции в оба предприятия в размере $150 млн. они окажутся сначала в управлении, а после продажи без конкурса — в собственности российского ЗАО "Сибирский антрацит", крупнейшей в СНГ компании по добыче энергетического угля. Из чего следует, что по итогам подобной "теневой" приватизации один из главных энергетических ресурсов Украины может оказаться под контролем России.

Наряду с этим эксперты считают, что, исходя из перспективы дефицита основных видов металлургического сырья, непрозрачная приватизация шахт, добывающих коксующийся уголь, на фоне активной скупки сырьевых активов крупнейшими мировыми производителями стали поставит отечественные меткомпании, котировки акций которых уже сейчас стремительно падают, в заведомо проигрышное положение.