- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Беги, Жорик, беги: о фильме Тони Ноябревой "Герой моего времени"
Одесская премьера
Мировая премьера полнометражного дебюта режиссера и автора сценария Тони Ноябревой состоялась этим июлем в Национальном конкурсе 9-го Одесского МКФ.
Появление ленты в Одессе было вполне оправданным: короткометражный дебют Тони Ноябревой "День независимости" в 2012 году получил тут Специальный диплом жюри Украинского национального конкурса, а "Герой моего времени" был представлен в индустриальной секции фестиваля, когда работа над фильмом еще продолжалась.
Не менее естественным, впрочем, было бы появление комедии, действие которой целиком и полностью происходит в столице, и на Киевском МКФ "Молодость", специализирующемся на дебютах. Тут, в 2012-м, "День независимости" Тони Ноябревой стал лучшим фильмом Национального конкурса, а в 2016 году еще одна ее короткометражная работа — "Все будет хорошо" — в том же конкурсе была "особо упомянута" жюри.
Одесские звуки Киева
О том, что ее — не только фестивальные — связи с Одессой и Киевом очень сильны, Тоня Нобярева говорила и перед мировой премьерой фильма.
Она отметила, что росла в Одессе и с половиной зрителей премьеры, так или иначе, связана родственными узами, шуточно попросив "зрителей-не-родственников" особенно активно поддерживать ее картину, чтобы поднять семейный рейтинг. А также поделилась, что в звуковом оформлении киевской комедии, были использованы одесские уличные шумы, записанные около Привоза.
Фильм одного актера
Вполне могли отметить в Национальном конкурсе Одесского МКФ "Героя моего времени" и за лучшую роль, ведь актер Евгений Бушмакин стал безусловным эмоциональным атомным ядром 80-минутной ленты.
Он уже снимался у Тони Ноябревой — играл главную роль в "Дне независимости". Тогда его персонаж выстраивал умопомрачительные планы качественного проведения досуга во время государственного праздника, которые разбивали вдребезги банальные выпивка и непрестанный перекур.
Оптимистичный Жорик из "Героя моего времени" ведет себя похожим образом. Он все так же проводит время за литровой бутылкой пива и беседой о светлом будущем, которое вот-вот должно наступить. Только вместо прожектов развлечений строит воздушные замки жизненных свершений, в достижимость которых, читая мотивационные брошюры с лозунгами "Вижу цель — не вижу препятствий", твердо верит, не смотря ни на что.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Взросление с Кустурицей и Тарантино: о драме "Когда падают деревья"
Непричесанная повседневность
Социальная же фактура "Героя моего времени", демонстрирующая диссонансы столицы, набитой маршрутками и Porsche, застрявшими в пробках на фоне блестящих небоскребов и грязных пластиковых киосков, была представлена в коротком метре Тони Ноябревой "Все будет хорошо" — истории говорливой бабушки, торгующей зеленью в переходах.
Таким бабушкам теперь тоже уделено внимание, особенно в сценах, показывающих будни ЖЭКа, где в очереди на прием к начальству стоят исключительно те, кому "только спросить", сопровождая изматывающее ожидание аккомпанементом щемящих жалоб, наполненных узнаваемыми деталями неуютной украинской повседневности.
Многоликий Киев оказывается самобытным персонажем фильма. Оператор-постановщик Тато Котетишвили документально точен и одновременно художественно избыточен в фиксации общественных мест, превращая виды столицы в самоценные антропологические зарисовки. Они оказываются своеобразными "лежачими полицейскими" на пути сюжета и одновременно акцентируют принципиальную особенность бытия Жорика — он существует в Киеве исключительно в публичном пространстве, лишенный своего — личного — места.
От новеллы к анекдоту
"Герой моего времени" успешно сохраняет интонацию и ритмику короткометражных работ Тони Ноябревой благодаря избранной структуре повествования. Фильм состоит из трех практически самостоятельных новелл, посвященных взаимоотношениям героя с ЖЭКом, современным искусством и "смутными объектами желания".
Комедийную искру в каждой из них высекают острые контрасты:
- попытки Жорика принять участие в формировании гражданского общества в отдельно взятом доме сталкиваются с коррупцией и советской нелюдимостью соседей,
- его контакты с современным искусством минирует отсутствие должной эстетической подготовки и надменное самодурство художественной и светской элиты,
- а поиски любви тормозит осознание наличия сложно преодолимых социальных иерархий и того факта, что он сам может стать объектом хищного женского расчета.
Тоня Ноябрева отлично чувствует отечественную социальную реальность, с улыбкой оттеняя действие плакатом "Украина — это Европа". Но ради комедийного эффекта вполне способна установить "громкость" юмора на "максимум", превратив отдельную сцену в анекдот.
Украинский Форрест Гамп
Как следствие, точно выхваченные меты окружающей действительности соседствуют в "Герое моего времени" с резко карикатурными упрощениями, будто сошедшими с телеэкрана — знакомыми штампами скетчей плоских отечественных комедийных шоу. Они приобретают в художественном весе лишь благодаря таланту Евгения Бушмакина, который несет в образе героя искреннюю непосредственность и незамутненный энтузиазм.
Его Жорик, проверяющий на прочность социальные конструкции, стирая с них накипь популистских иллюзий, — не циник, но и не совсем простак. Он существует в универсальном ключе большой художественной традиции, одним из ярких кинематографических представителей которой является Форрест Гамп, и одновременно очень по-украински трактует ее.
Эта трактовка, дополняющая образ героя самоуверенными, столь жизненными, "плевками в колодец", представляет под иным углом и тему институционального краха "социальных лифтов", метафорично заложенную в сюжете комедии.
Проблема оказывается не только в "социальном лифте", но и в Жорике. Сложно подняться, когда бежишь (и тем более ходишь) на месте.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram