- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Биеннале в Киеве состоится, несмотря на отказ от нее "Мыстецького Арсенала"
Заявление кураторов 2-ой Киевской биеннале Георга Шоллхаммера и Хедвиґа Заксенхубера опубликовал сайт Центра визуальной культуры.
Георг Шелльхаммер и Хедвиг Заксенхубер, редакторы венского художественного журнала Springerin и кураторы с большим послужным списком, известны своей любовью к политическому искусству и интересом к искусству стран Восточного блока, в том числе бывших республик СССР. Так, в 2006-м Хедвиг Заксенхубер сделала в Kunsthalle Wien выставку "Postorange. Украинское современное искусство".
Вторая киевская биеннале должна была пройти осенью 2014 года, но ее организаторы "Мыстецький Арсенал" сначала перенесли мероприятие на 2015-й¸ а несколько дней назад и вовсе отказались его проводить.
Аргументировали свое решение так: " В связи с тем, что вооруженное противостояние на востоке Украины не прекращается, а экономическая ситуация только усложняется, реализация художественного проекта такого масштаба как биеннале невозможна" .
Такого объяснения не признают кураторы Георг Шелльхаммер и Хедвиг Заксенхубер — редакторы венского художественного журнала Springerin и кураторы с большим послужным списком, известные своей любовью к политическому искусству и интересом к искусству стран Восточного блока, в том числе бывших республик СССР. Так, в 2006-м Хедвиг Заксенхубер сделала в Kunsthalle Wien выставку "Postorange. Украинское современное искусство".
Ниже — полный текст их заявления.
"Мыстецький Арсенал" единолично отказался от организации 2-й Киевской биеннале современного искусства, которая должна была состояться под названием "Киевская школа".
Это решение, сделанное без всякого предупреждения, прервало подготовку проекта, в котором задействованы художники, интеллектуалы и инициативы гражданского общества из Украины, Европы и мира. Все они потратили немало усилий на проект, имеющий целью создать пространство для рефлексии вне логики текущих конфликтов.
По имеющейся ситуации в Украине — после революции на Майдане и во время войны на востоке страны — политический потенциал искусства является актуальным как никогда.
Искусство как инструмент рефлексии должно ставить под сомнение имеющийся политический контекст, созданный вооруженным конфликтом в Украине.
Биеннале — это открытый проект, направленный на развитие публичного пространства, в котором гражданское общество сможет ответить на имеющиеся вызовы с помощью искусства и знания.
Мы вместе с другими институтами и инициативами в Киеве, Украине и Европе, решили продолжить подготовку биеннале в Киеве без поддержки "Художественного Арсенала". "Киевская школа" в этом году состоится!
Проект будет реализован в сотрудничестве с широким кругом художественных и общественных организаций".
Детали о проведении Венецианской биеннале будут сообщены в апреле 2015 года.
Объявление "Мыстецьким Арсеналом" кураторов второй киевской биеннале современного искусства в 2013 году проходило в состоянии войны арт-сообщества с руководством выставочного комплекса.
Как только стали известны имена кураторов дискуссионной платформы Бориса Гройса и Марии Линд, "Инициатива самозащиты трудящихся искусства", за которой стоит группа Р.Э.П., публично призвала их поддержать бойкот биеннале из-за "Мистецкого". Что те и сделали. Причиной байкота стала цензура руководства Арсенала. При подготовки выставки к 1025-летию Крещения Руси "Великое и величественное" директор "Мистецького Арсенала" Наталья Заболотная распорядилась закрасить черной краской стенную роспись "Колиивщина. Страшный суд" Владимира Кузнецова, члена группы Р.Э.П. Видимо, испугалась гнева ожидаемых на выставке гостей — тогдашнего президента Украины Януковича и президента России Путина, а так же церковников Московского патриархата.
Первая реакция арт-сообщества на заявление кураторов однозначно положительная.
Вот некоторые посты в Facebook сразу после публикации информации, что Киевская биеннале будет:
Doroshenko Kostyantyn: Браво.
Евгений Карась: Молодцы!
Оксана Гришина А как с юрправами, логотипом и т.п? Или кто проводит, тот и собственник?
VCRC: Бренд "Друга київська бієнале сучасного мистецтва АРСЕНАЛЕ" Арсенал може залишити собі.
Ekaterina Degot: Kiev biennial WILL take place on a self-organisational basis, without Arsenal's support. Bravi, Georg&Hedwig!
Kateryna Gryshchenko: Черчіль колись резонно зауважив про можливість скорочення видатків на культуру у зв'язку з війною: для чого нам перемога, якщо не буде культури? Шось в цьому є...