НБУ курс:

USD

42,04

-0,00

EUR

43,38

-0,00

Наличный курс:

USD

42,75

42,65

EUR

44,25

44,04

Бизнес-школы: рост конкуренции и ставка на уникальность

Кризис коснулся и украинских бизнес-школ. Несколько учреждений вынуждены были уйти с рынка. Бизнес-школы идут навстречу клиентам, предлагая программы не только для собственников/менеджеров крупного бизнеса, но и для среднего и малого

Украинские бизнес-школы работают как на базе государственных университетов (Киево-Могилянская бизнес-школа, KMBS), так и частных (Львовская бизнес-школа при Украинском католическом университете). Некоторые школы не привязаны к вузам, например, Международный институт менеджмента "МИМ-Киев".

Несмотря на кризис, спрос на бизнес-образование в 2015 году возрос. "Мы ощутили увеличение спроса. Повышение интереса связано с тем, что многие управленцы пришли к пониманию недостатка имеющихся у них знаний и опыта для ведения бизнеса в постоянно меняющихся условиях", — отмечает Марина Семеренко, руководитель коммерческого департамента Международного института бизнеса (МИБ).

Тем не менее, не все бизнес-школы сумели приспособиться к сложным экономическим реалиям. По словам Ирина Тихомировой, президента бизнес-школы "МИМ-Киев", несколько бизнес-школ прекратили свое существование, но конкуренция между оставшимися остается такой же, как и все предыдущие годы. Из крупных игроков рынок покинула Эдинбургская бизнес-школа.

Как отмечает София Опацкая, декан Львовской бизнес-школы, на рынке усиливается дифференциация. "Бизнес-школы пытаются дифференцироваться как по преподавательскому составу, так и в зависимости от своих сильных сторон. "Дифференцируйся или умри" — так можно коротко описать ситуацию на рынке украинского бизнес-образования", — утверждает глава ЛБШ.

Бизнес-школы отмечают стабильно высокий спрос на программы МВА как для топ-менеджеров, так и для собственников бизнеса, что свидетельствует о желании менеджеров получить комплексное образование. Востребованными остаются и программы для менеджмента среднего звена. "Топ-менеджмент и собственники учатся намного активнее и больше, подтягивая за собой свои команды", — говорит Алла Липинская, маркетинг-директор KMBS.

По словам Марины Семеренко, наблюдается падение спроса на специализированные МВА-программы. "Причина кроется в том, что сейчас все изменяется достаточно динамично, и управленцы, как правило, не ограничивают свои планы одной сферой деятельности и, следовательно, стремятся быть универсальными", — объясняет эксперт.

Позитивный тренд — важность учебы понимает не только большой бизнес. "Мы наблюдаем высокий спрос на учебные программы для малого бизнеса. Они интересуются не короткими тренинговыми курсами, а среднесрочными программами. Предприниматели реагируют на вызовы современности. У них есть потребность посмотреть на бизнес с разных точек зрения. Они желают развиваться", — комментирует София Опацкая.

Также увеличились запросы на корпоративные программы. "По сравнению с 2014 годом, когда реакцией на кризис было сокращение бюджетов на обучение персонала, сейчас у компаний есть понимание, что благодаря развитию людей можно найти выход из этого кризиса и увидеть новые возможности для компании", — отмечает Опацкая.

При этом увеличивается количество слушателей, которые готовы платить за обучение из собственного кармана. "Последние несколько лет количество участников, которые платят за себя сами, увеличивается. В программах управленческого развития сейчас это приблизительно 50/50. На программах для собственников и первых лиц практически все участники сами оплачивают свое обучение", — говорят в KMBS.

По словам Марины Семеренко, практика поддерживать сотрудника в его стремлении получить степень MBA существует обычно в компаниях с иностранными инвестициями и высокоразвитой корпоративной культурой. Дело в том, что украинское законодательство не способствует тому, чтобы работодатель платил за МВА-степень сотрудника. Как объясняет Ирина Тихомирова, оплата за обучение включается в доходы обучаемого и необходимо платить налог на доходы физических лиц. Таким образом, компания должна оплатить стоимость обучения, параллельно доказывая, что учебная программа непосредственно связана с профессиональной деятельностью учащегося, а также заплатить 18%-ный налог на доходы физического лица. "Каждая компания решает, как поступить в этой ситуации. Некоторым фирмам выгоднее заплатить работнику премию, которую он сможет использовать для оплаты обучения", — говорит она.

Самые дорогие МВА-программы на украинском рынке предлагают KMBS и "МИМ-Киев". К примеру, стоимость Presidents" MBA в KMBS составляет 694 тыс. грн. Программа Senior Executive MBA в "МИМ-Киев" обойдется слушателям в 417,6 тыс. грн плюс $4,7 тыс.

Спрос на услуги бизнес-школ будет оставаться высоким и в следующем году, уверены операторы рынка. "Наиболее востребованными будут программы, посвященные стратегиям и новым бизнес-моделям, поиску скрытых активов роста и источников прибыльности, а также управлению изменениями", — резюмирует Алла Липинская из KMBS.