- Категория
- Образование
- Дата публикации
12 самых популярных вопросов при приеме на работу (часть 1)
хотя на собеседовании интервьюер обычно в той или иной мере импровизирует, существует круг вопросов, которые могут быть заданы с большой степенью вероятности. И чем лучше вы подготовитесь, тем естественнее и убедительнее будет ваше поведение на собеседовании.
Американские ученые систематизировали более 400 вопросов, которые обычно задают на собеседовании. Как оказалось, на практике интервью чаще всего сводится к 10-15 стандартным вопросам и нескольким дополнительным, в зависимости от специфики конкретной вакансии.
Однако здесь вы не найдете готовые ответы. Вместо заучивания чужих вариантов хороших ответов, гораздо более полезно иметь возможность думать самому и сформулировать собственные ответы.
Ключ к хорошим ответам на вопросы интервью заключается в том, чтобы научиться грамотно толковать вопросы. Так Вы резко увеличиваете свои шансы.
Мы собрали список из 12 типичных вопросов, которые задают почти все работодатели и рекрутеры.
Вопрос 1. Итак, расскажите немного о себе…
Ошибка
Формальное и сухое изложение биографических данных, излишнее волнение или подчеркнутое равнодушие, путаница в простых фактах, акценты на незначительных деталях, многословие.
Недопустим ответ: "В резюме все написано".
Комментарий.
Вот и пришло время для самопрезентации. Ее схема:
- краткое введение
- основные достижения в карьере
- сильные стороны
- важность ваших навыков и сильных сторон для работодателя
- видение перспектив и развития в этой должности и компании.
Помните:
- поддерживайте зрительный контакт
- выражайте заинтересованность и энтузиазм
- спокойствие, только спокойствие
- у Вас должна быть домашняя заготовка, не следует задавать уточняющие вопросы типа "что именно вы хотите узнать?"
Читайте также: Каждый второй готов на аморальный поступок ради сохранения работы
Вопрос 2. Почему Вы хотите работать у нас?
Правильно:
Приведите конкретные доводы в пользу того, что именно эта должность позволит вам максимально реализовать свои устремления, способности, знания и опыт, а компания в вашем лице приобретет незаменимого сотрудника ("У меня опыт работы именно в данном сегменте рынка, большие связи, много наработок и пр.").
Ошибка
Стандартные фразы: "меня привлекает интересная работа... перспектива роста... хорошая зарплата". Главное – это не показать себя нуждающимся человеком. Если у вас сейчас есть работа, обязательно скажите о ней что-нибудь хорошее. И после этого назовите какой-то момент (или отдельные моменты), который вас не устраивает.
Комментарии.
Большинство компаний хотят нанимать людей, которые испытывают симпатию к компании и ее продукции. Они не хотят, чтобы рядом с ними оказались случайные люди. Это Ваш шанс доказать, почему работать именно в этой компании важно для Вас и почему Вы думаете, что вы подходите.
Помните: им нужны доказательства того, что вы можете внести свой вклад и хотите расти в должности, на которую претендуете.
Этот вопрос предназначен для отсеивания кандидатов, которые не имеют серьезного представления о компании. Иногда он используется, пока интервьюер обдумывает следующий вопрос или изучает Ваше резюме.
Это ваш шанс собрать предварительно максимум информации о компании.
Узнайте больше: рынок, позиционирование компании, ее продукты и услуги, конкурентную среду, новинки, рейтинги, потенциал и планы компании, размер и масштаб компании, имена руководства компании, цитаты в прессе и т.д.
Читайте также: Почти половина уволенных не согласилась бы вернуться на прежнее место
Вопрос 3. Были ли у вас промахи или неудачи по работе?
Правильно:
Выскажитесь в позитивном ключе: жизни без проблем не бывает, но трудности преодолимы, судьба и карьера человека в его руках, люди, в большинстве своем, доброжелательны и готовы к сотрудничеству, неудачи мобилизуют силы.
Примеры должны быть у вас заранее подготовлены. Не обязательно в качестве примеров давать свои самые большие промахи. Главное, чтобы, назвав свое упущение, вы могли показать, как вы сами его исправили и избавили компанию от неприятностей (или минимизировали их).
Ошибка
Мрачное восприятие действительности: жалобы на судьбу, невезение, несправедливость и постоянные неразрешимые проблемы, обвинение во всем других людей и внешних обстоятельств. Нельзя показать какую-либо серьезную слабость, влияющую на решение о приеме на работу.
Берегитесь: можно попасть в ловушку, дав один из следующих ответов:
• Я не могу припомнить такой ситуации.
Это покажет Вас как невероятным совершенством или совершенно наивным человеком, неспособным предусмотреть или сделать выводы из проблем и ошибок.
• Дать пример неприятной ситуации, но не дать понять в процессе повествования, что история будет иметь счастливый конец!
Комментарии.
Что они хотят узнать? Прежде всего, какие меры вы приняли, чтобы потом исправить положение.
А еще лучше показать на примере, что вы заранее поняли, что дела могут пойти не так, как нужно, и какие меры вы приняли, чтобы предотвратить это.
Помните: вы не мистер Идеал, промахи бывают у всех!
Постарайтесь подготовить примеры, близкие к работе, на которую вы претендуете. Например, подготовить рассказ о неудаче, за которую Вы не несли полной ответственности, но взяли вину на себя…
Неудача должна перерасти в будущий успех, изменить вас в лучшую сторону.
Руководствуйтесь мудростью: Все что нас не убивает, делает нас сильнее.
В принципе, можно привести и примеры, не относящиеся к работе. При условии, что они продемонстрируют те Ваши навыки, что пригодятся в будущем деле.
Читайте также: Благодарите за интервью
Вопрос 4. Расскажите о ситуации, когда Вы столкнулись с конфликтом в коллективе или непониманием коллег. Вариант: Как вы разрешаете конфликты?
Ошибка
Сейчас не время рассказывать, насколько вы ненавидите вашего нынешнего босса или коллег!
Не стоит также говорить, как тяжело работать в Вашей компании и сколько у вас аргументов, чтобы поменять работу. Нельзя также утверждать: "У меня никогда не бывает проблем с другими людьми".
Комментарий.
Этот вопрос дает Вам возможность продемонстрировать ваши коммуникативные навыки и опыт коллективной работы.
Интервьюер ищет проявлений зрелости и способности сохранить спокойствие, в то время как другие вокруг вас теряют их. Не подумайте, что от вас ждут полного решения проблемы. Скорее - пример того, как вы вырабатывали коллективное решение с учетом мнения разных сторон.
Читайте также: Корпоративные шашлыки ради прибыли
Вопрос 5. Где и кем Вы себя видите через 3-5-10 лет?
Правильно:
Следует ответить, что вы в будущем планируете карьерный рост, сформулировав этапы и цели личной карьеры. Лучше умеренно переоценить, чем недооценить себя.
Ошибка
Удивление и ответы: "Откуда же я знаю?", "Понятия не имею", "Как получится", "Не знаю", "только Бог знает" и т.п. Запрещены фразы типа "просто делать свою работу…"
Комментарий.
Помните, планы у Вас ДОЛЖНЫ быть! Но планы следует раскрывать только служебные, никаких "уйти спокойно на пенсию", "открыть свой бизнес", "начать путешествовать" и т.п.
Также и ожидания от работы должны быть реальными.
Что они хотят услышать?
• Насколько Вы серьезно настроены по поводу его компании? Является ли компания частью вашего долгосрочного плана, или они являются только ступенькой?
• Серьезно ли Вы подходите к планированию своей карьеры?
• Знаете ли Вы, чего хотите? Есть ли конкретные цели?
• Как ЭТА работа поможет вам их достичь?
• Насколько Вы амбициозным? Притом, что амбициозность может быть позитивной или негативной.
• Как укладывается эта должность в ваши долгосрочные планы? Не является ли эта работа только латанием дыр?
• Есть ли у вас вообще какие-либо долгосрочные планы? Насколько далеко компания может планировать работу с Вами?
Однако берегитесь создать угрозу вашим будущим руководителям. Если они будут опасаться, что Вы можете "подсидеть" их, Ваши шансы невелики…
Читайте также: «Рождественская» головоломка работодателя
Вопрос 6. Какие Ваши сильные стороны отметил бы ваш бывший руководитель?
Правильно
Честно обозначьте те ваши качества, которые ценятся на данной работе в данной должности. Всегда и везде ценятся профессионализм, активность, порядочность, доброжелательность к людям, правдивость и преданность.
Ошибка
Жеманно-скромный ответ: "Пусть об этом судят окружающие...".
Комментарий.
Зачастую нам трудно себя хвалить. А придется!
Уметь "продавать" себя, не показавшись высокомерным хвастуном - одно из наиболее важных навыков в жизни. Многие люди просто боятся "продавать" себя, боясь показаться зазнайкой.
Знаете ли Вы действительно свои сильные качества? Или ложная скромность не дает Вам возможности похвалить себя? Тогда подготовьтесь!
• Проведите самоаттестацию или найдите результаты производственной аттестации. Что там говорится о Ваших сильных качествах? Можете ли вы представить доказательства? Можете ли вы связать Ваши преимущества с новыми обязанностями?
• Спросите своих коллег. Пусть похвалят Вас и напомнят ваши достижения.
• Изучите еще раз требования вакансии, чтобы понять, человека с какими компетенциями они ищут. Охватите примерами наибольшее количество требуемых качеств.
Сергей Беляев, директор кадровой компании "Навигатор".