НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Ольга Макогон: Для каких специальностей созданы самые благоприятные условия в Украине

Ольга Макогон: Для каких специальностей созданы самые благоприятные условия в Украине
Какие вызовы стоят сегодня перед Государственным центром занятости Украины, какие реформы стоит ожидать в службе и как это повлияет на работу с безработными, в интервью Delo.ua рассказала директор центра Ольга Макогон (Часть 2)

Часть 1. Служба занятости — это не SPA-курорт, где получают деньги за отдых Почему учреждение переименовали с центра на службу?  Это не совсем так. Государственная служба занятости как была, так и осталась. Это система государственных учреждений, которые реализуют политику занятости. Государственный центр занятости, ранее — государственный центр занятости (центральный аппарат) стал центром по причине того, что мы хотим усилить свои позиции как head office всей системы учреждений службы. В общую систему, помимо центра занятости, входят региональные центры, базовые центры занятости или филиалы региональных, где непосредственно оказываются услуги и куда обращаются наши клиенты. Почему центр? Потому что именно мы предлагаем инициативы, связанные с развитием услуг, мы аккумулируем практику системы учреждений в регионах и работаем со стейкхолдерами в интересах службы и ее клиентов.  Создавая стратегии, вы ссылались на опыт иностранных партнеров?  Начиная с конца прошлого года Министерством социальной политики совместно с МОТ (международная организация труда) реализуется проект по развитию инклюзивного рынка для создания рабочих мест в Украине. Мы являемся непосредственным участником реализации этого проекта. В рамках этого проекта были предложены рекомендации к новой структуре центра занятости, которыми мы уже воспользовались, внедрен институт карьерного советника. При разработке новой структуры государственного центра занятости мы учли рекомендации экспертов МОТ касательно формирования структурного подразделения, которое будет отвечать за предоставление услуг "под ключ".  В своей работе мы действительно обращаемся к опыту других стран. В частности, наша модель похожа на ту, по которой реформировалось федеральное агентство занятости Германии в 2003-2005. Ирландия и страны Балтии имеют многовекторные IT-решения для работы службы занятости, и мы бы хотели создать схожие технические решения и стать передовиками по е-сервисам. Франция предлагает баланс между высокими социальными стандартами и подходом к предоставлению услуг. В целом, перед тем как принять решения о внедрении того или иного предложения, мы анализируем предложения экспертов, изучаем возможности адаптации под украинские реалии и возможности, так как для реализации глобальных инициатив нужны определенные финансовые ресурсы. Реализация инициатив зависит от получения финансирования от фонда государственного страхования на случай безработицы.  Почему только сейчас решили прийти к подобным изменениям?  Очень сложно точно определить причину. Скорее всего, это вопрос эволюции и инстинкт самосохранения. По вашей оценке, в какой стране самая идеальная система?  Каждая страна уникальна. Любая модель управления занятостью определяется национальными экономическими и социальными условиями. Если говорить о странах Скандинавии, там все социальные стандарты умудрились адаптировать под экономику, где эти процессы не препятствуют, а, наоборот, содействуют их сохранению и развитию. Там профсоюзы являются полноценными участниками принятия бизнес-решений, а  многие компании в составе наблюдательного совета имеют представителей трудового коллектива. Если говорить о США, то их модель больше заточена на продуктивность, а социальная защита — вторична. При этом судебная система эффективно позволяет отстаивать нарушенные трудовые права, и работодатель дважды подумает, стоит ли нарушать условия контракта. Если снова вернуться к Франции, то у них сейчас особое внимание уделяется work-life balance — разделению труда и личной жизни, то есть никто не может потревожить сотрудника в нерабочее время. В плане развития трудовых отношений Запад уже работает на уровне ценностей. А у нас навязывают стереотип о том, что легальные трудовые отношения -  это плохо, поскольку на работу взять легко, а уволить сложно, и эти понятия мы должны преодолеть. При этом забывается, что рынок сам определил новые возможности для занятости, которые ушли далеко за рамки трудовых отношений. Так что лучше: позволить людям работать и зарабатывать, либо административно принуждать уходить "в тень"? Если гармонизация регулирования трудовых отношений с реалиями рынка у нас отсутствует, значит это кому-то выгодно. Трудовое законодательство и законодательство о повышении занятости и развитии рынка труда должны развиваться параллельно и взаимосвязано, лишь тогда можно будет говорить о целостном подходе.  Кто эти люди, которые обращаются к вам? По законодательству к нам может обратиться любой безработный гражданин Украины. В обществе сложилось мнение, что в службу занятости приходят люди, которые не могут себя найти, но это не так. Наша база вакансий содержит, в основном, предложения по рабочим и техническим специальностям, для младшего и среднего управленческого персонала, а также для работы в сфере услуг. Если говорить о государственном секторе, к сожалению, эти учреждения пренебрегают возможностью подавать вакансии в службу занятости. Мы сейчас работаем над тем, чтобы заново выстроить модель взаимодействия между нами и государственными органами и учреждениями. Речь идёт не только об обмене вакансиями. Раньше уволенные госслужащие, которые у нас регистрировались, не особо спешили искать работу, наслаждаясь хорошими выплатами. Теперь мы хотим иметь и предлагать решения для такой категории клиентов до того, как решение их работодателей о реализовано. Это естественно, что государственная служба занятости уделяет особое внимание обслуживанию клиентов из госсектора. Многие государственные учреждения будут реформироваться, некоторые люди потеряют работу и скорей всего большинство из них обратятся в службу занятости. Уже сейчас мы думаем над тем, что можем предложить. Я это вижу как совместный проект для адаптации работников государственного сектора, которые будут высвобождены, к новым реалиям рынка. Также для человека, который проработал долгое время на государство, будет время и возможность определиться, какой он видит свою дальнейшую работу до того, как он фактически уже уволен. Поэтому, если работодатель, в данном случае само государство, принял решение сократить определенное количество персонала, то чем раньше обратятся в службу занятости с запросом на поддержку и адаптацию сотрудников, подлежащих высвобождению, тем быстрее мы сможем подготовить план как трудоустроить этих людей в дальнейшем.  Вы помните ситуацию с "банкопадом", когда массово закрывались банки и многие люди потеряли работу? Как удалось справиться с этой ситуацией и сколько людей к вам обращалось?  Они не активно к нам обращались. Если брать средний и младший уровень персонала, то кто-то благодаря обращению в службу них получил новую квалификацию после переобучения и теперь реализовывают свои цели в ином направлении. В основном такая категория безработных самостоятельно искала работу без участия службы занятости.  Кто на сегодняшний день может получать пособие?  С момента регистрации и предоставлении статуса безработный имеет право на получение пособия по безработице. Сумма пособий зависит от предыдущей легальной заработной платы. Мы со своей стороны всегда поднимаем вопрос легального трудоустройства, так как для это прямо влияет на размер пособия и возможность получения поддержки от государства, предусмотренной законодательством. Самая минимальная сумма пособия по безработице составляет 610 гривен. Их могут получить те, кто только что закончили ВУЗ и не смогли найти работу, а также те люди, которые на предыдущем месте работали менее, чем полгода. Есть максимальный размер пособий, который достигает 8 тыс. гривень, в среднем люди получают около 4 тыс. гривень. По длительности до года безработный может получать это пособие, а люди в предпенсионном возрасте до 720 дней. Но соблюдение подобного полного срока нами сейчас воспринимается как результаты плохой работы самой службы занятости, которая не смогла оперативно трудоустроить. Вернуться в рабочий ритм очень тяжело, а теперь представьте, если не работать год, то на что может быть способен данный кандидат? Хотя ради справедливости нужно отметить, что люди и сами не хотят легально трудоустраиваться из-за заинтересованности в получении социальных выплат от государства. Если человек действительно настроен найти работу, то весь процесс трудоустройства занимает около двух месяцев, включая составление резюме, сопровождение при собеседованиях и прочее.  Планируется ли пересмотр суммы пособий?  Дело не в самих пособиях, а в поиске и наличии работы с достойной заработной платой. Например, некоторые работодатели предоставляют нам вакансии с минимальной заработной платой, чем сам же лишает себя возможности подобрать необходимых сотрудников. Когда работодатель у нас публикует одну заработную плату, а на других ресурсах завышенную, то как можно вообще оценивать рынок? Это дискриминирует специалистов, которые вроде бы хотят отреагировать на вакансию службы занятости, но зарплата его не привлекает, хотя на самом деле работодатель показал не ту сумму, которую готов платить.  Существует ли дополнительная помощь для переселенцев?  Тем, кто переехал на подконтрольную территорию Украины в Донецкой и Луганской областей огромное количество международных проектов предлагают возможности для реализации себя, запуска своего дела или получения новых специальностей. С 14-го года международные организации намного лучше выполняли свою миссию, чем государство. Это позволило людям ощутить, что они не брошены. Переселенцы имеют право получать услуги от нашей службы наравне со всеми, при этом есть специальный набор документов, который нужно собрать для получения помощи и услуг как переселенец. Но я считаю, что у нас не должно возникать никаких дискриминационных подходов. Когда ты подчеркиваешь какой-то особенный статус, это говорит о том, что ты не такой как все. Для АТОшников и переселенцев у нас есть ряд специальных предложений, но они больше направлены на психологическую поддержку. Наши центры занятости, которые выехали из неподконтрольных регионов, находятся на передовой в плане предложений по подходам, вакансиям, внутренней коммуникации и играют важную роль в адаптации жителей Донецкой и Луганской областей к нормальной жизни.  Сколько в прошлом году лицензиатами было выдано разрешений на работу за границей?  В реестре Минсоцполитики где-то 2,5 тысячи лицензиатов, но лишь 511 подали нам отчетность о трудоустройстве украинцев за границей. Дальше можно говорить в целом, сколько на рынке работает посредников по разным категориям и сколько услуг они оказали. Вполне вероятно, что одна и та же компания присутствует в трех видах отчетности: посредничество по трудоустройству в Украине, аутстаффинг, посредничество по трудоустройству за рубежом. Все остальные данные это оценки экспертов, поэтому с этими цифрами могут быть спекуляции. По итогам 2018 года было трудоустроено лицензиатами 97 тысяч, в 2017 — 83 тысячи человек. Какие существуют проблемы с трудоустройством иностранных граждан на территории Украины?  Уже давно в Украине перед иностранной рабочей силой мы сохраняем некий трепет. Квалификация многих компетентных украинцев ничуть не уступает той, которая есть у иностранцев. Хочется, чтобы в первую очередь сохранялся приоритет трудоустройства для украинцев. Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые владеют узкими знаниями, всегда будут востребованы, но это не может быть массовой тенденцией и, тем более, государственным приоритетом. Сейчас иностранец относится к категории высокооплачиваемого специалиста без привязки к его квалификации, но как можно сравнивать высокооплачиваемого специалиста без высокой квалификации и высококвалифицированного, но с зарплатой равной украинской? Много иностранцев, которые работали в Украине многое время, были вынуждены оставить Украину по причине того, что их работодатели не смогли платить высокую зарплату в размере 10 минимальных. Эта ситуация доходит до абсурда, когда директор компании получает меньше, чем иностранец, который занимает более низкую должность. Это привело к тому, что образовалось огромное количество схем для обхода нормы по заработной плате. Среди них регистрация иностранцев как учредителей компаний, при которой они вносят уставной капитал вклад в сумме 500 гривен и меньше, или через волонтерство. Самые благоприятные условия в Украине созданы для айтишников. Парадокс в том, что этот айтишник может получать тысячу долларов даже если бы такой дискриминационной нормы не было в законодательстве Украины. Рынок сам определили уже оплату труда этой категории работников. Самое ужасное, что при этом ущемлены интересы и возможности граждан Украины, так как, например, инженер-иностранец и инженер-украинец, который работает с иностранцем в одних и тех же условиях, получают разную зарплату.  Зачем иностранцы едут в Украину?  По разным причинам. Они более гибкие, в контексте трудовой мобильности. Если иностранцы получают определенные предложения в другой стране, которые устраивают, то они соглашаются. Они не все имеют свое жилье в своей стране, так как отдают предпочтение съемным квартирам и домам. Их ничего не держит, и в случае, если поступает предложение, то они не задумываясь едут в Украину либо в другую страну. Украинский работодатель, конечно, сам принимает решение кого нанимать. Если мы говорим о высококвалифицированных работниках, тут выигрывает иностранец, работодатель и экономика страны. Но когда говорят, что нужно трудоустроить иностранцев на рабочие специальности, в сфере услуг, я считаю, что нужно повышать заработную плату, в первую очередь, для украинцев, которые выбирают работу в других странах с более привлекательной зарплатой по тем же специальностям. Искажение, о котором я сейчас говорю, крайне опасно для экономики Украины. На сегодняшний день законом предусмотрено обращение непосредственно в службу за получением разрешения на работу для иностранцев, а Кабмин дополнительно хочет развивать получение такой услуги и через центры предоставления админуслуг. Если речь идёт о расширении способов получения разрешений, то из этого вытекает вопрос, почему мы не можем предложить для работодателей электронный вид разрешений? Если на законодательном уровне, в перспективе, будут приняты решения упрощения процедур, то мы от этого только выиграем. Естественно, должны соблюдаться нормы использования электронных подписей, технической безопасности, изменение административных норм, форм документов, но сама по себе идея возможности внедрения электронного документа должна быть воспринята положительно. 

Сейчас, на самом деле, проблема не в законодательстве, а в том, как соответствующие процедуры соблюдаются, так как зачастую пакет документов собирается работодателями на скорую руку. 
Почему мы не можем удержать наших специалистов, чтобы они не уезжали на сезонные работы и на замену им приходится нанимать, например, молдаван?  Для молдаван украинский рынок труда очень привлекателен. В Молдавии очень низкие зарплаты, поэтому люди едут работать в соседние страны, например, к нам или в Румынию. Наши законы должны предусматривать другие формы трудоустройства на сезонные работы. В Европейском Союзе в 2016 году была принята директива связанная с регулированием занятости иностранных сезонных рабочих. Мы в своих законодательных инициативах совместно с Минсоцполитики считаем, что должен быть предусмотрен облегченный пакет документов с определением что такое сезонная трудовая миграция и стоимостью сезонного разрешения. Нужно наладить систему так, чтобы это было выгодно и интересно обеим сторонам. Хочу отметить, что многие украинские компании строят свою модель работы именно на привлечении сезонных работников, но это уже совсем другая история.  Почему в Израиле востребованы украинские строители?  Между Украиной и Израилем есть международный договор. Для нас важно, что работа строителей в этой стране — это легальная занятость, которая контролируется государством. Для Израиля наши строители привлекательны, поскольку они более работоспособны, выносливы, могут работать тогда, когда израильтяне по религиозным причинам работать не могут.  Служба занятости содействует тому, чтобы украинцы уезжали в Израиль, работали там и строили свою жизнь. Разве это не способствует увеличению количества трудовых мигрантов и как следствие приводит к дефициту рабочей силы в Украине?  Мы информируем. Служба занятости предоставляет информацию желающим участвовать в этой программе. Мы передаем информацию о желающих участвовать в программе общественной организации, которая представляет интересы государства Израиль на территории Украины. После чего эти организации проводят тестирование и проверяют компетенции кандидата. Там очень серьезные многоуровневые экзамены и система построена таким образом, что туда едут лучшие. Хочется отметить, что в процедуре нет коррупционных схем, с помощью которых можно договориться о трудоустройстве.
Бизнесу пора принимать серьезные для себя решения, чтобы удерживать украинские умы и трудоспособные руки.
Если наши предприятия не могут платить высокие заработные платы, то нужно внедрять другую компенсацию в виде социального пакета, медицинской страховки, внутреннюю поддержку, так как не всегда мотивация выражается в денежном эквиваленте. Специалисту очень важно чувствовать себя защищенным. Но на самом деле украинцы сами решают куда им ехать, где жить и на кого работать. Назовите ТОП-3 высокооплачиваемых профессий в Украине? Однозначно это IT и специализированное владение инструментом. Например, водитель комбайна может зарабатывать 30 тыс гривен, но об этом мало кто знает. Украинский агробизнес развивается достаточно технологично. В период востребованности агроработникам работодатели платят большие деньги, чтобы в момент простоя рабочему было на что жить. Поэтому работодатель уверен, что этот сотрудник вернется в следующий сезон.  В Украине достаточно часто раскрывается информация о востребованных профессиях, к ним относятся: слесарь, сварщик, швеи, монтеры, водители, дальнобойщики, трактористы, представители строительных и ремонтных профессий. К сожалению, молодёжь не прислушивается к тенденциям рынка и предпочитает модные гуманитарные специальности при выборе направления для обучения. Были ли в Украине случаи использования детского труда?  Предлагаю посмотреть на детский труд немного с другой стороны, с европейской, зная, что Украина ратифицировала конвенцию по препятствию использования детского труда. В КЗОТе есть нормы касательно занятости молодежи. На сегодняшний день многие задаются вопросом стажировки во время летних каникул. Сам процесс согласования стажировки для студентов и учащихся старших классов очень сложен, так как нужно заключать договор, брать согласие родителей. Поэтому, мы должны создать возможность для гибкости легальной работы для молодёжи и изменить отношение в обществе к молодёжной занятости. Если парень или девушка в возрасте 15 лет подрабатывает, то для всего мира это не рабский детский труд, а получение первого трудового опыта и заработок карманных денег.  Как вы работаете с представителями бизнеса, на каких специалистов часто поступают запросы?  К нам обращается весь спектр предпринимателей, которые работают в привычных отраслях экономики. IT-сфера с нами не сотрудничает по многим причинам, в первую очередь каждая компания предпочитает самостоятельно подбирать и подготавливать будущих сотрудников.  Поддерживаете ли вы начинающих предпринимателей в вопросе запуска бизнеса?  В рамках проекта сотрудничества с МОТ (Международная организация труда) коллеги предложили нам создать специальный курс "Начни свой бизнес" и "Генерируй бизнес-идею". Безработные, которые имеют склонность к предпринимательству, при наличии бизнес идеи, могут прийти соответствующий курс. Данной программой могут воспользоваться и другие желающие, которые просто хотят повысить компетентность в создании и развитии собственного бизнеса, однако, для не зарегистрированных безработных участие в этой программе платное.  Демографическая проблема в Украине. Насколько остро ощущается на рынке труда?  Для меня это потенциал. Сейчас в Украине есть вынужденная необходимость трудоустраивать людей в возрасте 40+. Длительное время было предубеждение к привлечению на работу людей, которые получали образование и трудовой опыт в Советском Союзе. При этом данная категория уже не обременена обязательствами воспитания детей, другими семейными вопросами. Они активны и хотят быть востребованными, а самое главное, им есть, что предложить. При этом поколение 40+ рациональнее может взвешивать свои силы и оценивать существующие предложения о работе. Работодатели не настолько оцифровали бизнес-процессы, чтоб среднее поколение не смогло включиться в работу. Если мы будем привлекать трудовую силу и умы этого возраста, мы сможем закрыть вопрос дефицита кадров, сократить объемы трудовой миграции и расширить возможности на национальном рынке труда.  Часть 1. Служба занятости — это не SPA-курорт, где получают деньги за отдых Беседовала Наталья Лошакова