- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Черчилль и броневик: о фильме "Темные времена"
Портрет политика на фоне войны
Картина посвящена первым дням Уинстона Черчилля (Гэри Олдмэн) в должности премьер-министра Великобритании в мае 1940 года. Времена действительно — темнее некуда. Германия захватывает Бельгию и Нидерланды, вторгается во Францию. Британские войска зажаты в Дюнкерке и со дня на день будут уничтожены.
Историю их эвакуации прошлым летом рассказал с экранов Кристофер Нолан. С его "Дюнкерком" "Темные времена" сближает не только одна из сюжетных линий (в картине показаны действия правительства для обеспечения выхода войск), но и ощущение неумолимого движения времени, уменьшающего шансы на победу: большими цифрами календаря во весь экран чеканящими дебютные "труды и дни" Черчилля на ответственной должности.
Члены военного кабинета склоняют его к тому, чтобы пойти на мирные переговоры с Гитлером, строят политические козни, чтобы лишить власти (все-таки Черчилль на этой должности — очень компромиссная фигура, которая не устраивает многих). Борьба главного героя с противниками за то, чтобы продолжать борьбу с Гитлером и сохранить Великобританию, дополнена в фильме его внутренней борьбой с самим собой, чтобы не отступить, под давлением трагических обстоятельств, от собственных убеждений.
Почти советский "Человек с ружьем"
Демонстрируя британскую политическую кухню "войны и мира" и одновременно акцентируя на роли личности Черчилля в истории, картина оставляет двойственные ощущения. С одной стороны патриотизм и стойкость героя, его острые слова (обильно представленные в трейлере) и пламенные речи — в первую очередь, знаменитое выступление "Мы будем сражаться на пляжах", — вызывают безусловный отклик: уже хотя бы в силу отечественной ситуации русско-украинской войны.
И в то же время, само экранное представление этих речей — с резкими крупными планами, громкими аплодисментами аудитории, переходящими в овации, навязчиво-эмоциональной музыкой Дарио Марианелли, становящейся полноценным действующим лицом, заставляют вспоминать о советском кино. Не покидает ощущение, что Черчиллю просто не хватает броневика, чтобы превратится в пламенного революционера. (Отчасти это может быть связано и с особенностями украинского перевода ленты, который вводит в его речь мотив сброшенных оков старого мира).
Сближает с советским кино "Темные времена" и эпизод общения Черчилля с народом — в лондонском метро. Он вызывает стойкие ассоциации с "Человеком с ружьем" Николая Погодина, где Ленин советуется с солдатом, вернувшимся с фронта. При этом ответ юной британки на вопрос премьер-министра о немцах почти копирует стихотворение Константина Симонова "Убей его!", чем вызывает в памяти эпизод из русско-украинского фильма Сергея Мокрицкого "Незламна" ("Битва за Севастополь"). Довольно неожиданное для британской драмы соседство.
Грим вместо образа
В истории кинематографа Черчилля на экране представляли около двухсот раз. Авторы "Темных времен" приняли решение максимально достоверно передать внешний образ политика. Художника Казухиро Цудзи, который работал над его портретом, в титрах называют одним из первых. А для украинских зрителей его, пожалуй, стоит упоминать даже раньше, чем актера Гэри Олдмэна, которого он "утопил" в своем гриме.
Поскольку украинский дубляж забрал у исполнителя голос, он предстает в "Темных временах" во многом "носильщиком" сооруженного художником персонажа, возвышаясь над всеми в кадре не только благодаря таланту, но и благодаря постановочным "котурнам".
При этом режиссер "Темных времен" всех исторических действующих лиц ленты пытается показывать сложными личностями — в первую очередь, бывшего премьер-министра Невилла Чемберлена (Рональд Пикап) и короля Георга VI (Бен Мендельсон), политически и психологически мотивируя и оправдывая их поступки. Но, вопреки этому стремлению, они в большинстве ситуаций оказываются пресно-неинтересными и буквально раздавленными визуально зрелищным Черчиллем. Причем, еще до того, как он вступает с ними во взаимодействие.
Джо Райт вполне осознанно идет на этот риск, предлагая несколько вариантов подхода к монументальному образу, чтобы снизить его давление на окружающих персонажей. Зрителю дана возможность наблюдать Черчилля с разных точек зрения:
- глазами по-советски восторженной толпы,
- благодаря репликам политических конкурентов, которые дополняют образ мазками острой критики,
- знакомясь с Черчиллем вместе с его новой секретаршей (Лили Джеймс),
- в камерно-интимной обстановке — встречах один на один, благородно лишенных "говорящего" музыкального оформления.
Наиболее же драматично Черчилль Гэри Олдмэна раскрывается тогда, когда остается в кадре наедине с тяжелыми державными думами, портретным гримом и декорациями, воссоздающими интерьеры начала 1940-х годов.
Мастер стилизации
Джо Райт является одним из наиболее тонких стилистов британского кино. И материальный мир Великобритании той эпохи воссоздан в картине очень убедительно: даже штукатурка в "Темных временах" художественно выразительно осыпается со стен. Режиссер уже иллюстрировал начало 1940-х в своей драме "Искупление" (из этого фильма в "Темные времена" перекочевали крупные планы бьющей бумагу пишущей машинки), но теперь образ войны представил принципиально иначе.
В "Искуплении" трагедия Дюнкерка была показана лично — буквально одним выдающимся сложным планом, который представил весь хаос войны изнутри. "Темные времена" предпочитают взгляд на события с высоты птичьего полета, соответствующий позиции Черчилля, обязанного видеть общую картину и принимать трудные решения, от которых зависят сотни тысяч жизней — булавки на карте в бункере, где заседает Генеральный штаб.
Ощущение гигантской ответственности, лежащей на массивной фигуре Черчилля, буквально физически пропитывает картину. Но Джо Райт решает еще больше усилить его, представив на экране героические образы британских защитников Кале, отправленных премьер-министром на самоубийственную миссию. Их эпическая идеализация в пространстве ленты выглядит несколько искусственно, иллюстрируя удивительную особенность "Темных времен".
Картина соединяет оглушающие грохотом эмоции с тонкими нюансами чувств и мыслей — и на этом топорном стыке выстраивает портрет удивительной исторической личности, преодолевающей страхи и сомнения, чтобы делать, что должно.