НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Что надо знать бизнесу об интернет-трендах 2019: выводы онлайн-аналитика Мэри Микер

Интернет-аналитик Мэри Микер. Скан:Recode by Vox’s 2019 Code Conference
Интернет-аналитик Мэри Микер. Скан:Recode by Vox’s 2019 Code Conference
Онлайн-тренды 2019 года, затрагивающие все виды бизнеса, связанные с технологиями, назвала знаменитый итернет-аналитик Мэри Микер. Главные — онлайн-торговля, приватность, токсичность
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Доклад на 333-страницы о самых важных онлайн-трендах 2019 года, затрагивающих все виды бизнеса, связанные технологиями, представила самый влиятельный технологический аналитик Уолл-стрит  Мэри Микер.

"Королева интернета" делает такой анализ ежегодно. Но в этом году Микер впервые публикует свой доклад в статусе самостоятельного венчурного инвестора.

В сентябре 2018 года она уволилась из фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers и основала собственный венчурный фонд Bond Capital. Подробное изложение ее доклада опубликовал The Bell, выделив основные выводы.

Пять главных трендов в интернете-2019 

1. Больше половины населения земного шара уже в сети

Главная мысль:  интернет-рынок насыщается, потому что 51% населения планеты — в интернете. "Голубого океана" из новых пользователей больше нет. 

  • В 2019 году доля интернет-пользователей от общего числа жителей Земли впервые перевалила половину — таких стало 51%, или 3,8 миллиарда человек. Еще в 2017 году интернет-пользователей было всего 49%.
  • Свыше половины интернет-пользователей живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На первых трех позициях по числу пользователей — Китай, Индия и США. Дальше идут Индонезия, Бразилия, Япония и Россия.
  • В интернет приходит все меньше новичков, темпы роста аудитории снижаются. Все эти миллиарды пользователей разобраны и обслуживаются технокомпаниями.

2. Рейтинг самых дорогих корпораций в мире завоевали технокомпании

Главная мысль: почти 4 млрд человек обслуживаются всего несколькими десятками интернет-компаний. В топ-10 компаний мира по капитализации — 7 технокомпаний. Среди них Microsoft, Amazon, Apple, Alphabet, Facebook, Alibaba и Tencent. Рынок монополизирован: все гиганты сосредоточены в топ-10, а на местах с 11-го по 30-е — всего две технокомпании: Samsung и Cisco.

  • 9 из 30 крупнейших компаний мира работают в сфере технологий. За три года совокупная капитализация 30 крупнейших технокомпаний удвоилась. 25 из 30 крупнейших технокорпораций работают в США (18) и Китае (7). США принадлежат 18 из топ-30, Китаю — 7.
  • Поставки смартфонов впервые упали, темпы роста электронной коммерции также замедляются, хотя потолка она не достигнет еще долго.
  • В ближайшие годы будет идти битва за региональные и локальные рынки. Прямая доставка и финтех — лидеры в 2019 году. Наиболее устойчивой и перспективной бизнес-моделью стал freemium.

3. Онлайн-торговля по темпам роста в 5–7 раз превышает обычный ретейл

Главная мысль: большие данные переворачивают электронную коммерцию и рекламную индустрию.

  • К 2019 году на онлайн-продажи приходится 15% от общего числа продаж. Электронная коммерция выросла больше чем на 12% год к году, в то время как традиционный ретейл растет на 1,5–2%.
  • Рекламный ландшафт полностью изменился. Десять лет назад рекламодатели недооценивали цифровую среду. Сейчас треть бюджетов уходит на смартфоны, еще 18% — на рекламу для настольных устройств.
  • Сама реклама все чаще размещается алгоритмически. Рекламодателям часто выгоднее искать аудиторию, а не обращаться к площадке. В результате подавляющее большинство бюджетов уходит к крупным платформам — Google, Facebook и ряду более мелких — Amazon/Twitter/Snap/Pinterest. Это изменение стало возможно благодаря машинному обучению и смежным технологиям.
  • У рекламы в 2019 году одна главная проблема и одна возможность. Проблема — приватность, которая существенно усложнит таргетинг. Возможность — отслеживание через несколько платформ. Пользователи все чаще проводят время в окружении нескольких экранов, оставляя таким образом больше данных.
  • Пространство для роста создают инновации в сборе и анализе данных. Чем больше компании знают о потребителе, тем более выгодные условия и привлекательные товары они предлагают.

4. Главным уникальным предложением интернет-компаний становится приватность

Главная мысль: потребители все больше ценят приватность, из-за чего их данные дорожают.

  • 87% трафика было зашифровано в первом квартале 2019 года. Для сравнения, три года назад показатель составлял лишь 53%.

5. Проблемный, токсичный, экстремистский контент стал крупномасштабной проблемой

Главная мысль: социальные медиа борются с проблемным контентом — от фейков до экстремизма — но пока не так успешно, как того хотелось бы. Это одно из основных направлений их усилий.

  • 42% пользователей сталкивались в вебе с оскорблениями, 32% — с распространением ложных слухов, 16% — с угрозами. В результате уверенность людей в том, что развитие интернета — это безусловное добро, падает.

Как используют интернет

Главная мысль:  интернет — универсальное средство связи со всем, что создал человек и предлагает бизнес. Люди будут проводить все больше времени с устройствами и найдут все больше способов их использовать.

  • Пользователи отдают цифровым медиа все больше времени. Этот показатель вырос на 5% в 2017 году и на 7% в 2018 — это самый быстрый рост с 2012 года. Взрослый американец проводит за цифровыми устройствами 6,3 часа в день, в том числе 3,6 за мобильным устройством. Впервые в мобильник стали смотреть больше, чем в телевизор (226 минут против 216).

Визуальные форматы, в том числе "истории", показывают невероятный рост. Активнее всего растет потребление визуальных платформ — Instagram и YouTube. В США просмотр цифрового видео занимает 28% от всего времени просмотра (остальное приходится на телевизор).

  • Подкасты — еще один нетекстовый жанр — перестают быть нишевым форматом. За последние 4 года число слушателей удвоилось и достигло в США 70 миллионов человек.
  • Носимые устройства показывают стабильный рост. В 2014 году у них было 25 миллионов пользователей, в 2018 — 52 миллионов.
  • Гораздо быстрее растет рынок голосовых устройств и помощников. Колонки Amazon Echo установлены в 47 млн домохозяйств, этот показатель удвоился за год.
  • Самый быстрый рост — у аудитории сервисов доставки, транспорта, финансовых услуг, онлайновых маркетплейсов и т.п. Всего за два года в США она выросла с 25 до 56 миллионов. В докладе приводятся десятки примеров быстрого роста в самых разных сферах — от индийской мобильной экосистемы Reliance Jio до европейского Revolut Николая Сторонского, который удвоил число клиентов персонального банкинга за 10 месяцев.
  • Вместо текста люди переходят на изображения/видео и сопутствующие им технологии. Даже в изначально текстовом Twitter уже свыше 50% просмотров твитов приходится на изображения, видео и другие виды медиа. Мэри Микер уверена, что эволюция визуального тренда приведет к серьезным изменениям в дизайне, совместной работе и развлечениях.
  • Человечество играет и развлекается. Число игроков и потребителей интерактивных развлечений в 2018 году выросло на 6% и достигло 2,4 миллиардов.

Использование интернета: плохие и хорошие новости

Главная мысль:  пока платформы ищут лекарство от недосыпа и травли в интернете, государства создают средства для блокировок, сетевого надзора и политических репрессий. Пользователи пытаются защититься от обоих охраной личной информации и шифрованием.

  • Главное опасение — информационная перегрузка. В 2018 году 39% американцев 18–29 лет "почти постоянно" находились в сети. У взрослых показатель с 28 %. 63% взрослых жителей США пытаются ограничить себя.
  • Главная позитивная черта социальных медиа — возможность выразить себя. Главная негативная — качество и количество сна. Крупнейшие платформы помогают пользователям контролировать время, проводимое в приложениях и на устройствах. Время, проводимое в соцсетях, теперь растет медленнее, но все равно растет.
  • Люди обеспокоены приватностью. Это беспокойство со временем незначительно снижается, но регуляторы принимают новые законы и платформам приходится внедрять решения для обеспечения неприкосновенности частной жизни.  
  • Активно растет спрос на шифрование информации и мессенджеры с конечным шифрованием. Всего за три года доля зашифрованного трафика выросла с 53 до 87%.
  • Серьезная трудность — проблемный контент. Весь спектр — фейки, язык вражды, негативный новостной фон, экстремисты, пропаганда. Все это превращается из текста в видео, усиливается рекомендательными алгоритмами, поощряется социальными медиа. Платформы — Facebook, YouTube — ожесточенно пытаются сократить объемы такого контента и нанимают тысячи модераторов.
  • Интернет несвободен. 55% пользователей живут в стране, где часть контента блокируется. 47% — где правительство ужесточило надзор через сеть. Столько же сталкиваются с блокировкой социальных медиа и мессенджеров. У 42% интернетчиков правительство часто отключает интернет и мобильные сети по политическим причинам.
  • Сеть распадается на страновые подсетки, в каждой из которых собственное регулирование, несмотря на то, что открытый интернет удовлетворил бы всех.
  • Кибератаки и кибервойны продолжатся и усилятся. В том числе атаки, спонсируемые государствами.

Freemium — бизнес-модель будущего

Главная мысль:  продажа улучшенного пользовательского опыта оказалась выгодной сделкой не только в играх.

  • Конечные пользователи готовы платить за прекрасный продукт после того, как они его попробуют. В этом суть модели freemium — бесплатная пробная или базовая услуга и платная улучшенная.
  • В 2018 году свыше 40% пользователей Spotify платили за хорошо подобранную музыку. Сравнимый показатель у Amazon Prime.
  • Вот уже более 10 лет freemium испытывают на трех направлениях — в играх, сервисах для корпораций и приложениях для конечных пользователей. Этот путь не закончен. Один из лидеров в freemium — Google, предлагающий свой пакет приложений бесплатно и активно наращивающий число платных пользователей.
  • Главная особенность бизнес-модели — наращивание доли платных пользователей, а желательно — старт сразу с большой доли. В зависимости от продукта, доля платных потребителей может составлять как менее 1% (игры создателя Angry Birds, Rovio), так и более 25% (корпоративный мессенджер Slack).
  • Два ключевых драйвера freemium — во-первых, облачные сервисы, упрощающие развертывание веб-приложений; во-вторых, эффективные цифровые платежи.

Китайское интернет-чудо

Главная мысль: Китай с его 817 млн мобильных интернет-пользователей — модель для развития многих рынков.

  • Основной контент, потребляемый китайцами, — короткие видео. Ежедневно китайские пользователи смотрят 600 миллионов часов таких роликов. Это главная причина роста мобильного трафика почти втрое в 2018 году.
  • Визуальный контент сопровождают игры. Мини-игры в мессенджере WeChat трансформировали платежи, электронную коммерцию, ретейл и образование. Полезные мини-приложения привлекают десятки миллионов пользователей каждое.
  • Китайские сервисы тяготеют к суперприложениям (superapps). Например, Meituan, первоначально приложение для совместных покупок, сейчас объединяет свыше 30 сервисов, а число его пользователей в 2018 году выросло на 26%, до 412 миллионов. Платежный сервис Alipay теперь объединяет 200 тысяч мини-приложений, миллиард пользователей, 70% которых используют 3 и более финансовых сервисов.
  • Стратегию суперприложений берут на вооружение в других странах по всему миру.
  • Видеостриминг — основа электронной коммерции. Стриминг и инфлюенсеры делают выбор прозрачным, интерактивным и увлекательным. Это находка для цифрового поколения. Офлайновые магазины тем временем сами цифровизуются, связывая потребителей, товары и виртуальные площадки.

(Китайский раздел презентации был подготовлен не Микер, а специализирующимся на Азии фондом Hillhouse Capital).

Онлайн-образование

Главная мысль:  спрос на знания высок как никогда и будет расти дальше.

  • Стоимость офлайнового образования растет, студенты все чаще обращаются к онлайновым курсам. Доля студентов, записавшихся только на офлайновые курсы, в 2012 году составляла 74%. В 2017 году она снизилась до 67%. Многие университеты уже выпустили свои онлайновые программы и предложили окончить магистратуру по самым разным направлениям (включая MBA).
  • Все онлайн-платформы и маркетплейсы наблюдают резкий рост студентов и преподавателей.
  • Появляются новые бизнес-модели: оплата за счет части дохода после трудоустройства (Lambda School), подписка на помощь в обучении (Chegg), конструктор для самообучения (Quizlet). Отдельный огромный спрос возникает на школьное дополнительное образование и коммуникацию "учитель-школьник-родители". Особенно это видно на развивающихся рынках, в области изучения языков.
59% пользователей из поколения Z называют YouTube предпочтительным инструментом обучения. На YouTube ежегодно смотрят 4,5 млрд часов видеоинструкций.
  • В онлайн-образовании все еще есть сильный перекос в сторону технологий. 80% выручки Coursera получает от курсов, посвященных технологиям, анализу данных и бизнесу. Самые популярные курсы: машинное обучение, обучение обучению, поддержание здоровья и криптовалюта.

Mary Meeker's Internet ... by on Scribd