НБУ курс:

USD

41,69

+0,05

EUR

45,14

+0,05

Наличный курс:

USD

41,61

41,51

EUR

45,31

45,15

Даже герои-одиночки могут изменить мир — режиссер Агнешка Холланд о "Цене правды"

Режиссер Агнешка Холланд. Киев, Hiltоn, ноябрь 2019. Фото: Film.ua
Режиссер Агнешка Холланд. Киев, Hiltоn, ноябрь 2019. Фото: Film.ua
Польская режиссер Агнешка Холланд о том, почему взялась снимать фильм о Голодоморе и о роли журналистики в мире фейковых новостей и политических манипуляций
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

28 ноября во всеукраинский прокат вышел фильм "Цена правды" — копродукция Польши, Великобритании и Украины, — снятый режиссером Агнешкой Холланд.

1933-й год, журналист из Уэльса Гарет Джонс приезжает в СССР и — не соглашается молчать об увиденных последствиях искусственного голода в Украине. Герой фильма сталкивается не только с сопротивлением советской репрессивной машины, но и с непониманием своих соотечественников: британскому, как и американскому, истеблишменту выгоднее закрыть глаза на правду, чем ссориться со Сталиным, который щедро платит за помощь в индустриализации страны...

Премьера фильма состоялась на Берлинале, его удостоили главного приза на кинофестивале национальных фильмов в Гдыне, а после проката в Польше и Украине "Цену правды" увидят зрители Великобритании, США, Франции: права на показы проданы в 30 стран. "Фильм — непростой, и у нас проходят не просто премьеры. Презентации фильма в разных городах и странах — это еще и личные встречи, дискуссии, разговоры о параллелях между прошлым и настоящим, об исторической правде, угрозах и роли журналистики", — отмечает Агнешка Холланд.

На киевскую премьеру (во всеукраинском прокате фильм с 28 ноября) она также приехала лично. Именитая режиссер, в фильмографии которой не только полнометражное кино, но и  работа над культовым сериалом "Карточный домик", а среди наград — "Золотой глобус", рассказала delo.ua о мистере Джонсе, о цене, которую приходится платить за правду, и о восстановлении исторической справедливости как гарантии, что "никогда снова".

Я интересовалась темой Голодомора в Украине и ранее. Как и Холокост — это одно из страшнейших преступлений ХХ века. В отличие от преступлений гитлеровского режима, сталинские злодеяния не получили такой международной огласки и такого всеобщего порицания. И сегодня есть люди, которые находят им оправдание некими высшими идеями или вовсе подвергают сомнению очевидные факты. Но ведь известно — отсутствие покаяния грозит новыми аналогичными преступлениями в будущем...

О Голодоморе в Украине писал не только Гарет Джонс. Как возник интерес именно к его личности?

О Гарете Джонсе я узнала из книги Тимоти Снайдера. Благодаря ей многое из того, что я знала ранее, для меня упорядочилось и прояснилось. Джонс был очень образованный и, вместе с тем, немного наивный человек.

Кадр из фильма "Цена правды"

И когда мне попал в руки сценарий Андреа Халупы (ее дед пережил голод в Украине), все сошлось. Кроме возможности восстановления исторической памяти, я увидела яркие параллели с современностью. По-прежнему в разных странах происходят те или иные преступления, есть журналисты, которые говорят о них правду (как и те, кто закрывает глаза), и есть интересы политиков, которые не всегда руководствуются благовидными целями и готовы служить правде.

[block_1]

То есть в мире ничего не меняется?

И вы, и я живем в реальном мире, в котором нас окружают фейковые новости, политические манипуляции, пропаганда... Я думаю, что в сегодняшнем мире на журналистах лежит еще большая ответственность. Сейчас как никогда необходима правдивая, объективная, независимая журналистика, которая поможет человеку разобраться в окружающем нас информационном потоке. И в то же время журналистика сталкивается со многими угрозами и соблазнами: давлением собственников, политиков, а с другой стороны — коммерческий пресс, ограниченные финансы и от этого попытки угодить всем, чтобы не потерять деньги.

Гарет Джонс полагал, что сопоставление фактов и распространение правды — это обязанность журналиста. Кажется очевидным, что именно в этом смысл профессии. Но воплощать эти принципы в жизнь оказалось очень непросто. Непросто тогда, непросто и сейчас.

Режиссер Агнешка Холланд и  актер Джеймс Нортон, сыгравший Гарета Джонса. Кинотеатр "Киевская Русь", Киев, ноябрь 2019. Фото: Film.ua

Поэтому вы неоднократно подчеркивали, что "Цена правды" — это не только о будущем, но и о настоящем?

Да. Два моих фильма, "Европа, Европа" и "В темноте", посвящены теме Холокоста. Но огромное количество жертв коммунистического режима не вошло в сознание мирового общества так, как, например, преступления Холокоста. И я посчитала нужным рассказать не только об ужасах того времени, но и о масштабах вранья — и в этом я вижу абсолютно реальные параллели с сегодняшним временем.

Голодомор — это не только ужасные два года. Его эффект гораздо более продолжительный и масштабный — демографический, физиологический, психологический. Он также спровоцировал процессы миграции внутри Украины — кто-то пришел и заселил вымершие села...

И многие сегодняшние украинские проблемы, в том числе на Востоке, тянутся своими корнями к Голодомору.

Коррупция медиа, конъюнктурность власть предержащих и равнодушие мирового сообщества — это триада, которая делает возможными наихудшие вещи. Политическая и экономическая выгода заставляет замалчивать или перевирать очевидные факты преступлений, и мир реагирует на это с безразличием. Подобное мы наблюдаем в отношении Руанды, Сирии, Украины и многих других стран.

Режиссер Агнешка Холланд. Киев, Hiltоn, ноябрь 2019. Фото: Film.ua

И что делать в наших силах, как журналистов, и ваших, как режиссера, чтобы  "никогда вновь"?

Для начала, сделать так, чтобы болезненный опыт человечества не был забыт — это важно не только для Украины, но и для всего мира.

Как режиссер, языком искусства я стремлюсь рассказывать о вранье. О преступлениях, которые не понесли наказания. О том, что нельзя забыть и простить.

А вам — не забывать, что объективная журналистика и даже герои-одиночки могут изменить мир. Демократия не выживет без таких журналистов, как Гарет Джонс.