- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Девчата и металл: о боевике "Терминатор: Фатум"
Возвращение блудного Джеймса Кэмерона
"Терминатор: Фатум" Тима Миллера снят под непосредственным присмотром и художественным руководством Джеймса Кэмерона — автора уже классических фильмов "Терминатор" (1984) и "Терминатор: Судный день" (1991) и фигуры не менее (а, пожалуй, даже более) важной для долгоиграющего киносериала, чем Арнольд Шварценеггер, который подарил свою выпуклую мускулатуру и зажатую, практически несуществующую, мимику киборгу, прибывшему из будущего сперва, чтобы убивать, а потом — оберегать человечество.
Именно тем, что Джеймс Кэмерон наконец-то вернулся к работе над очередным "Терминатором", во многом можно объяснить художественный смысл создания еще одного продолжения истории, которая в 2000-е годы, появляясь на экранах, раз за разом демонстрировала удивительно прискорбную стабильность — оказываться намного ниже зрительских ожиданий и намного примитивнее оригинальных лент.
Впрочем, некоторые голливудские аналитики уже сейчас прогнозируют, что справиться с этим заданием не выйдет и "Фатум" ждет болезненный финансовый провал. Или, словами англоязычного подзаголовка ленты, "dark fate" (темная судьба).
Сценарная резьба по лекалам
Способом борьбы с этой судьбиной в новой картине избраны постоянные апелляции к "Терминатору" и "Судному дню", по лекалам которых Джеймс Кэмерон совместно с Тимом Миллером (это, пожалуй, тот случай, когда режиссера, пусть и бесконечно изобретательного в создании коктейля из физического действия и компьютерной графики, можно упоминать вторым) и лепит историю, полностью игнорируя то, что происходило в фильмах, к которым он творческого отношения не имел. Благо, именно способность героев регулярно переписывать будущее, возвращаясь в прошлое, лежит в основе всего киносериала и позволяет с подобными сценарными финтами, хотя бы отчасти, мириться.
Резвый сюжетный поворот, делающий возможным подобный финт в новой ленте, односложно объясняют в дебюте с помощью закадрового комментария Сары Коннор (седовласая Линда Хэмилтон триумфально возвращается на экран), опираясь на ее заслуженный авторитет и зрительское знание того, что было в предыдущих киноработах Джеймса Кэмерона ("Фатум" не рассчитан на тех, кто их не смотрел). А чтобы зрители не особо задавались вопросами по поводу аргументированности предложенных объяснений, их практически сходу начинают бомбардировать зрелищными столкновениями робота и человека, которые и составляют "зерно" и смысл существования картины.
Девчата, вперед!
Действие ленты стартует в Мексике, потом переходит границу с США, оказываясь в центре содержания нелегальных мигрантов, а продолжается в Техасе, в американском небе и даже где-то под американской водой — у дамбы гидроэлектростанции. И везде девушка из будущего по имени Грейс (Маккензи Девис), прошедшая "апгрейд" и оборудованная персональным ядерным реактором, дающим ей дополнительную силу, при поддержке экипированной Сары Коннор, "оборудованной" многолетней ненавистью к терминаторам и опытом их уничтожения, сражается с неуязвимым роботом из жидкого металла (Гэбриел Луна), способным раздваиваться и приобретать любую форму.
Предметом их ожесточенных столкновений становится девушка Дани (Наталия Рейес), которая работает на мексиканском автозаводе. Чем именно она "приглянулась" роботам, стремящимся ее уничтожить, и людям будущего, жаждущим во что бы то ни стало сохранить ее в живых, в целом, становится понятно сразу (по аналогии с предыдущими фильмами). А вот частности этого "понятно" будут преподнесены на блюдце в форме плоского и прямолинейного рапорта, появление которого, в общем, оказывается не только несвойственным для картины, слишком многое оставляющей за кадром, но и, по большому счету, излишним, поскольку словами лозунгов дополняет то, что с первого фильма Джеймс Кэмерон уверенно демонстрирует без слов — действием, создавая образы сильных женщин, преодолевающих немыслимые преграды.
Терминатор Карл и шторы
Теперь таких героинь в распоряжении авторов "Фатума" сразу три. И то, что именно за этими девчатами — будущее, подчеркивает появление старого знакомца — допотопного (по сравнению с новыми роботизированными "олимпийцами") терминатора в исполнении незаменимого Арнольда Шварценеггера. Седобородый и постаревший, но сохранивший внушительную стать и невозмутимость (она Арнольду Шварценеггеру заменяет собственно актерскую игру), он "очеловечился", именует себя Карлом, торгует шторами и убеждает окружающих в том, что у него — необычайное чувства юмора (правда, не демонстрируя его).
И это важное обещание, которое сыграет свою роль в хаотичном и, одновременно, (не)смутно узнаваемом финале. Он закрывает (в очередной раз) ее многолетние (и даже многоленточные) взаимоотношения с терминатором, дополняя их историей новых героев Дани и Грейс, тоже сопровождающейся самопожертвованием и "подкатывающим" вместе с ним комком в горле.
Повторное купание в жидком металле
Эффективная интенсивность реализации ключевых эпизодов и ковровая бомбардировка вычурным адреналиновым действием в большинстве случаев позволяют забыть о вторичном, отреставрированном характере происходящих событий, который напоминает встречу старых, но очень хорошо следивших за собой последние годы друзей, которые еще способны покуражиться, но при этом, даже когда кутят, уже не бегут вперед, но топчутся на месте.
Пожалуй, в этом создании неоригинального и повторении пройденного и заключалась творческая задача, которую воплощали авторы картины "Терминатор: Фатум", доказывая, что при огромном желании в один и тот же жидкий металл можно войти дважды; возможно, бессмысленно, но вполне успешно.
Сергей Васильев для delo.ua