Для поколения быстрых нельзя бубнить, разжевывать мысль долго — Иван Букреев, НЛО TV

Генеральный директор телеканала НЛО TV Иван Букреев о том, чем заменят российский телепродукт, чему научили эксперименты с показом сериалов в интернете и какие локальные истории интересны молодым — для проекта "Снято в Украине", инициированного сайтом delo.ua в партнерстве с "Медиа Группой Украина"

Канал НЛО TV появился в украинском эфире в феврале 2012 года и едва успел встать на ноги, как началось турбулентное время политической и экономической нестабильности. Мы расспросили генерального директора канала Ивана Букреева о том, почему было решено первым же своим сериалом начать экспериментировать в интернете и чем закончились эти эксперименты, какие проекты пришлось отложить до лучших времен, а что снимают сейчас, какие сериалы заменят российский контент и какие местные истории готова смотреть молодежь.

НЛО TV — украинский молодежный телеканал, входит в состав "Медиа Группы Украина". Целевая аудитория — 14-35 лет. Вещание осуществляется в сети Т2, в третьем мультиплексе, что обеспечивает ему 80% эфирного покрытия, а также в сетях кабельных операторов цифрового телевидения, кроме того сигнал канала доступен на обычный ресивер с эмулятором со спутника Astra 4A (частота 12130 (envy) с кодированием BISS.

Иван, НЛО Т V отметил четыре года. Назовите четыре самые важные высоты, которые взяли?

Первое и ключевое — сформирован коллектив, который четко понимает свою аудиторию и свои цели. Появились лица канала, что очень важно.

Второе — развиваем собственные бренды. Запустили проекты собственного производства и создали пул собственных премьерных проектов.

Третье — развиваем интернет-направление. И четвертое — вышли на внешние рынки: контент нашего производства был продан на телевидение в Россию, например, сериалы "Как закалялся стайл", "Четыре мачо и удача" и другие, а также в Беларусь — сериалы "Онлайн", "Как закалялся стайл", "Разные", программа "Раздолбаи" и т.д.

Сегодня лучше поработать на маркетинг и на развитие бренда

Что для вас как для руководителя сейчас является приоритетом?

Сохранить текущее положение и развить канал в условиях сжавшегося рынка рекламы — это основное.

Насколько пришлось корректировать стратегию развития в связи с экономическим кризисом?

Все это время мы росли, может быть, не всегда так динамично, как хотелось бы, но росли. По ядру аудитории вошли в десятку, по обеим коммерческим аудиториям — на 11 месте. Дальше необходимо закрепляться и идти выше.

Но сейчас, с учетом ситуации на телевизионном и рекламном рынках, перед нами не стоит задача победить кого-то, выйти на 8-е или 9-е место, если для этого необходимо вложить энное количество денег. Главное — удерживать оптимальный баланс между расходами, доходами и местом в рейтинге. Сегодня лучше поработать на ядро аудитории, на маркетинг, на развитие бренда.

Что отложили до лучших времен?

Отсрочили включение эфирного аналога, которое должно было начаться уже в 2015 году — перенесли на январь 2017 года. Это один из важных моментов с точки зрения технической конкуренции: у всех прямых конкурентов есть аналоговое покрытие.

Чему научили эксперименты в интернете

Уже с самого первого проекта "Как закалялся стайл" начали экспериментировать с Интернетом — зачем и что это дало?

Подготовку к "Как закалялся стайл" начали сразу после старта канала — это было начало 2013-го, в конце года запустили первый сезон и через год — второй. И сразу же решили, первыми на украинском рынке, насколько я знаю, параллельно запустить его в Интернете. Схема была такая: сериал выходил в эфир на НЛО раз в неделю по пятницам, а через два часа после эфира серия попадала на легальные платформы: в Украине это был оll.tv, в России — ivi.ru и Megogo, по всему миру — Megogo.

Отрабатывали возможности монетизации в интернете? Насколько удачно?

От показа в интернете получили значительный доход, в том числе из России — половина всех просмотров была оттуда. Конечно, о сотнях тысячах долларов дохода от интернета мы говорить не можем, но про десятки — спокойно.

Но, кроме того, это был интересный опыт, как живет молодежный проект вне эфира. Отслеживая оценки зрителей в интернете, смогли понять, насколько продукт им интересен.

Есть риски при такой схеме показа, что зрители будут уходить от эфирного просмотра в онлайн? Когда есть смысл делать так, как сделали вы?

Есть несколько моментов, почему мы захотели так сделать, понимая, что это негативно может сказаться на эфире, который для нас остается главным, и главными остаются рекламные и спонсорские доходы от эфира. Но во-первых, у нас молодая аудитория, а значит такой сегмент, как Интернет (сайты, Youtube, партнерские платформы), который уже сейчас является важной частью наших доходов, в ближайшие годы будет только расти.

Если раньше мы смотрели на Youtube, как "ну, капает что-то, и капает", то сейчас доходы от него составляют важную часть нашего текущего "кэш флоу". В период кризиса приходится урезать бюджеты на маркетинг и наружную рекламу, но сохраняем бюджет на Интернет и стараемся максимально использовать соцсети, Youtube-каналы для раскрутки проектов.

На "Как закалялся стайл" не только отработали схему, как можно выпускать легально проект на других носителях и зарабатывать на этом, но и как можно при этом бороться с пиратами — здесь включились наши партнеры, которые помогали нам.

Было несколько случаев, когда мы предоставляли платформам серию (обычно это происходило в четверг, за сутки до эфира), там выставляли таймер, но так как в мире разные часовые пояса, пару раз кто-то ошибся, в итоге взрыв в соцсетях: "А я уже посмотрел", и тут начинали работать пираты. Так что получили, в том числе, и опыт, как правильно загружать серии на Youtube, используя технологию защиты контента Content ID.

Что еще нетрадиционного попробовали в привлечении зрителя?

Опробовали Твиттер-шторм — во время показа серий "Как закалялся стайл 2" по пятницам в эфир телеканала выводились комментарии из Твиттера, где фанаты обсуждали перипетии сериала. Хэштеги #kzs2 и #nlotv входили в топ-5 украинского Твиттера. Это очень хороший показатель, учитывая, какие в это время происходили события в стране…

Пытаемся выжать максимум из западного контента

На вас сказался запрет показа российского видеоконтента на телевидении?

Частично сказался. Но наибольшее влияние оказывает экономический кризис, который привел к падению рекламного рынка в четыре раза.

Сейчас постоянно ищем пути сотрудничества с другими территориями. Как уже говорил, в Беларусь продали комедийные сериалы, а с Грузией сняли постапокалиптический сериал "Парадокс". Есть идеи по англоязычному контенту.

Как решаете проблемы с заменой российского контента?

Нам проще, чем большим каналам, так как ядро нашей аудитории более четкое. У нас есть стратегическое партнерство с NBC Universal на показ фильмов и сериалов, таких как "Бруклин 9-9" (США)и "Разрушители мифов" (Австралия-США).

Недавно купили "Южный парк" — история, знакомая нашей аудитории, мы ее планируем показывать с первого сезона, а осенью выйти на показ премьерного сезона, параллельно со Штатами. "Южный парк" мы впервые в Восточной Европе запустили в эфир в формате 16х9 — получили из США полностью переделанные эпизоды.

Причем сериал продублирован на украинский язык студией "Так треба продакшн" (подразделение Film.ua — delo.ua). И зрители, имеющие цифровой тип приема — DVB-T2, спутник, цифровой кабель, — cмогут включать как украинский дубляж, так и оригинальную дорожку. Со временем также сделаем подключаемые субтитры.

Хороший вариант для параллельного изучения английского и украинского…

Конечно, это не массовая история, но части зрителей будет интересно.

Постоянно пытаемся выжать максимум из западного контента. Намерены купить несколько брендовых сериалов, но пока не могу сказать, каких.

Это будут американские сериалы или европейские?

Западный контент у нас в основном американский. Рассматриваем польский продукт — у них есть интересные киношные истории.

С европейским рынком сложно. Согласно закону, который сейчас обсуждается (так называемый "закон Сюмар"), квоты европейского контента можно рассматривать в разрезе сохранения квоты национального продукта, который попадает в европейский.

Если брать временной отрезок вещания с 7.00 до 23.00 за 100%, то должно быть 50% собственного контента. При этом на 70% контент должен быть европейским (а по новым предложениям — американским, канадским, проч.)

Но нужно понимать, что это будет в большей степени американский, канадский, а не европейский продукт. Не потому, что мы не любим европейское, мы находим и покупаем европейские фильмы (например, свежий пакет проектов ВВС), но их физически немного — реально хороших, сильных, которые интересны зрителю. Посмотрите на наш прокат и посчитайте соотношение фильмов по странам.

Мы недавно договорились с ВВС и теперь на НЛО будем показывать "Записки молодого врача" с Даниэлом Рэдклиффом по роману Михаила Булгакова, а на "Индиго" — разноплановые документальные проекты. Ранее показывали известный проект "Черное зеркало".

Локальные истории и конкуренция

Имеет ли смысл говорить о популярности локальных историй у молодого зрителя?

Да. И в первую очередь мы ориентируемся на внутренний рынок. С самого начала работы канала, задолго до всех политических, законодательных перипетий, мы старались развивать собственное производство.

Для маленького канала это сложно — раскрутить собственный бренд. Но за 2014-2015 годы мы создали собственные комедийные сериалы, улучшаем их и они становятся отдельными брендами на территории Украины. Имею ввиду такие наши сериалы, как "Онлайн", "Высотка", "Разные"", "Как закалялся стайл", "Сышишь шоу", "Маслюки", "СуперКопы". Практически мы стали вторыми после "Квартала" работать в этом направлении.

Реально ли конкурировать с огромным количеством контента, который производится в мире и доступен по кабельным каналам или в Интернете?

С Интернетом конкурировать бессмысленно. А внутренняя конкуренция сейчас идет в основном среди собственных проектов. И здесь ситуация упростилась, потому что премьерные российские сериалы сейчас никто показывать не может — уже рублем, гривней или долларом не задавишь. Поэтому в ближайшие год-два будут срабатывать собственные уникальные идеи, которые кто-то успеет реализовать раньше других.

Канал молодежный. Какая стилистика доминирует? Юмор?

Да, работаем в этой нише еще и потому, что, отсняв юмористический сериал, его можно показать огромное количество раз, в отличие от драмы. А нам, как маленькому каналу, важно экономить бюджет. Поэтому, планируя производство 100 серий, мы сразу закладываем, что покажем их далеко не единожды. Это касается практически всех наших историй.

"Сышишь-шоу" только в начале года вышло в эфир более 300 раз при 60 снятых сериях, не считая показов в прошлом году.

Это универсальная история, каждый эпизод имеет законченный сюжет, зрителю не надо следить за сюжетной линией от серии к серии — это важно. "Доктора Хауса", например, можно смотреть и "слева направо", а вот "Династию" или "Санта-Барбару" так не посмотришь.

Над какими "своими" историями сейчас работаете? C какими продакшнами и какие к ним требования, на что смотрите в первую очередь?

Стоимость и доверие — это основные факторы при выборе партнера. За пару лет уже появился опыт сотрудничества с несколькими продакшнами, которые работают в пределах наших возможностей и дают результат, который нас устраивает. Это небольшие коллективы . Один из них — студия "Мамахохотала". Так как доминантой для нашей ниши является юмор, то "Мамахохотала шоу" — это абсолютно наша история (Как раз сейчас идут съемки пятого сезона шоу "Мамахохотала" — delo.ua).

Она рассчитана в первую в очередь на внутренний рынок, но в Интернете работает и на зарубежную аудиторию, как мы видим по комментариям. Соотношение примерно следующее: 80% — Украина, 10% — Россия и еще по проценту набирают Беларусь, Казахстан, Германия, Польша, США и др.

В сериале "СуперКопы" про новую полицию, и в "Сышышь-шоу" Андрей Бурым выступил генеральным продюсером. В "Раздолбаях" и "Чистоплюях" Сержио Куницин ведущий программ и главный вдохновитель.

Реально делать такие локальные истории, как "Слуга народа" "Квартала 95"?

"Слуга народа" — это ресурсы, которых у нас и близко нет, серия нашего производства стоит примерно раз в 10 дешевле.

Будем стараться брать оригинальными историями и лицами. Кто-то уже раскручен, как Андрей Бурым, узнаваем для аудитории еще с КВН-овских времен, и во многих наших проектах участвует. В "Суперкопах", например, играет грузина, начальника отдела новой полиции.

Для поколения демотиваторов

А зачем делали проект "Страх и надежда"с "Исторической правдой" Вахтанга Кипиани , который вышел в эфире в День памяти жертв Голодомора. Или это была единичная социальная акция?

Это был наш спецпроект к конкретной дате, и мы собираемся работать дальше в этом направлении. Мы развлекательно-познавательное ТВ и для нас важно сохранять нашу познавательную функцию, коммуницировать с аудиторией не только через юмор, но и через важные для страны события. Сейчас планируем проект к юбилею независимости. Тут самое главное — говорить с молодой аудиторией на их языке и про них, а не экранизировать главы из учебника.

А есть общий принцип успешных проектов для молодой аудитории — неважно, юмористический он или серьезный?

Для поколения быстрых нельзя бубнить, рассказывать какую-то мысль долго. Все должно быть легко и сжато.

Это поколение демотиваторов: они увидели картинку, увидели подпись и отреагировали. Краткость, краткость и следующий момент — повторение. Это сейчас многие каналы используют и в своих познавательных передачах, и в развлекательных историях: кратко подается содержание того, что сейчас будет, потом все это расшивается и периодически повторяется.

А игровое кино будете снимать?

В наших планах в этом году стоит прокатный фильм или телевизионный — посмотрим, на что хватит ресурсов. Мы его задумали с ребятами из Idea Production, которые работали над проектом "Как закалялся стайл", продюсером которого является Валентин Шпаков. Планируем снять поучительную молодежную комедийную историю.

Она будет на русском или украинском?

У нас будет естественная история. Актер, играющий главного героя, украиноязычный в жизни — и главный герой будет украиноязычным в фильме. Далее языковое распределение будет зависеть от конкретного героя. Доминантный язык — украинский.

Надеемся, что к осени сможем выпустить в прокат и потом показать в эфире. Кроме того, сразу после проката до показа в эфире выпустить видео по запросу.

Наша задача — попробовать себя и на этом поле, посмотреть, как это работает, с кем сотрудничать.

Беседовала Елена Гладских

Фото: Виталий Головин

Другие интервью проекта "Снято в Украине" — с режиссерами, продюсерами, руководителями продакшнов — читайте по ссылке .