- Категория
- Образование
- Дата публикации
Как изменилось лицо HR-индустрии за 25 лет и что нас ждет в будущем
Понимание важности конкретного человека в компании, к сожалению, так и не наступило. Однако время это близится со скоростью, которая удивит нас всех.
Обратимся к истории профессии HR-специалиста, прежде чем заглядывать в будущее.
Осознание роли человеческого ресурса для бизнеса впервые появилось на Западе. Первые попытки были в далеком 1911 году, с расширением и закреплением в 1960-1970 годах. Тогда и сформировалась концепция управления персоналом в близком к современному пониманию.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВ Советском Союзе еще в 1930 -е были поставлены четкие задачи по снабжению народного хозяйства рабочей силой, планированию подготовки рабочих кадров, выполнению требований трудового законодательства. Не будем кривить душой и признаем, что ценностью сотрудник в Советском Союзе никогда не был.
И начался карго-культ, когда за внешними признаками скрывалась все та же плановая экономика, ведь при отсутствии интернета и тотальной безработице неоткуда было формировать здравое понимания роли HR.
К концу 90-х годов самые продвинутые HR-специалиста работали с тренингами и личностным ростом, иногда внедряя попутно в процедуры клинические психологические тесты и интерпретируя их по своему усмотрению. Тогда же в HR пришло планирование и KPI.
До конца 2000-х HR-менеджеру все еще можно было заниматься подобными вещами, ибо рынок был на стороне работодателя.
2010-е годы ознаменовались появлением новых трендов. Все громче стали говорить о мотивации, лидерстве, появилось направление коучинг, EQ, поиск талантов и хедхантинг, удержание и сотрудничество. Параллельно в обиход вошли такие термины как эмоциональное выгорание, гибкие методологии, кайзен, Lean и Agile. Все чаще слышим термин диджитализация. Темы автоматизации HR процессов собирают огромные залы заинтересованных собственников бизнеса, ищущих простой и понятный инструмент причинно-следственных связей, позволяющий осуществлять пресловутое управление человеческим ресурсом.
Что же несет нам будущее?
Отчет McKinsey&Company Jobs lost, jobs gained: workforce transitions in a time of automation предлагает заглянуть в такой далекий и близкий 2030.
В компаниях, управляемых смыслами, речь идет об умении зрелого лидера, понимающего принципы развития и векторы движения (Спиральная Динамика Грейвза), управлять компетенциями, органично встраивая каждого сотрудника в систему как для достижения целей компании, так и для максимального задействования потенциала каждого.
Холакратия, система самоорганизующихся команд, не требует специально выделенной роли HR. Это доказано, в том числе несколькими украинскими компаниями, практикующими холакратию.
Хотите узнать больше об особенностях функционирования компаний будущего, принципов взаимодействия сотрудников и роли HR в таких организациях? Тогда приходите на HR-марафон#3, спикером которого будет Юлия Пивень, HRD "JBS Украина", руководитель черниговского ІТ-кластера, сооснователь HR-агентства DoubleU, сертифицированный коуч.