НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Художник Александр Ройтбурд: «Давайте жить, не оглядываясь на мракобесов»

Delo.ua расспросило одессита Александра Ройтбурда о «щекотливых» моментах его проекта про ксенофобские настроения «Если в кране нет воды». Он открыт в PinchukArtCentre до 27 ноября. Проект провокативный. "Дружественно провокативный", - уточняет художник
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Украинским художником, чье творчество экспонируется в этом месяце в PinchukArtCentre в рамках проекта РАС-UA, стал Александр Ройтбурд.

После развала Союза он три года  жил в США, правда, с  перерывом на директорствование в галерее на Костельной, которую ненадолго открыл российский политтехнолог и арт-бизнесмен Марат Гельман.

Сегодня Ройтбурд является в Украине одним их самых успешных в коммерческом плане. Его картину  "Прощай, Караваджо!" в 2009 году купили на торгах Phillips de Pury & Co в Лондоне  за $97 тысяч,  и почти два года она держала пальму первенства, пока этот ценовой рекорд не побила картина «Ночь. Конь» Анатолия Криволапа -  в октябре на торгах Phillips de Pury & Co ее купили за $124,4 тыс.

Народные же массы знают Ройтбурда благодаря серии картин «Танго», написанных сразу после революции 2004-го, на которых в лихом танце в окружении заводов, колосьев пшеницы и прочего нархозовского богатства кружила пара лидеров оранжевой революции Тимошенко - Ющенко.

Зрители всегда ждут от одесского постмодерниста эпатажа, скандала. Правда, не всегда дожидаются. На этот раз ожидания публики не были обмануты.

После выставки «Если в кране нет воды» к парочке из «Оранжевого танго» добавится еще несколько живописных ройтбуртовских образов-метафор: «александр сергеевич с пейсами» или «тарас григорьевич-хасид». Это уж кому кто больше придется по душе.

В хасидскую компанию к Пушкину и Шевченко попали Битлы, Клички, Ганди, Уорхол. Почему-то самыми многочисленными оказались гении русской литературы -  кроме "солнца русской поэзии", еще и "зеркало русской революции" -  граф Лев Николаевич Толстой  с Федором Михайловичем  Достоевским. 

Выставка называется «Если в кране нет воды». «Значит, выпили жиды», -  моментально продолжат цитату представители поколения сорокалетних. «Значит, выпил Майкл Джексон», - написал Ройтбурд на портрете американского поп-идола.

То есть сначала -  прямой отсыл к советскому времени, и тут же  - перетягивание в сегодняшнюю действительность. Зачем понадобилось художнику подобное цитирование? Что он  хотел этим сказать?

Delo.ua  расспросило одесского еврея Александра Ройтбурда о некоторых «щекотливых» моментах его проекта.

Почему в названии цитата «Если в кране нет воды...»?

Название выставки «Если в кране нет воды...» действительно намекает на фразу «Если в кране нет воды, значит, выпили жиды» из песни Константина Беляева «Евреи, евреи, кругом одни евреи», написанной в 1970 году. В ней, с одной стороны, автор заигрывает с антисемитскими стереотипами, для которых было свойственно повсюду видеть скрытых евреев, а с другой - с неким еврейским стереотипом - видеть в каждом еврея и глубоко проникаться тем, кто является евреем, у кого жена еврейка и др. В песне Беляев доводит это до абсурда, перемешивая настоящих евреев с людьми, которые ими не являются. Например, евреями становятся Эрнест Хемингуэй, Шарль де Голль, Хо Ши Мин, Ленин, Сталин, Хрущев, Максим Горький и даже такой литературный персонаж, как любовник леди Чаттерлей, хотя это никоим образом не касается реальности.

И почему именно сейчас вы решили выступить с такой своеобразной метафорой об отношении к евреям? Не похож ваш проект на экскурс в нравы страны Советов…

Я показываю эти работы сейчас, когда агрессивные ксенофобские тенденции можно заметить невооруженным глазом. Это  более тревожно, чем 10 лет назад. И именно вот такой параное я противопоставляю свою дружественную провокативность.

Вы считаете, можно,  а может, даже  нужно, прикалываться над такими серьезными и опасными темами?

Опасные темы - и национальные, и религиозные  - они вполне могут быть объектами рефлексии. Можно думать, можно анализировать, можно смеяться, можно прикалываться.

Другое дело - я прекрасно осознаю, что показываю эти работы в ситуации, когда градус толерантности совершенно изменился. И это очень тревожно.

Национальные стереотипы должны работать без агрессии. Отсутствие комплексов и ксенофобии делает общество здоровее.

Во Львове не так давно закрыли выставку Станислава  Силантьева, потому что он якобы неподобающим образом изобразил  Шевченко (Тарас Григорьевич на некоторых полотнах оказался вместе с носорогом и кенгуру. Депутаты облсовета однозначно осудили выставку как "антигосударственную" и  "антипатриотическую", которая "подняла руку на святое". - Delo.ua). В этом сошлись тупорылые националисты с постсоветскими чиновниками. Хотя художник -  парень украиноязычный, и я не думаю, что его оппоненты более патриотичны, чем он. Так что давайте жить, не оглядываясь на мракобесов.

Будет ли продолжение этой серии? И если да, то чей портрет нарисуете следующим?

Есть еще ряд эскизов, которые хотелось бы сделать. Но есть и ощущение, что я уже высказался. Так что не буду эту серию форсировать, путь отлеживается.

Слышала от некоторых арт-критиков, что одесские пост-модернисты уже надоели своей иронией, стебом… Что теперь надо по-другому. Что на это скажете? А вообще, существует понятие одесского пост-модернизма?

Конечно! Как есть и понятие постмодернизма племени «умба-юмба».  

А если серьезно…

Постмодернизм - это эпоха, в которой мы живем, а не совокупность школ и направлений. Более того, по-моему, именно сейчас наступила эпоха настоящего постмодернизма. Потому что она уже даже постмодернизмом не называется. Потому что за такое слово можно получить в морду. И вот когда прошел постмодернизм как тренд, начался постмодернизм как отсутствие. Мы живем в эту эпоху без названия.

Вы согласны с утверждением некоторых представителей СМИ, что ваша выставка не решает большого «еврейского вопроса»? А вас опять, как это было с серией «Оранжевое танго», обвинят в спекуляции.

Я и не собираюсь решать этот вопросы. Для этого есть другие пацаны. А я заявляю об этой проблеме.

Я  переехал в Киев в 2002 году из Нью-Йорка.  И спустя три месяца  нашел единственную в городе надпись  «Бей жидов!». Это было в Ботаническом саду на "Университете". Она была тщательно зачеркнута и внизу баллончиком написано украинскою мовою «Антисемит -  рука Москвы». То есть единственная подобного рода выходка сразу вызвала такую реакцию. Сегодня такого рода надпись бы просто никто не заметил.

Причем, я считаю, что все это было достаточно спланировано. За точку отсчета украинской ксенофобии  беру тот момент, когда после победы оранжевой революции в Киеве, скорее всего российскими скинхедами был избит чернокожий сотрудник американского посольства. Я думаю, что это  часть серьезной политтехнологи, на которую не надо вестись. 

А вы готовы к осуждению тех, кто не поймет и не примет подобной художественной метафоры?

Я наслышался всякого за свою жизнь. Как-то вел блог на «Украинской правде», так мне в комментариях рассказали, что я уморил лично с Кагановичем и Свердловым три миллиона украинских крестьян, убил царя со всей его семьей. Мнение дегенератов врасплох меня не застанет - я с ним знаком.

Выставка под названием «Если в кране нет воды» размещена на 5-м этаже арт-центра в художественном пространстве PAC-UA и проходит в контексте выставки.

Экспозиция открыта для посетителей до 27 ноября 2011 года. Вход свободный.

Следующая выставка PAC-UA представит специально созданную  13-метровую картину Ильи Чичкана. Посетители смогут увидеть ее на 5-м этаже арт-центра со 2 декабря 2011 по 8 января 2012 года.

Фото: Алена Владыко