НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

"Инфоголик" — временами стыдно, но не очень

Со 2 марта в украинском кинопрокате, к Международному женскому дню, идет отечественная романтическая комедия "Инфоголик" Валентина Шпакова и Владислава Климчука. Фильм, за который временами стыдно, но не очень, замечает кинокритик Сергей Васильев
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Комедия "Инфоголик" за первые пять дней проката собрала очень хорошую кассу в 1,836 млн грн. И ее уже успели увидеть более 23 тысяч зрителей. Результат для украинской ленты замечательный.

Что ожидать тем, кто еще не посмотрел, но собирается — благо, посреди недели образовался выходной? Кинокритик Сергей Васильев делится своими впечатлениями:

Главный герой фильма "Инфоголик" — молодой и перспективный менеджер киевской инвестиционной компании Максим (Евгений Янович), вечно погруженный в смартфон. Сканируя социальные сети и новостные сайты в поисках информации, он не замечает, что происходит в его личной жизни.

Свой "инфоголизм", вынесенный в название фильма, герой объясняет профессиональными задачами. Именно благодаря погружению в информационные потоки он может выбирать наиболее перспективные стартапы (представленные в фильме по-хипстерски, а то и по-школьному карикатурно) и подниматься по карьерной лестнице, готовя себя к руководящим должностям в компании — средоточии офисных штампов (тут и лизоблюд, и сексапильная секретарша, и балбесы, играющие в компьютерные игры вместо дел).

"Романтической" комедию делает линия отношений Максима с женой (Елена Борозенец). Девушка безуспешно пытается рассказать мужу, что беременна, придумывая для этого разные способы, один другого хуже: покупает тарелку, на которой написано "Ты станешь папой", устраивает супругу ужин при свечах, подбрасывает тест на беременность и даже использует коронные фразы телесериалов "Нам нужно серьезно поговорить". Простую фразу "У меня есть для тебя новость", которая гарантированно привлечет внимание мужа-инфоголика, волей сценаристов героиня сказать Максиму неспособна.

Вместо внимания к психологии персонажей авторы сценария Бекир Мамедиев, Евгений Бугров и Евгений Янович предлагают зрителям сценарную магию, погружающую фильм в не столь открытое критике пространство "чудесного". Во время выяснения отношений — скорее, пунктирно обозначенного, чем эмоционально раскрытого исполнителями главных ролей, — супруга желает, чтобы все новости, которые узнает Максим, действительно влияли на его жизнь. Так и происходит: что ни прочитает в новостной ленте герой, то и появляется в его жизни, вставая — обязательно комической — преградой на деловом и личном пути.

Таких преград, а вместе с ними и шуток, в "Инфоголике" много. Практически каждая реплика, действие, сцена добавляют новых комедийных элементов, необходимо доказывая, что зрители находятся в пространстве "смешного".

Это "смешное" проявляет себя на нескольких уровнях:

  • простых физических действий (использующих и людей, и животных);
  • ярких слов, в первую очередь украинских (фильм двуязычен, но преимущество — за украинским языком, и его несколько "экзотическим" колоритом);
  • эксплуатации предрассудков (авторы шутят, отталкиваясь и от расизма, и от гомофобии);
  • образов персонажей — карикатурных, шаржированных, намеренно односложных;
  • комедии ситуаций, во многом спровоцированной уже упомянутыми "чудесами".

Едва ли не наибольший комедийный эффект "Инфоголику" даруют моменты узнавания в предложенных сценах и сюжетных коллизиях уже увиденного известного, доказавшего свою комедийную полноценность. Авторы, рассказывая оригинальную историю, будто сознательно рождают эффект дежавю. Опираются они при этом на традиции мирового кино (фильм "Лжец, лжец" Тома Шедьяка, в котором чудесное, деловое и личное сплеталось в единое целое) и на современную украинскую комедиографию.

А современная украинская комедиография пока что связана исключительно с творчеством студии "Квартал 95".

  • "Чудесное", эксплуатируемое "Инфоголиком", лежало в основе романтических комедийных киносериалов "Квартала 95" "Любовь в большом городе" и "8 свиданий".
  • В "Инфоголике", как и в "Слуге народа 2" Александра Кирющенка, комедии "Квартала 95", которая и сейчас идет в некоторых кинотеатрах, выявляют себя схожие юмористические мотивы. Переговоры с иностранными деловыми партнерами оказываются невозможными без спаивания их мутным самогоном под украинские народные песни, исполняемые в вышиванках, а образы полицейских предстают исключительно в "сэлфи"-ключе.
  • В "Инфолголике" в ролях второго плана задействованы актеры Сергей Калантай и Георгий Поволоцкий — практически в тех же амплуа, что и в "Слуге народа 2". Есть в обоих фильмах и свои приглашенные звезды украинской эстрады: Верка Сердючка в "Слуге народа 2", Павел Зибров — в "Инфоголике" (его замешанное на самоиронии и одновременно самолюбовании экранное присутствие — один из безусловных плюсов картины).
  • "Квартальная" бизнес-логика заметна в решении выпустить "Инфоголика" в прокат накануне 8 марта, тем самым, сделав его главной романтической комедией надвигающегося Международного женского дня — год назад в это время стартовали "квартальные" "8 лучших свиданий" Марюса Вайсберга, которым эта задача оказалась по плечу.
  • Наконец, авторы "Инфоголика" приходят в кино тем же путем, что и "Квартал 95" — благодаря телеэкрану, усиливая телевизионным присутствием свои комедийные позиции в Украине. Над фильмом работал коллектив шоу "Мамахохотала", которое выходит на канале НЛО TV. Этот канал и стал инициатором создания картины.

Поскольку телевизионное присутствие группы "Мамахохотала" все же не столь заметно, да и ее участники — моложе, чем "старожилы" "Квартала 95", "Инфоголик" рождает ощущение альтернативы. Это связано также и с ориентацией авторов фильма на более раскованных зрителей. Им, очевидно, и предназначается грубый в своей школьной упрощенности "пограничный" юмор: шутки на тему гомосексуализма или расовой нетерпимости, к примеру. Причем авторы не ограничиваются разовым шокирующим эффектом, но наращивают его с развитием экранной истории, превращая в не всегда комфортную норму.

При этом главная проблема, которую должен решать "Инфоголик", размещенный в узнаваемых пространствах украинской столицы, касается всех отечественных комедийных фильмов последних лет: пытаться естественно связать сюжет картины с неприглядной украинской реальностью, либо же оправдать оторванность от нее.

В отличие от "Слуги народа 2", который накануне Нового года вышел в прокат с социально-политическими амбициями и не смог их реализовать, "Инфоголик" отказывается говорить серьезно о современной украинской жизни (из проблем тут — лишь риск экономического кризиса, да и тот отдаленный). Эту аполитичную отрешенность авторы закладывают в саму основу своей истории. Герои "сказочных" профессий (Максим, инвестирующий в стартапы, и его беременная супруга, занимающаяся прилизанной студийной фотографией), приходят к выводу, что знать большинство новостей им вообще ни к чему.

С такой позицией, безусловно, сложно согласиться, но "Инфоголику" на 90 экранных минут она дает заряд той внутренней адекватности, которой нередко не хватает отечественному кино. В итоге, выходит романтическая комедия, четко осознающая свои художественные пределы, фильм, за который временами стыдно, но не очень.