НБУ курс:

USD

41,24

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

44,20

44,00

Искусство побеждать: о фильме Владимира Тихого "Наши котики"

Кадр из фильма "Наши котики"
Кадр из фильма "Наши котики"
С 30 января в кинотеатрах идет украинская военная комедия "Наши котики", в которой гротеск и сатира стоят на прочном фундаменте реальности, моральных принципов и политических убеждений
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Извилистое название, простой сюжет

Полное название фильма Владимир Тихого — "Наші котики, або Як ми полюбили лопати в умовах обмеженої антитерористичної операції з тимчасовими елементами військового стану".

Жанр ленты — неполиткорректная патриотическая военная комедия.

Эта многословная вязь в полной мере отражает суть происходящего на экране, играющего комедийными гранями и, в то же время, скрывающего простой, понятный, узнаваемый и "болевой" сюжет — плоть от плоти драматичной украинской реальности.

Начало осени 2014 года. Трое добровольцев — актер (Дмитрий Тубольцев), торговец цветами и китайскими игрушками (Станислав Бжезинский) и немолодой инженер со слабым сердцем (повседневно трагический Петр Микитюк) — прибывают на ротацию в зону АТО. Под началом футбольного тренера (запредельно органичный Дмитрий Хомяк) они оказываются на далекой пасторальной (украшенной пасущейся коровой) позиции, которую кличут то "Капустина", а то и "Туалет" и которая неожиданно становится эпицентром боевых действий.

"Ржака" на фронте

Авторы "Наших котиков" представляют творческое объединение кинематографистов "Вавилон 13", которое с первых дней Революции достоинства фиксировало борьбу украинского общества, продолжившуюся на фронте. И акцентируют на документальной основе показанных событий (собственно хроникальные кадры, рифмующиеся с игровым происходящим, будут представлены в финальных титрах), пусть и максимально усиленных, поданных в остро сатирическом, гротескном и карикатурном (образы русской военщины и "новоросов") ключе.

В этом смысле фильм Владимира Тихого, открывающий изнанку первых месяцев войны и цепко выхватывающий суть добровольческого движения как такового, своим вольным духом напоминает комедию Дмитрия Томашпольского "Ржака", которая, расквартировавшись на территории Национальной киностудии художественных фильмов имени А. Довженко, по сути, схожими творческими приемами вскрывала несовершенную природу современного украинского кинематографа.

Под сенью Александра Довженко

"Нашим котикам" мысли об украинском кино тоже не чужды. Одна из сцен ленты происходит именно на киевской киностудии на фоне бюста Александра Петровича, который с волевой мужественностью, характерной и для героев картины, и для ее авторов, взирает на мир. Сами же остросюжетные события 2014 года предстают словно своеобразный "фильм в фильме", что дает формальную индульгенцию на карнавальные забавы с реальностью (хотя, по большому счету, авторам, с принципиальной твердостью стоящим в центре стройной системы морально-этических и патриотических координат, она и не нужна).

Стоит отметить, что благодарный контакт со зрителями "Наши котики" налаживают намного более эффективно и эффектно (сказывается пиротехнический взрывной характер многих сцен), чем "Ржака". И это ожидаемо, учитывая хотя бы то объективное обстоятельство, что события войны зацепили намного больше людей, чем чаянья и невзгоды отечественных кинематографистов.

Стоит надеяться, что эта кровная (и, увы, окровавленная) связь с жизнью позволит достичь фильму поставленных перед ним весьма амбициозных целей — привести около 300 тысяч зрителей в кино. "Наши котики" этого заслуживают.

Кадр из фильма "Наши котики"

Рукотворное чудо

Наряду с острым неполиткорректным юмором (он обращает свои стрелы прежде всего на противников Украины, но не минует и ее защитников, которые — как и в жизни — не всегда предстают рыцарями без страха и упрека), важной особенностью художественного мира "Наших котиков" является выход ленты в пространство магического реализма, в общем, характерного для традиции украинской культуры и наиболее выразительно представленного драматическими переговорами со смертью, нарисованной на компьютере (цифровые эффекты фильма не стесняются показывать зрителям свой искусственный лик).

Нетрадиционным же для отечественного кино (да и "причитающей" украинской культуры в целом) оказывается то, что "Наши котики" говорят со зрителями о победах, а не поражениях.

И делают показательное усилие, сконцентрированное в монологе капеллана (на короткий миг отказывающийся от комикующих ужимок Ярослав Федорчук), эмоционально реагирующего на очередную порцию "плачей", чтобы именно этот опыт победы в сознании — и героев, и зрителей — утвердить. Причем победы не чудесной, пришедшей извне, но достигнутой собственноручно.

Общественно-политическое кино

Кричащая эмоциональная заряженность этого выступления, поднятого на трибуну, выглядит не вполне естественно, но в этой не-вполне-естественности соответствует пестрому строю ленты, черпающему из разных стилистических источников, а главное — гармонирует с ее ни разу не гнущимся характером, стойкой приверженностью установленным смысловым и ценностным ориентирам, которые важны для "Наших котиков" именно потому, что значимы для ее авторов в жизни, прошли поверку украинской реальностью.

В целостности морали, политического высказывания и художественного жеста и заключается принципиальное отличие "Наших котиков" от большинства отечественных комедий, которые не просто оторваны от реальности, но создают параллельный "лакированный" мир приятных иллюзий, имеющих много общего с телевизионной рекламой, но мало общего с современной Украиной как таковой.

Сергей Васильев для delo.ua