Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Как IT-технологии могут повысить эффективность бизнеса

Украинский крупный бизнес практически не уступает западным компаниям в привлечении IT-решений

Задавшись вопросом, на каком уровне в украинском корпоративном секторе интегрированы передовые технологии, «Инвестгазета» опросила ряд крупных компаний из различных секторов и пришла к выводу, что крупный бизнес практически не уступает западным компаниям. При этом в опросе не принимали участие IТ-компании, производящие программное обеспечение, так как подразумевалось, что у них с уровнем продвинутости в области hi-tech все в порядке. Большинство компаний, с готовностью прокомментировавших данную тему, оказались представительствами или «дочками» зарубежных корпораций, в которых действуют универсальные корпоративные стандарты для всех компаний во всех странах.


Критерии технологичности
«Технологически продвинутой считается компания, в которой бизнес-процессы выведены на технологический уровень, т.е. работа осуществляется не на уровне «лихих кавалерийских наскоков», а планово, с доведением до автоматизма. Только такой подход может обеспечить долговременное конкурентное преимущество», — говорит Сергей Романюк, заместитель генерального директора по IT компании «Украинский Ритейл» (сеть магазинов под ТМ «Брусниця»).

Он уверен, что нужно соблюдать баланс между технологическими решениями, которые реально повышают эффективность, и новомодными «игрушками», и считает, что основа технологичности компании — автоматизация и формализация процессов.

В целом же игроки корпоративного сектора сходятся во мнении, что уровень  hi-tech-продвинутости — понятие субъективное и определяется целями компании. Так что с этой точки зрения IТ-продвинутая компания должна использовать наилучшие для своих задач (не обязательно самые новые) технологические достижения, приносящие компании хороший доход.

Кроме этого, по словам Сергея Детюка, директора по информационным технологиям компании ДТЭК, сегодня роль IТ смещается с поддерживающей функции в сторону развивающей, то есть создания потенциала для более эффективной работы. В такой компании информационные технологии не только являются обязательным условием функционирования бизнеса, но во многом служат базой для создания конкурентных преимуществ.


Роль IТ смещается с поддерживающей функции в сторону развивающей для бизнеса
Наиболее технологично продвинутыми отраслями, не считая IТ-сектор, являются компании телеком- и финансового сектора. Банки, страховые компании, мобильные операторы — все, кому ежедневно приходится обрабатывать огромные объемы информации. Без передовых технологий им сегодня не выжить.

В VAB Банке уверяют, что высокая технологичность — один из стратегических приоритетов банка. Поэтому даже в период кризиса руководство и акционеры продолжали инвестировать в самые передовые технологии, так как они дают значительное конкурентное преимущество.

В ПУМБе также говорят, что без соответствующей IT-поддержки невозможно построить эффективный банк. Повышение технологичности идет в одной связке с вопросами защиты информации. Для нас это означает повышение эффективности, скорости обслуживания, удобства и безопасности наших клиентов», — говорит Геннадий Молодчинный, первый заместитель председателя правления ПУМБа, в котором в 2010-м был запущен новый интернет-сайт с расширенными возможностями интернет-банкинга и в самое ближайшее время планируется запуск приложения интернет-банкинга под I-Phone.


Конференции
Переговорная комната. Совещание совета директоров компании. За овальным столом десять человек. При ближайшем рассмотрении оказывается, что шестеро из них — это изображения на больших экранах. Эффект реального присутствия поражает. Это TelePresence — новый продукт компании Cisco, который позволяет проводить телеконференции в режиме максимальной естественности. Наличием этой технологии, стоимостью от $10 тыс. (в зависимости от конструкции и того, на какое количество человек рассчитана технология), сегодня могут похвастаться далеко не все украинские компании.

Например, в Telenor говорят, что в центральном офисе компании проект внедрения этой технологии находится на стадии реализации. Подобные решения, позволяющие более эффективно использовать ресурсы — финансовые, временные, человеческие — очень востребованы в корпоративном бизнесе.

«Вместо временных затрат на дополнительную переписку или финансовых на командировки, сотрудники могут проводить собрания в режиме online, используя Microsoft Office Live Meeting, интегрированный в Microsoft Office», — описывают преимущества новых технологий в компании «САН ИнБев Украина». Так, например, в компании в качестве аппаратного решения для проведения общих собраний выбрали инновационное устройство — Microsoft RoundTable. С его помощью можно использовать возможности панорамной видеокамеры с углом обзора 360°, позволяющие видеть каждого сидящего за столом, а также автоматически определять активного спикера и переключать крупный план на него во время беседы. При этом устройство дает возможность  синхронизированно транслировать и записывать аудио-, видео- и веб-контент. Такой функционал значительно облегчает проведение собраний в режиме online — как внутри страны, так и международных. На подобные технологии крупные компании не жалеют средств. Например, компания ДТЭК ежегодно инвестирует в развитие информационных технологий более 50 млн. грн.

Для многих украинских компаний с иностранным капиталом подобные технологии уже давно стали необходимостью, так как их украинские представительства связаны со штаб-квартирами, которые зачастую находятся на другом конце земного шара. Сотрудникам из разных стран необходимо поддерживать коммуникации. Что они и делают через видео-, аудио- и веб-конференции, а также используя сервис мгновенного обмена сообщениями.

Кроме того, некоторые компании, как, например, «Джапан Тобакко Интернешнл» (JTI), используют такую технологическую новинку для Украины, как бизнес-телевидение. А вот в ПриватБанке пока обходятся уже ставшей привычной в Украине технологией Skype. Даже председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет свои немногие интервью предпочитает проводить именно по Skype. Менеджеры банка также общаются с клиентами через Skype. По этому же каналу можно заказать кредитку либо оформить заявку на личного ассистента в рамках программы PrivatAssistans и других.

Примечательно, что некоторые считают опыт ПриватБанка неприемлемым для себя. Так, в ДТЭК признаются, что использование Skype противоречит политике информационной безопасности компании, в которой в ближайшем будущем планируют завершить внедрение технологии объединенных коммуникаций Microsoft, одной из составных частей которой является сервис видеосвязи.