НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Как уговорили приехать во Львов джазовых звезд и будет ли Alfa Jazz Fest в других городах — Наталья Горбачевская

О специфике фестивального менеджмента в этом году рассказала исполнительный директор Alfa Jazz Fest Наталья Горбачевская

Судя по реакции публики, джазовому фестивалю во Львове Alfa Jazz Fest, отметившему нынче пятилетие, удалось удержать планку на той же высоте международных стандартов, что была выставлена с самого начала проекта. Как говорит бессменная глава оргкомитета Наталья Горбачевская, раз и навсегда было решено — делаем максимально качественно или не делаем никак. Delo.UA расспросило Наталью, какой была специфика фестивального менеджмента в этом году. И что пришлось делать такого, чего в предыдущие годы не делали.

Наталья, полгода тому назад была уверенность, что фестиваль состоится? Разговаривала недавно с Максимом Плахтием из концертного агентства "Карабас" — он отмечает практически стопроцентный отказ западных музыкантов от гастролей в Украину из-за военного конфликта на Донбассе. Наверняка, вы с этим тоже столкнулись. Как удалось уговорить приехать в Украину джазовых знаменитостей?

Да, столкнулись. Приглашением музыкантов занимались всю прошлую осень до Нового года. И на протяжении полугода получали сплошные отказы. При том, что фестиваль уже знают и о нем сложилось очень хорошее мнение среди музыкантов.

И был момент, когда просто руки опускались, и мы серьезно думали о том, что если не сумеем сделать фестиваль на том же высоком уровне, что в прошлые годы, то не будем делать вообще, так как просто заполнить программу — нам такое не подходит.

Что переломило ситуацию? Что вы сделали?

Решили не сдаваться. И помимо стандартной процедуры, по которой контактируют наши люди с менеджментом музыканта и с агентствами, подключили всех, кого могли. Начали "бомбить" одних и тех же людей с разных сторон. То есть, если Херби Хэнкок (американский джазовый пианист, обладатель 14 премий "Грэмми", один из наиболее влиятельных джазовых музыкантов XX века) является послом доброй воли ЮНЕСКО, то через ООН просили написать ему письмо.

Обращались ко всем посольствам с просьбой подключиться. У наших музыкантов спрашивали, кто с кем лично знаком, и они звонили, приглашали.

Долго и упорно мы этим занимались. Казалось, что пишешь письма в никуда. И буквально в одну неделю произошел перелом — начали задавать вопросы, уточнять.

Вывод, который мы сделали: "стена" была на уровне менеджмента музыкантов. Получив наше приглашение, глядя в новостях, что в Украине происходит, они даже не решались передать музыканту это предложение. Сразу же возникало желание отказаться, потому что не хотели рисковать.

Так что приезд в этом году артистов на фестиваль — это исключительно их решение. В некоторых контрактах был прописан такой пункт: музыкант имеет право отказаться от поездки, если военные действия будут происходить на расстоянии от места выступления ближе чем… — с точностью до километра. То есть, человек изучал карту, понимал, что едет в страну, где очень неспокойно. То, что решающим был не вопрос гонорара — это точно.

Уэйн Шортер на Альфа Джазе 2015. Фото предоставлено организаторами.

Как вы отреагировали на призыв бойкота фестиваля из-за того, что его инициатор — российский бизнесмен Михаил Фридман, владелец "Альфа-Банка", родившийся, правда, во Львове?

В этом году во Львове мы организовали 3 апреля общественную дискуссию. Встреча была абсолютно открытой, пригласили всех. Я лично позвала всех ключевых людей, которые в прошлом году выступали с какими-либо рациональными комментариями об изменениях.

Модератором дискуссии, на которую пришло довольно много людей, был Павел Шеремета (экс-министр экономики — Delo.UA). Мы пришли на эти гражданские обсуждения открытыми к любым предложениям. У нас был простой вопрос — что не так?

Alfa Jazz Fest 2015. Площадь Рынок. Львов. Фото: Евгений Маслов.

Alfa Jazz Fest 2015. Площадь Рынок. Львов. Фото: Евгений Маслов.

Насколько я знаю, было высказано предложение минимизировать рекламные проявления спонсоров, провести фестиваль без рекламы, без агрессивного маркетинга. Как отреагировали и как действовали?

Задание мне дали непростое. Я сама как руководитель оргкомитета мечтаю, чтобы у меня были такие доноры фестиваля, которым могу сказать: ребята, с вас столько-то миллионов, положите ваши деньги здесь и больше мне вопросов не задавайте. Насколько это реалистично — это другое дело.

Что до агрессивного маркетинга — джазовые концерты такого в принципе не позволяют, не тот формат.

Мы договорились со спонсорами, что в этом году отказываемся от всех ключевых каналов массовых маркетинговых коммуникаций: наружной рекламы, ТВ, радио, брендирования сцен в городе. Остались точечные проявления.

Какие приводили аргументы?

Так же, как убеждала полгода музыкантов, точно так же убеждала спонсоров, что сделать временную паузу на один год нельзя.

Хотя мне как оргкомитету проще всего было бы нынче фестиваль не проводить, как и спонсорам проще было отказаться в ситуации, когда у всех финансовые результаты, мягко говоря, не простые. А в компаниях всегда есть внутреннее лобби, которое говорит — давайте серьезно сэкономим, убрав всего одно мероприятие.

Мало того, в гривнях бюджет вырос, потому что 70% расходов — в долларах. От нас требовали вещи, которых раньше не требовали. Например, тентовую конструкцию, которую подрядчики возводят в парке им. Богдана Хмельницкого для главной сцены. Впервые попросили застраховать на полную стоимость, а страховые компании просто отказываются это делать.

Я спонсорам объясняла так: просто отказаться — это значит быть слабым. Если ты действительно здесь серьезно и надолго, то сцепив зубы надо выходить на диалог с людьми, которые тебя критикуют.

Майкл Стерн и Билл Эванс на Альфа Джазе 2015 .Фото: предоставлено организаторами

Какой нынче потребовался бюджет фестивалю? Больше 5 млн долларов?

Вопрос в том, что считать бюджетом фестиваля. Я не сижу с большой копилкой, куда раз! — и упало 10 миллионов. Есть прямые затраты на организацию. Так сказать, "прожиточный минимум", чтобы приехали приглашенные музыканты и состоялась главная сцена. Спонсоры спрашивают, что у тебя есть? Я говорю — ребята, у меня есть такая вот программа, вот такие хедлайнеры. И тут начинает завариваться вся эта большая каша.

И вторая часть бюджета — это дополнительные затраты, которые находятся не в моих руках, а в руках партнеров, сколько они тратят — это уже их дело.

Хотите, например, для своих вип-гостей организовать что-то — пожалуйста, делайте. Фестиваль отвечает за то, чтобы состоялись концерты, мастер-классы, чтобы зрителям было комфортно, а в парке была возможность бесплатно послушать все выступления, чтобы были Площадь Рынок и площадка возле дворца Потоцких. А докручивать можно до бесконечности.

Так "прожиточный минимум" в этом году какой?

Не 5 миллионов долларов, меньше. И достигается это сумасшествием по поводу оптимального использования денег. Говорят: "Наташа, чем вы занимаетесь целый год? Фестиваль можно сделать и за 3 месяца." Это абсолютный бред. Целый год я занимаюсь тендерами, экономикой, я знаю, сколько стоит каждый чехол, каждый стул. Если бы это безумие попало в руки кому-то, кто умеет деньги тратить, как это часто у нас в стране происходит, это было бы в разы больше.

Структура очень прозрачная. Крупные спонсоры назначают своих финансовых контролеров. Есть два счета фестиваля — на один поступают спонсорские деньги, на другой — деньги от продажи билетов.

Джордж Бенсон на Альфа Джазе 2015. Фото предоставлено организаторами.

Деньги за билеты — серьезное подспорье?

Это капля в море, но благодаря им часть затрат я могу покрыть.

Мы делаем на билеты разные цены, в том числе и доступные — 200 грн на концерт из двух выступлений (хотя будь такой концерт во дворце "Украина", он стоил бы несколько тысяч гривень). Нынче, глядя на наших хедлайнеров, я сразу поняла, что у нас будут проблемы, так как билеты закончатся очень быстро, и останется море желающих попасть на концерты. Переносить их на стадион — не выход, потому что фестиваль — это вопрос атмосферы. Решение нашли такое: попросили у спонсоров дополнительные деньги и потратили их на обустройство фри-зон пикникового формата с большим экраном.

В фестивальной команде по-прежнему вы, творческий куратор Alfa Jazz Fest Алексей Коган, еще с десяток людей, а остальные — волонтеры?

Пока мы, честно говоря, не сильно можем брать дополнительных людей, мы пока только предлагаем поработать на волонтерских началах.

Это правда, что рассматривался вопрос переезда фестиваля в другой город?

Периодически возникает предложение, чтобы фестиваль не зацикливался на Львове. Есть такая концепция — честно говоря, она мне тоже симпатична — что такой фестиваль может, как футбольный чемпионат, проводиться каждый год в другом городе Украины.

И в том числе это дает возможность таким городам, как Черновцы или Сумы, например, себя проявить, вольет энергию от приезда туристов. Идея в том, что города могут каждый год подавать заявки, мы можем делать общественное обсуждение. Львов — очаровательный город, и изначально идея фестиваля была связана с привлечением туда туристов.

Оргкомитет фестиваля говорит,что ежегодно на него собирается во Львове 40 тысяч гостей...

У меня был разговор с коллегами из Львова, и по их мнению, если сравнивать такие мероприятия, как проведение футбольного чемпионата Европы и фестиваля, то еще надо посмотреть, что более эффективно для города. Чемпионат — это футбольные болельщики, которые, как правило, приезжают на один вечер — на игру, выпивают бокал пива, а если много пива — то еще и пошкодничают в городе. А фестиваль, джазовый или классической музыки — это публика с определенными внутренними ограничениями, не полицейскими, а морально-этическими, и приезжают на фестиваль не на один день.

А если вернуться к идее ежегодной смены города, принимающего фестиваль — в этом для гостей фестиваля есть даже фарт. Ты не всегда соберешься просто так поехать в какой-то небольшой город, а если там выступает Херби Хэнкок и другие мировые музыкальные звезды — поедешь. И так за несколько лет узнаешь страну, в которой живешь.

У фестиваля в этом году две благотворительные программы. Кому решили помочь?

Во-первых, парку им. Хмельницкого, где проходят концерты хедлайнеров. В этом году это — строительство детской площадки. Кроме того, присоединились к городскому проекту помощи реабилитационному центру на базе скорой помощи. Закупим медоборудование на средства от продажи билетов и благотворительные взносы гостей фестиваля.

Беседовала Елена Гладских