Как заработать на сувенирах конкурса "Евровидение-2017" и не получить 160 млн гривень штрафа

Как вместо еврозаработков на "Евровидении-2017" не получить евроштрафы

Проведение международного конкурса — не важно, песенного, спортивного — существенно влияет на развитие инфраструктуры принимающего города. Так, службы такси, гостиницы, хостелы зачастую обслуживают клиентов по увеличенному коэффициенту, при этом не теряя, и даже приумножая поток клиентов. Сувенирный бизнес — не исключение, ведь многочисленные туристы так или иначе если не вышиванку, футболку, чашку, то хоть магнит купят на память.

Как правило, владельцы сувенирных лавок и сувенирного производства готовятся заранее к проведению таких конкурсов, как "Евровидение", футбольных и других спортивных чемпионатов. И кроме стандартных магнитов, футболок с нанесением изображений Киева, фраз "I love Kiev", "Kiev 2017", отрисовываю макеты с обозначениями, символами известных конкурсов, например Eurovision. Но в данном случае не стоит забывать, что права интеллектуальной собственности принадлежат, как правило, организатору конкурса.

Так, ТМ EUROVISION зарегистрирована в более чем 15 странах (Украине, Армении, Болгарии, Грузии, Хорватии, Исландии и даже Австралии, а также в других) компанией European Broadcasting Union (EBU). Данная ТМ зарегистрирована для достаточно широкого перечня товаров и услуг, среди которых:

  • ручки, тетрадки, открытки, стикеры, шоппинг-ваучеры, книжки, журналы, справочники для путешественников;
  • одежда и обувь;
  • игры и игрушки, включая портативные электронные игры, пазлы;
  • дистрибьютор продуктов для рекламных целей, промоуслуги в области развлечений и звукозаписи; бизнес-менеджемент выступлений артистов;
  • лицензирование интеллектуальной собственности.

Чего же ожидать изготовителю или продавцу сувенирной продукции с ТМ Eurovision? Возможно, еврозаработков, если, конечно, он не будет уличен в производстве или продаже контрафакта. Но скорее всего — обвинений в нарушение прав на ТМ, а также требований прекратить нарушение. Следует отметить, что законодательством предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение прав, а именно за незаконное использование ТМ, фирменного наименования, если это причинило материальный вред в значительном размере, предусмотрен штраф от 17000 до 34000 грн.

Конечно, можно уйти от обозначения Eurovision и изготавливать "кастомизированную" сувенирную продукцию в виде бус или с обозначением бус в стилистике конкурса, но даже если и организаторы не успеют зарегистрировать торговую марку, то как минимум или им, или дизайн-агентствам, разрабатывавшим концепцию-2017 принадлежат авторские права на лого и отрисовки бус.

Кстати, Законом "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрена и компенсация за нарушения авторских прав в размере от 10 до 50 000 минимальных зарплат, то есть от 32 000 до 160 000 000 грн. И более того, уголовным кодексом предусмотрен не только штраф за нарушение авторских прав, и а исправительные работы и даже лишение свободы.

"Если же сильно хочется, то, может, минимально видоизменить бусы?"

Наверное и такая мысль может возникнуть у отчаявшегося производителя. Но не все так просто. Дело в том, что законом предусмотрено, что для переработки, адаптации, а также других подобных изменений произведения необходимо согласие правообладателя. И важно помнить, что при проведении таких мероприятий обычно представители правообладателей будут мониторить как интернет-пространство, так и супермаркеты, кафе, сувенирные магазины и лавки на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности.

"Так, получается, в Украине монополия на бусы?"

Не совсем. И, конечно же, продавать сами бусы в украинском стиле, иными словами, намысто, как продукцию, конечно же, можно. Главное, чтобы она не имитировала символику "Евровидения". Дабы избежать обвинений, не выплачивать компенсацию, лучше в качестве сувениров продавать украинское намысто и сувениры без обозначений Eurovision во всех его вариациях. Ведь в противном случае вместо еврозаработков на "Евровидении" можно получить евроштрафы.