Количество украинских компаний, нанимающих экспатов, сократилось в 3 раза

Управляющий партнер компании Ward Howell Ukraine Игорь Кабузенко рассказал Delo.UA о том, продолжают ли украинские компании привлекать экспатов на руководящие должности, как изменилась зарплата менеджеров высшего звена, а также о том, сколько стоит найти подходящего СЕО
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Насколько активно сейчас компании привлекают экспатов? Ведь раньше это был основной тренд на рынке.

Если заказчику нужны какие-то компетенции, которые отсутствуют у украинских менеджеров, то они приглашают человека из-за рубежа. Если мы говорим о коммерческом секторе, то можно сказать, что экспаты за последние 20 лет привезли очень много компетенций и помогли развиться когорте украинских топ-менеджеров. Соответственно, поток экспатов для коммерческих компаний в Украине значительно упал. Можно сказать о том, что экспатов сейчас заказывают реже, но все-таки иногда какие-то новые компетенции нужны. Мы в прошлом году провели поиск специалистов для розничных сетей, привезли двух экспатов.

А государственный сектор? Как там относятся к привлечению экспатов?

Госкомпании и органы государственного управления — один из мощнейших драйверов для приезда экспатов. В этом направлении госсектор принял эстафетную палочку у коммерческого сектора, то есть теперь те компетенции, которых не хватает, привлекают из-за рубежа, у международных менеджеров — это то, что раньше происходило в коммерческом секторе.

Экспаты не боятся ехать к нам? Все-таки Украина — политически и экономически нестабильная страна.

До 2008 года экспаты с большей охотой ехали в Украину. Сейчас им сложнее принять такое решение. Но мы затем и существуем, чтобы давать им объективную информацию, у нас очень неплохо развита способность информировать людей. Мы помогаем им принимать правильное решение.

Насколько меньше стало компаний, которые приглашают экспатов?

Я думаю, что их количество точно сократилось в 3 раза. Это не статистически, это моя экспертная оценка.

Это за счет того, что внутренний топ-менеджмент повысил свою компетенцию?

Совершенно верно. Это один из факторов, влияющих на снижение потока экспатов. Второй — украинский топ-менеджмент хорошо понимает культуру украинских компаний и степень сложности задач.

А если взглянуть на этот вопрос с другой стороны. Приглашают ли иностранные компании украинских топ-менеджеров?

Приглашают. До 2013-2014 годов достаточно много руководителей высшего звена уезжало из Украины в Россию. Потом поток кандидатов в этом направлении снизился, прежде всего по причине нежелания самих кандидатов. Начиная с 2014 года наблюдается высокий спрос со стороны Казахстана и Азербайджана, даже Беларусь "потребляет" наших топ-менеджеров. Эта тенденция достаточно устойчивая. В Казахстан уехало много банкиров, людей работающих в недвижимости, телекоме и рознице.

Если мы говорим о западных рынках, то "потребление" тоже имеет место. Каким образом оно происходит? Некоторые западные компании закрыли свои офисы в Украине и предложили талантливым сотрудникам приехать работать к ним в другие страны. В некоторых компаниях есть внутренняя программа развития для своих сотрудников, и очень многим талантливым украинским сотрудникам предложили поработать в других офисах, чтобы получить дополнительный опыт. Вероятно, их карьеры будут строиться в рамках этих международных компаний.

Что это за специалисты?

Сложно перечислить всех. Помимо прочего, речь идет о специалистах в цепочках поставок, финансистах и аудиторах. Есть универсальные функционалы, которые не привязаны к определенной стране.

А ценовой фактор? Насколько стало дороже пригласить экспата?

Не дороже, иногда и дешевле. Это не связано с украинской ситуацией, это мировые тенденции.

Начиная с 2007 года произошло значительное сокращение затрат, в том числе и компенсаций топ-менеджеров

До 2008 года сильного менеджера из Польши, Чехии, Прибалтики можно было пригласить работать на меньшую зарплату, зачастую она была меньше, чем ожидания украинских топов. А с учетом падения оплаты украинских топ-менеджеров их зарплаты выровнялись.

Мы плавно перешли к вопросам об оплате труда. Насколько по итогам 2015 года изменились зарплаты топ-менеджеров?

Это несложно подсчитать. Сначала их уровень упал на уровень девальвации — в 3 раза. Затем начал плавно подниматься. Топ-менеджеры — самые ценные сотрудники для организации, следовательно, собственник стремится к тому, чтобы они были удовлетворены уровнем компенсации. Но очень сложно говорить об общей температуре по больнице.

С одной стороны, в 80% случаев компенсации упали, а с другой — наблюдается устойчивая тенденция роста оплаты в гривне

В некоторых компаниях просто осталась привязка к доллару — таких компаний 15-20%. Это экспортно-ориентированные компании. В некоторых компаниях проходят процессы индексации, постепенное выравнивание.

А как изменились социальные пакеты?

Произошла оптимизация в ходе девальвации. Социальный пакет имеет большое значение для среднего менеджмента. Для топ-менеджмента он либо по определению "вшит" в компенсационный план и не является определяющим фактором для организаций, либо топ-менеджер не особо на него обращает внимание, потому что уровень предлагаемой компенсации позволяет ему покрывать все эти социальные нужды.

Какие ожидания на 2016 год по зарплатам, они будут расти?

Индексация продолжается. Наш прогноз — зарплаты будут расти.

Сколько стоят услуги Executive Search?

Традиционно компании берут 33% от общего годового уровня компенсации кандидата, которого нанимает клиент

При этом есть разная степень сложности поиска. На Западе некоторые поиски стоят 50%, некоторые — 25%. Вилка Executive Search в разных странах, в разных компаниях — от 25 до 50%. Традиционной считается 33%, это золотая середина. В Украине эта вилка находится на уровне примерно 28%-33%.

Экономический кризис никак не сказался на стоимости услуг?

Никак. Некоторые компании пытались демпинговать, но это не работает, потому что если кто-то демпингует, он не может обеспечить уровень качества в средне- и долгосрочной перспективе.

А в абсолютных цифрах вы можете назвать уровень оплаты за поиск руководителей?

Предположим, годовой уровень компенсации генерального директора составляет $120 тыс., плюс ему положен бонус. По году выходим где-то на $180 тыс.

Третья часть составит $60 тыс. Вот вам и стоимость одного поиска. Средним диапазоном стоимости Executive Search услуг по одной позиции для Украины является примерно $20—$40 тысяч.

Напоследок давайте поговорим о вашем втором направлении в работе, а именно обучению топ-менеджеров. Сколько компаний прибегает к развитию своих СЕО?

На сегодняшний день этот процент невысок, максимум порядка 15-20% во всем пуле проектов, но этот процент растет. Количество компаний, которые активно развивают свой топ-менеджмент, очень много в Украине, просто очень часто это делает служба эйчар, непосредственно собственники, которые понимают важность этого. Но все больше и больше привлекают нас, понимая те выгоды, которые мы даем. Поэтому качественного потребления консалтингового продукта еще меньше, чем качественного потребления executive search-продукта.

Какие компании больше всего к вам обращаются?

В основном это отрасли, в которых есть украинские компании, потому что если это мультинациональные компании, то там есть внутренние хорошие системы развития топ-менеджеров. Соответственно, к нам больше обращаются за консалтингом те компании, в которых есть ярко выраженные украинские собственники, которые понимают, что лидерский потенциал их компаний должен расти и которые прикладывают к этому усилия. Действительно, культура развития топ-менеджмента в Украине очень сильно растет.

Первую часть интервью читайте на Delo.UA