Котострофа: о мюзикле "Кошки"

Котострофа: о мюзикле "Кошки"
С 26 декабря в кинотеатрах идет мюзикл Тома Хупера "Кошки", который фантастически уверенно садится в лужу, констатирует кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Кошачий Дом культуры

Кошку Викторию (балерина Франческа Хэйуард, полновесно дебютирующая в кино) поздно вечером хозяйка выбрасывает на лондонскую помойку. Оказавшись в новом для себя месте, она опасливо знакомится с другими котами, которые окружают ее. А к некоторым из них моментально проникается симпатией, к тому же — взаимной.

Виктория узнает, что сегодня ночью коты собираются на традиционный бал в местном кошачьем Доме культуры, во время которого претенденты будут выступать в своеобразном конкурсе, демонстрируя свои таланты. По его итогам самая старая кошка (степенная Джуди Денч) подарит избранному новую жизнь.

Клип за клипом

Претендентов на эту новую жизнь сразу несколько (их играют дородные Джеймс Корден и Ребел Уилсон, хищно улыбающийся Идрис Эльба, рассыпающийся на глазах Иэн Маккелен). Они исполняют сольные музыкальные и танцевальные номера разной степени зажигательности, зрелищности, драмы или иронии, которые существуют в пространстве фильма именно как самоценные выступления, стянутые друг с другом на живую — "конкурсную" — нитку.

Учитывая же то обстоятельство, что коты, с которыми Виктория не знакома, в перерывах между этими дивертисментами представляют себя ей, также поднимаясь на импровизированные подмостки, фильм окончательно превращается в набор красочных клипов — "лоскутов", которые с трудом можно собрать в целостную непротиворечивую историю.

Мюзикл как он есть

Примат музыки и пения над словом и, во многом, смыслом достаточно точно отображает и природу знаменитого экранизируемого мюзикла "Кошки" Эндрю Ллойда Уэббера. Впервые он был поставлен в 1981 году в Лондоне по мотивам сборника детских стихов Томаса Стернза Элиота "Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом" и, учитывая поэтический первоисточник, тоже предполагал несколько выпуклую сольную презентацию персонажей.

"Сиропные" композиции Эндрю Ллойда Уэббера ожидаемо оказываются наиболее сильным элементом новой картины.

Не все они одинаково благородно состарились, но, преимущественно, сохранили непреходящие качества музыкальных "боевиков". Наиболее эмоциональную из них — "Memory" в пронзительном, слезы из глаз, исполнении Дженнифер Хадсон, сыгравшей Гризабеллу, — исполняют несколько раз.

Главным же номером фильма, гармонично сочетающим вокал, музыку, танец и повествование, пожалуй, становится "Macavity" от певицы Тейлор Свифт, для которой существование в короткой форме клипа является максимально органичным: ее внезапно возникший персонаж и в дальнейшем появляется в кадре, но, отодвинутый на второй план и лишенный голоса, выглядит обескураживающе нелепо.

Эффектная жуть спецэффекта

Подобным нелестным образом можно охарактеризовать и "Кошек" в целом. Том Хупер требует от актеров, чтобы они исполняли свои партии прямо на съемочной площадке, записывая живой звук (дистрибьютор B&H сохраняет язык оригинала, сопровождая песни украинскими рифмованными субтитрами). И, в то же время, с помощью цифровых технологий, во многом лишает их полноценной жизни, превращая в мутантов — наполовину кошек, наполовину людей, действующих в искусственном, пусть и прекрасном, пространстве.

Странноватый эффект относительной "шерстистости" персонажей, безусловно, выдающийся в технологическом плане, становится тем барьером, который не позволяет в полной мере воспринимать "Кошек" по законам театральной условности (как, собственно, сценический мюзикл), не давая при этом погрузиться в анимационную иллюзию мира животных (в духе "Короля Льва" Джона Фавро) — просто потому, что этой иллюзии нет.

Кадр из фильма "Кошки"

Голый шерстяной король

Поющие коты и кошки, нередко в увесистой обувке, танцуют хип-хоп, джаз, классический балет и степ, чтобы за миг перейти от совершенно человеческих движений к животным, начав тереться друг о дружку головами, двигать ушками и колыхать мохнатыми хвостами. Подобные стремительные трансформации обеспечивают ленте непреходящую оригинальность и — учитывая отсутствие в ней интриги и нерва, не связанного с музыкой Эндрю Ллойда Уэббера, — практически гарантированный провал.

По-настоящему удивительным, впрочем, является даже не столь неутешительный результат, о "потенциале" которого зрителей предупреждает максимально честный трейлер (если вам от его просмотра становится неуютно и неловко, будьте уверены — в зале кинотеатра это ощущение только усилится). Главным чудом "Кошек" является то, что в условиях современного кинопроизводства, максимально неохотно идущего на риск, фильм был создан именно в такой противоречивой художественной форме и вышел в широкий кинопрокат.

Сергей Васильев для delo.ua