- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Лилия Млинарич: "Джаз соединяет: переезд Jazz Koktebel в Черноморск это доказал"
Лиля, фестиваль Jazz Koktebel пройдет в этом году в 14-й раз. Уже можно говорить про него — "старейший". И то, что вы с ним пережили, заставляет задать вопрос — почему не бросили, не закрыли?
В фестивалях меня всегда волнует контент. Не важно, какой фестиваль: музыкальный, театральный, артовый. Это сродни тому ощущению, когда смотришь на фэшн-показ и вдруг видишь в казалось бы абсолютном хаосе чистоту линий. И понимаешь, что это уровень, это коллекция, которая определяет тренд.
Я сейчас говорю именно о фестивалях, которые себя позиционируют в культурной сфере: в сфере развития музыки, театра, кино. Прекрасный пример с Одесским кинофестивалем: когда изменился контент, возник интерес публики — не ближней, а дальней.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaА вот увидеть этот дальний горизонт, должны культуртрегеры, которые занимаются организацией таких фестивалей: арт-менеджеры, арт-директора, PR-директора и прочие люди, которые ставят себе цель не на один шаг, а как минимум на десять.
Фото предоставлены Koktebel Jazz Festival
О джентльменском наборе мини-олигарха и "вау-эффекте" AtlasWeekend
Без денег фестиваль не случится. От Минкульта финансирования ждать не приходится. Что остается — искать меценатов? Как делает ГогольFest , например. Или меценаты — это другая история?
Для меня меценатские проекты — это такой социальный рычаг. Давайте будем честными: состоятельные люди смотрят, что делается на их уровне. У нас их пока интересовали только яхты, футбольные клубы, восемьдесят автомобилей разных марок. Что там у нас еще есть? Еще газетку можно прикупить, какой-нибудь телеканал. Был, условно говоря, джентльменский набор мини-олигарха, как я называю, или большого олигарха.
Выход за эти рамки показывает другой уровень взаимодействия этих людей с внешней средой. Им тоже нужны первопроходцы. Когда они видят хороший пример, начинают думать: а почему я не могу такого сделать.
Я "Альфа Джаз" люблю еще и потому, что господин Фридман, будучи уроженцем города Львова, дал городу не рыбу, а удочку. Я уверена, что эту рыбу у него просили много раз. А он не пошел по этому пути — откупиться. Он принес им шикарный ивент, который за пять лет вошел в десятку лучших европейских фестивалей.
Но таких удачных примеров в Украине, действительно, единицы. Все ниши свободны, делай все, что душа пожелает. Или нет?
Фестивалей должно быть много и они должны быть разные. Они должны показывать и то, что мы называем массовой культурой — лучшее в трендах массовой культуры. Но они должны иметь возможность показывать и какие-то очень нишевые истории.
Борис Гребенщиков в саду Дома Волошина.Koktebel Jazz Festival-2011.
Вы сейчас имеете ввиду недавно прошедший Atlas Weekend?
Atlas Weekend — это очень хорошо. Единственное — у фестиваля должна быть некая концепция, а у Atlas Weekend, на мой взгляд, концепции не было. Там была замечательная молодая амбиция — сделать круто и масштабней, чем у всех. Это была концепция "просто драйва". И я ребятам за это благодарна, потому что до них в Киеве такого не было.
Но это был "вау-эффект". Если получится провести фестиваль второй, третий, четвертый раз- думаю, у них и концепция выстроится.
Фестивали хороши именно тем, что фестивальный продукт не повторяется. Он уникален. И вот когда менеджер от культуры в органе местного самоуправления поймет, что фестивали это такая вишенка на торте, и для того, чтобы они были, надо им помочь — тогда у нас развитие культуры пойдет по совершенно другой экспоненте.
Война как культурный феномен
Зачем в стране, где идет война, проводить фестивали — петь, танцевать, смеяться?
Я понимаю, когда люди говорят: "Какие фестивали — в стране война". Сталкиваюсь с этим постоянно.
Сейчас читаю "Трансформацию войны". Там война рассматривается, как культурный феномен. Наша война трансформируется так, что нам, очевидно, придется в ней жить достаточно долго. Это сложно. Так вот, если мы говорим о войне как о культурном феномене, тогда мы по-другому начинаем понимать события.
"ДахаБраха" на главной сцене Koktebel Jazz Festival. Фото предоставлено организаторами
А мне такой урок преподали отличные ребята еще в 14-м году. Из Одесского госпиталя. Выздоравливающие, которые были в зоне АТО.
Тогда я, рыдая, проводила фестиваль на новой площадке, исключительно для того, чтобы не дать русским сказать, что даже фестиваль украинцы не могут провести сами — ушел вместе с Крымом. Причем это были тяжелые дни — середина сентября.
Ребята подошли на вход на концертную площадку. Охрана вызвала и я думала, что будет какой-то негатив, будут от них возражения. И уже приготовилась оппонировать. А они говорят: "У нас только двести гривень, у вас вход — сто, а нас пять человек. Мы вот специально доехали до Затоки…"
Я говорю: "Ну так проходите. Идите, слушайте музыку. Спасибо вам, что вы с нами, что вы у нас есть". Один из них говорит: "Это так правильно. Жизнь должна продолжаться. У людей должен быть образ мира. Музыка, культура — это из образа мира. Человек не может сражаться за разрушение. Он может отдавать себя только за созидание".
Tigerlillies на главной сцене Koktebel Jazz Festival.
Фото предоставлено организаторами Koktebel Jazz Festival
Мне кажется, что человек не может жить в бесконечном ужасе. Ему нужны светлые, яркие эмоции. Радостные эмоции, которые позволяют пережить что-то и идти дальше.
Все знают про исполнение симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Но две мои тетки, пережившие блокаду, рассказывали о том, что самым популярным театром в то время была оперетта. Мариинка была эвакуирована, а оперетту в силу ее "малой ценности" не вывезли. И самыми посещаемыми спектаклями там была "Сильва" и другие оперетты Кальмана. Люди шли в этом ужасе, под бомбежками, шли слушать оперетту, для того, чтобы мечтать о солнце и будущем.
Вот после разговора с этими ребятами у меня в голове все это всплыло и закрепилось. Я не говорю, что я — оперетта. Но я, очевидно, для них — образ счастливого будущего. И я хочу быть таким образом.
ВИДЕО: Нино Катамадзе со специальной джазовой программой на Jazz Koktebel-2011
Почему Затоке не нужна фестивальная экономика
А чем закончилась история в Коктебеле с фестивалем Jazz Koktebel ?
Для меня финальной точкой стала история прошлого года. Народ в Коктебеле, который проводит это пати, объявил о приезде американских хедлайнеров, включая Сандоваля. А 19 июля, как сейчас помню, госдепартамент разразился заявлением, что не рекомендует музыкантам участвовать в тот фестивале, что он фейковый, что настоящий фестиваль существует только в Украине, был и остается украинским. Кроме того, организаторы работали нечестно: в промокампании были ссылки на всю историю нашего фестиваля, отсылки на наш сайт.
Вы не раз говорили, что город должен заслужить фестиваль, доказать, что достоин его принимать. У нас пока наоборот получается — организаторы доказывают местной власти, что они хорошие-полезные. Ваша история с переездом фестиваля из Затоки в Черноморск из этой серии? В чем-то не сошлись с местными чиновниками?
Насильно мил не будешь. Ситуация состоит в том, что есть развитие общества и развитие сообществ, местных в том числе.
Джаз Коктебель сработал как движок развития событийного туризма в Крыму. Когда на вторую половину сентября в Коктебель стали приезжать люди, нам в министерстве туризма говорили: "Вы нам повторяете пик сезона".
Чиновники, независимо от политического окраса, понимали, что мы для них ценность. И поэтому у меня не было проблем. Мы точно знали, что в феврале мы должны получить документы на проведение фестиваля в сентябре.
В мае должно состояться совещание в Совмине, где мы говорим, чего мы хотим, а нам говорят, чего от нас хотят. В августе нам дают большое количество рекламных социальных плоскостей, чтобы мы могли промоутировать фестиваль.
За 10 дней мы проводили последнее совещание в Симферополе, где смотрели, насколько готова милиция, санврачи и так далее. То есть у нас было абсолютно отлаженное партнерство. Нам не давали денег из бюджета, но нам очень сильно помогали организационно.
Волонтеры фестиваля Jazz Koktebel.
Да, это дорогого стоит...
Мы точно знали, что будет два поста ГАИ — на повороте на Коктебель и при въезде в сам Коктебель. Знали, что скорые помощи и милиция будут. Все, что я могла — это купить им мороженого и воды, как и своим волонтерам, потому что они на жаре стояли. Или как врача поощрить? Мы покупали аптечки, чтобы она могла сидеть на дежурстве и у нее все было под рукой. Но нам никто не рассказывал, что нам надо заплатить и то, и то, и то.
Когда мы переехали из Коктебеля в Затоку, попытались объяснить, что у нас есть концепция, что обязательными условиями для проведения являются море, береговая зона, ну вот фишка у нас такая — береговая зона. И фестиваль проходит четыре дня. Но мы столкнулись с реакцией: а нафига это надо.
Попытались объяснить, что получит поселок?
Дело в том, что там, в Затоке, столкнулись с таким отношением: ну и неплохо, что Крым ушел, у нас теперь все будет в шоколаде. Ровно вот это транслировалось и на уровне местных предпринимателей, с которыми я по коктебельской привычке хотела поговорить о сотрудничестве.
Они вообще не понимали, это такое может быть, чтобы нам кабель купили предприниматели Коктебеля, потратив на это свои 60 тысяч гривень. А кабель те купили, когда попросили нас переехать на Nu Jazz (до этого главную сцену фестиваля строили на набережной напротив Дома Волошина, где весть курортный сезон активно торговали с лотков). Они сказали: мы понимаем, что переезжать — это неудобство для вас и мы готовы помочь.
Это было партнерство, потому что они точно понимали экономику фестиваля: каждая гривня, доллар, фунт, евро, вложенные в это событие, приносят четыре — гостиницам, ресторанчикам, перевозчикам и так далее.
В Затоке получилось так, что мы чувствовали себя родственниками-приживалами. И это при том, что существует наш репутационный капитал, есть масса отзывов топовых музыкантов во всем мире. Кстати, многие из них Украину узнали через наш фестиваль. И сейчас они опять приедут. То есть мы делали Украину доступной миру, показывали, какая у нас есть публика. И наш фестиваль построен на том, что мы обязательно показываем новую качественную украинскую музыку.
Koktebel Jazz Festival-2015. Фото предоставлено организаторами фестиваля.
И что, все коммуникации в пустоту?
Я с марта писала в Затоцкую поселковую раду, это оказались письма в никуда. И когда стало понятно, что мне выстраивают переговорную позицию в лучших одесских традициях, я решила хлопнуть дверью. Сказала: ребята, либо любовь взаимна, либо пошли нафиг.
А сколько оставалось до фестиваля?
Это был конец июня.
То есть рисковали, что фестиваль не состоится. Оно того стоило? Или просто был запасной вариант к тому времени?
Но я вообще фартовая. И отлично устанавливаю контакты с людьми. Джаз соединяет. Был когда-то такой слоган у нас.
В Одесской администрации нам сказали: слушайте, бросьте эту Затоку, мы вас умоляем. И порекомендовали съездить в Черноморск.
Он не туристический и не отдыхательный — туда ездят только те, кто знает это место. Город разделен на две части: порт плюс промышленная зона и жилая зона. Но это город с пляжами на 70 тысяч жителей, ресторанчики вдоль всего побережья, прекрасный парк, клубы — есть некая инфраструктура, которая позволяет уже что-то делать.
И самое главное, что на мой запрос в течение трех дней мэр ответил: "Хорошо, мы не против, приезжайте, давайте работать."
Кстати, в Черноморске посмотрели, что у нас есть только один джазовый день, предложили организовать джазовую сцену. И теперь в рамках фестиваля в местном Доме культуры состоится джазовый черноморский концерт.
А джазовая площадка будет называться "Джаз и море", насколько помню, вы такое название анонсировали...
И ее арт-куратором стал Рома Коляда. Откроется она в четверг трибьютом памяти Юры Кузнецова с одесскими музыкантами. В пятницу Рома покажет еще две интересные программы. А в субботу будет Юлия Ромас с двумя разными концертами.
Вобщем, с мэрией Черноморска случилась взаимная любовь?
Тут другое отношение. Руководство Черноморска уговорило судоремонтный завод выступить спонсором — взять на себя проживание, питание, проезд музыкантов, саму площадку. Я потрачусь на райдер и гонорары. Они дают свет, а техрайдер для этой сцены добирают в аренду.
Дай бог, чтобы все получилось, потому что тут есть обратная связь, готовность помогать.
А в Затоке я была: ау, пустыня. "А нам это зачем?" "К нам и так приедут, у нас море". По сути они все рантье. А это дорога в никуда.
Фестиваль должен развиваться. Новые места — это всегда новый вызов и развитие. Но место может развиваться вместе с тобой, только когда оно этого хочет. Это очень важно. Все-таки, в экономике фестивалей, которые созданы как событийный туризм, — и это уже признано в мире, — примерно треть бюджета всегда выделяет местная громада или государство в рамках поддержки программ развития региона. Понимая, что будет потом, в соответствии с фестивальной экономикой, о которой уже говорила: вкладываешь в фестиваль одну гривню (доллар, евро) — получаешь четыре.
Лилия Млинарич (слева) и Алексей Коган на Jazz Koktebel-2011
Даже если придумал стратегию, у тебя обязательно должна быть тактика
Какие, по-вашему, ошибки чаще всего делают те, кто берется организовывать культурные ивенты, конкурсы, фестивали?
Чтобы фестиваль пророс, нужны время и почва. Разрабатывать концепции должны профессионалы.
Когда я говорю о том, что мы можем быть "паровозиком", то имею ввиду создание правильного культурного продукта с точки зрения знаний того, что уже существует на рынке. Даже просто задать правильные вопросы городским властям: а что вы хотите, а что вам нужно?
А когда мы начинаем проводить конкурс ради конкурса, когда все презентации похожи одна на другую не только потому, что они в PowerPoint сделаны или в каком-то более продвинутом формате, а потому, что они одно и то же несут. Классно из интернета натаскать всяких идей, нарисовать красивую картинку.
Скамейка "Облако счастья" для арт-проекта на Jazz Koktebel от Константина Скритуцкого, автора скульптур на Пейзажной аллее в Киеве
А на самом деле важно понять, что является сутью, как ты будешь добиваться. Даже если ты придумал стратегию, у тебя обязательно должна быть и тактика. Должно быть пошаговое представление о том, что и за чем ты будешь делать.
А в финансовом плане насколько сегодня вам сложно с фестивалем? Кто помогает?
В основном помогают посольства и культурные центры. Они привозят всех музыкантов. На фестиваль едет Bad Plus, едут американские музыканты. Мы получили в этом году от американской стороны большой грант.
Министерство культуры надо расформировать
У вас большой опыт в культурном менеджменте, не хотите через профессиональные сообщества повлиять на наш Минкульт, чтобы его действия были более эффективными?
Я входила в общественный комитет при министерстве. Но если честно, являюсь поклонником идеи, что Министерство культуры надо расформировать и создать агентство. Я считаю, что эффективность министерства невысока потому, что там "смешались в кучу кони-люди". Есть задачи продвигать имиджевую историю Украины — то, что на себя частично берет МИД, есть спадщина, есть современное развитие культуры.
Чиновники министерства должны просто понять, что призваны на службу в структуру переходного периода. А они не могут это принять как данность. Переходной период может тянуться и десять лет, но тогда должны быть оценочные показатели, по которым можно сверять маршрут. А поскольку этой цели нет, то и движения носят какой-то хаотичный броуновский характер. То мы туда кидаемся, то сюда.
Плюс ко всему, мне все-таки кажется, что стратегия культуры 20/25 — слишком общая, размытая. Как проектный менеджер я не вижу тех фишек, которые оценивают реальные шаги. Прошли пять километров — оценили, что произошло, скорректировали курс. Мне кажется, всем нравится набрасывать эскизы, а как только доходит до чего-то конкретного...
Для меня как проектного, очень конкретного человека важно, как я могу все это мониторить. Очень важны КРI.
Получается, что такая стратегия вообще не нужна?
Она нужна именно как карта, с который ты можешь постоянно сверяться.
И я все-таки оптимист. Я верю новому поколению. Мне нравятся молодые люди, которые сейчас появляются: от тридцати до тридцати пяти. Во-первых, они меньше поддаются манипуляциям, у них очень критичный ум. Они выросли уже в таком мире — жестком. Это поколение прагматичных. Им нужны результаты.
Сейчас все развивают свои проекты. Но критическая масса хороших проектов и людей, которые на этих проектах выросли и научились быть профессионалами, в какой-то момент создаст общественный запрос на то, чтобы менялись и структуры, формально этим управляющие.
Беседовала Елена Гладских