НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

"Лирическое" наступление: попытка сломать предубеждение зрителя к украинскому кино

Сможет ли такой уникальный проект, как кинотеатр украинского кино "Лира", стартовавший недавно в Киеве, сломать зрительское предубеждение, что все украинское кино очень низкого качества, и как максимально эффективно можно использовать эту муниципальную площадку для развития национального кинематографа
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Давно витающую в воздухе идею создать кинотеатр, где будут показывать только украинское кино, удалось воплотить в Киеве. Для этого проекта, который сами инициаторы называют идеологическим, а не коммерческим, город выделил небольшой муниципальный кинотеатр расположенный в центре столицы. Раньше он назывался "Кинотеатр им. Чапаева", теперь ему вернули историческое название "Лира".

Как сказал один из пропагандистов этой идеи Алик Шпилюк, арт-директор Одесского кинофестиваля, это своего рода проверка горожан на патриотизм: захотят ли они поддержать кошельком украинских режиссеров.

Delo.ua выясняло, каковы первые результаты "Лиры" в продвижении к цели, пришел ли туда зритель, может ли такой кинотеатр, несмотря на изначальное отсутствие коммерческих планов, в перспективе приносить доход, и если да, то за счет чего.

"Лира" — уникальный проект по многим параметрам. Такого действительно еще не было в Украине, и сравнивать не с чем.

Кинотеатру на Львовской площади, открытому еще в 1913 году, вернули первоначальное название "Лира" (в Кинотеатр им. Чапаева его переименовали в 1937-м).

Во-первых, радует, что городские власти не просто услышали голос украинского киносообщества и приняли его к сведению, но и на практике реализовали предложенную инициативу — за счет тех ресурсов, что смогли себе позволить.

Как рассказала Delo.UA Лариса Зубенко, начальник отдела кинопроката коммунального предприятия "Киевкинофильм", о том, что пора создавать в Киеве нишевый кинотеатр, который будет показывать только украинские фильмы, начали говорить еще в прошлом году, когда "Киевкинофильм" занимался дистрибуцией ленты "F 63.9 Болезнь любви" Дмитрия Томашпольского. Было сложно договориться с кинотеатрами о прокате фильма, его согласились показать всего около 40 кинотеатров, а после проката, который длился две-три недели, ленту уже невозможно нигде увидеть.

Потому когда к городу обратились режиссеры Дмитрий Томашпольский, Мирослав Слабошпицкий и Валентин Васянович с идеей показывать в одном из муниципальных кинотеатров только украинское современное кино, она попала на подготовленную почву.

Площадкой для проекта выбрали муниципальный кинотеатр им. Чапаева (теперь "Лира") в центре города на Львовской площади. В репертуаре кинотеатра значатся более 50 фильмов, снятых в Украине за последние три года, хотя эти временные рамки не жесткие. В четверг, например, ввели рубрику "Музей кино" для классики украинского кино, а в пятницу сделали рубрику "Встреча с режиссером". Каждый фильм будет идти в прокате месяцами, по принципу "репертуарного театра" (от 1 до 3 раз в месяц). Цена билета -- 25 гривень.

Фильмы, что планируют пустить в прокат, видели очень мало зрителей. Многие ленты просто не попадали в кинотеатры, и в лучшем случае были показаны только на фестивалях.

Прокатчиков можно понять: у зрителей к качеству украинского кино есть предубеждение, потому украинские фильмы собирают очень маленькую кассу.

"Правда, прошлой осенью случились два исключения — "Поводырь" Олеся Санина, которому впервые сделали серьезную рекламную кампанию (бокс-офис в украинском прокате — более $13,5 млн) и "Племя" Мирослава Слабошпицкого (премьера этой ленты прошла с меньшим ажиотажем, но все равно собрала достаточно зрителей)", — замечает Лариса Зубенко. "Племя" посмотрели около 8 тыс. зрителей — это в два раза больше, чем победитель Канн "Жизнь Адель" (тоже 18+). Бокс-офис картины "Племя" в украинском прокате составил $0,377 млн — хороший результат для такого сложно фильма (его герои говорят на языке глухонемых, и режиссер сознательно не дает титров).

Украинскому кинематографу очень сложно конкурировать с мощной голливудской машиной киноиндустрии. Впрочем, и российское кинопроизводство ушло за эти годы далеко вперед. Но сейчас, после оккупации Россией Крыма, признания РФ страной-агрессором, ведущим войну на Донбассе, ситуация с любовью украинцев к российскому кинематографу будет иной.

Объективно, в стране есть и огромный интерес к украинскому производителю. И на патриотической волне как раз можно сломать зрительское предубеждение — "у нас кино снимать не умеют, его невозможно смотреть" .

За два месяца работы "Лиры" ее посетили около 2 тысяч зрителей. "Люди приходят и говорят: "Мы хотим все фильмы пересмотреть", — рассказывает Лариса Зубенко.

Так как затраты на "Лиру" маленькие, то даже если зал будет заполняться на 50% — это уже будет успех, говорит Лариса Зубенко. Впрочем, и 10 человек на сеансе считается хорошей посещаемостью. "И так как "Лира" находится в объединении коммунальных предприятий "Киевкинофильм", куда входят такие большие кинотеатры, как "Киевская Русь", "Лейпциг, "Ленинград", то если не будет хватать денег этому маленькому кинотеатру, то он выживет за счет больших", — замечает она.

Безусловно, "Лира" — точечный проект, эксперимент, "капля в море". Но есть надежда, что если в Киеве он будет востребован, то такие проекты появятся в других городах. По словам Ларисы Зубенко, уже есть "первые ласточки": недавно ей звонили из Умани и Ровно, хотят у себя сделать такие же киноплощадки.

Идеи для "Лиры" от кинобизнеса

Кинотеатр современного украинского кино пока можно рассматривать только как культурную площадку, а не бизнес-проект, считает Илья Гладштейн, совладелец компании 86 PROKAT, чья деятельность связана с дистрибуцией документального кино. С таким репертуаром кинотеатр не сможет выйти даже на уровень самоокупаемости.

Но такой проект вообще неверно рассматривать только с точки зрения экономической выгоды, считает Гладштейн. В данном случае в приоритете задача — стать для города модной, популярной площадкой для образовательных и просветительских проектов, в том числе и продвигающих национальные ценности. "Даже если зрителей будет немного, но площадка превратится в место встречи украинских режиссеров со своим зрителем, то почему бы нет", — замечает Илья Гладштейн.

"Кинотеатр можно реконструировать. Один зал превратить в два: в одном показывать коммерческие проекты, которые бы окупали затраты "Лиры", а второй зал отдать под национальное кино или арт-хаус", — делится бизнес-идеей эксперт.

Что касается зрительского убеждения, что "украинское кино смотреть невозможно", с такой оценкой Гладштейн готов спорить. По его мнению, проблем с качеством украинского кино сейчас нет.

Причем ситуация изменилась буквально в последние три-четыре года, когда функционировала система питчинга, государство выделяло деньги на кинопроизводство, и в результате было выпущено беспрецедентно большое количество украинских фильмов — более 400 полно- и короткометражных картин (художественных, документальных, анимационных).

"Как мне кажется, они оказались востребованными", — отмечает Гладштейн . То, что украинские ленты собрали не так много денег в прокате, — это вопрос больше к прокатной системе, в том числе и то, что государство не поощряет дистрибуторов и кинотеатры в прокате украинских фильмов, считает он. "Да, у нас и правда нет такой индустрии и таких профессионалов как в Европе, но сейчас нужно каким-то образом привлечь этих профессионалов, найти способ оплатить их труд, чтобы они стали работать на индустрию, — констатирует он. По мнению Гладштейна, сейчас важно создать оптимальные условия, заинтересовать всех участников процесса от создателей фильма до прокатчиков. "У украинского кино большой потенциал, и если простимулировать все стороны, то и зритель будет рад, и режиссерам будет работа", — констатирует он.

Молодые кинематографисты, фильмы которых чаще всего можно увидеть лишь на фестивальных показах, но не в прокате, считают, что такие проекты нужны еще и для того, чтобы развивать в стране культуру показов независимого и экспериментального кино.

"Нужны площадки, где мы можем показать зрителю, что у нас есть свое кино, что его стоит смотреть, и мы можем его снимать не хуже европейских кинематографистов" — говорит режиссер Никон Романченко, чей фильм "Лица" был отмечен на кинофестивале "Молодость".

Денис Иванов, генеральный директор компании "Артхаус Трафик", отмечает, что говоря об успешности украинских кинопроектов, нужно учитывать два момента.

Если критерием успеха считать только бизнес-составляющую, то приходится признать — в Украине нет успешных проектов. Кинорынок очень маленький и даже малобюджетное кино чрезвычайно проблематично отбить в местном прокате. "А если принять во внимание падение рекламного рынка и падение закупок от телеканалов, то общая картина будет далека от совершенства", — заметил он.

Но кино — не только бизнес и развлечение, замечает Денис Иванов. Это искусство, которое в том числе продвигает страну на международной арене. На Западе активно следят, какие фильмы страна представляет на международных кинофестивалях, это влияет на общественное мнение западных стран. В последние несколько лет украинские фильмы нередко отбирали в конкурсы серьезных международных фестивалей. Иванов приводит в пример фильмы, которые сопродюсировал: "Зеленая кофта" Владимира Тихого участвовала в двух фестивалях класса А, у "Племени" Мирослава Слабошпицкого -– участие в более чем 50 крупных кинофорумах и множество призов, в том числе лента стала Европейским дебютом.

Анализируя мировой опыт, он отмечает, что национальное кино приносит деньги лишь в нескольких странах. Например, в США это происходит за счет глобальной сети дистрибуции, в Индии есть огромный внутренний рынок. Пока в Украине не появится хотя бы тысяча экранов, пока законы не перестанут убивать маленьких дистрибьюторов, пока не произойдет демонополизация рынка, будет очень тяжело двигаться дальше, резюмирует эксперт.