НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Мачу Пикчу: опыт самостоятельного путешествия

Поехать на Мачу Пикчу с помощью турагенства не фокус — хватило бы денег. Мы же с мужем решили спланировать поездку полностью самостоятельно. В деньгах выиграли не сильно, но вот в свободе передвижения и количестве впечатлений — весьма существенно

Сразу оговорюсь — Мачу Пикчу в нашей поездке была "вторичным" пунктом назначения. В начале мая была запланирована недельная деловая поездка в Нью-Йорк, и воспользовавшись тем, что после нее удается взять еще неделю отпуска, мы решили, что пора реализовать обоюдную давнюю мечту — увидеть город инков. Поэтому все наше путешествие в Перу отталкивается от Нью-Йорка — как пункта вылета в Южную Америку, так и пункта возвращения оттуда, так как в Украину мы соответственно вылетали из JFK. Так что наш опыт хорошо подойдет в первую очередь тем, кто также собирается в США, но имеет возможность попутешествовать еще 7-10 дней после Штатов. Впрочем, если бы мы летели из Украины в "полноценный отпуск", маршрут вряд ли строился бы иначе, просто время пребывания в каждом из пунктов увеличилось бы еще на 2-3 дня.

Ну и последняя оговорка, перед тем как преступить к основной части описания путешествия — о таймингах. Уже вылетая домой из столицы Перу — Лимы — мы одновременно произнесли "ехать в Перу на 7 дней — несусветная глупость. Нужно хотя бы две недели". Так что мой вам совет — если собираетесь в Южную Америку — запланируйте пробыть там хотя бы две недели, а лучше — три (а еще лучше — месяц). А то у вас останется ощущение, как у ребенка, которому приоткрыли двери в комнату с невиданными ранее игрушками, позволили пару минут постоять на пороге, и потом захлопнули. Этими удивительными местами нужно проникнуться, а не пробежать их за день с шумной группой туристов и тараторящим экскурсоводом.

Итак, солнечным нью-йоркским утром мы движемся в аэропорт La Guardia, откуда авиакомпанией Spirit вылетаем в Лиму (здесь и далее я буду указывать названия авиакомпаний и отелей, в которых мы останавливались, не рекламы ради, а для того, чтобы людям, решившим повторить наш опыт, было легче ориентироваться. Тем более что всем, кроме собственно Spirit мы остались очень довольны, но о проблемах с авиакомпанией —потом).

Америка — она большая, и от Нью-Йорка до Лимы недалеко только по карте, а на самом деле — 8 часов в воздухе + 3 часа стыковки. Путь лежит из Нью-Йорка — в Майами (3 часа лету), там трехчасовое ожидание и потом 5 часов из Майами в Лиму.

Летать американскими лоукостерами, к которым и относится Spirit, недорого, но откровенно — неудобно. В билет не включена не только бесплатная еда (что логично для лоукостера), но даже стакан воды, так что покупайте все в аэропорту с собой (La Guardia, как и Fort Lauderdale в Майами — не Борисполь, еда и напитки там несущественно отличаются по цене от городских забегаловок). В отличии от борта самолета, где меню, естественно, существенно дороже, а половины еще и нет в наличии.

Еще один аспект, который важно учитывать, летая лоукостерами — ограничения по багажу. Поездка в Мачу-Пикчу в принципе не располагает к тасканию с собой огромных сумок, так как очень много пересадок/переездов/переходов по "пересеченной местности". Поэтому мы ограничились двумя среднего размера туристическими рюкзаками + двумя совсем небольшими ручными сумками. И вот даже с этими, весьма скромными объемами мы не вписались в нормы Spirit (за рюкзаки пришлось доплатить).

Вообще, чтобы не расписывать тут долго, одна общая рекомендация — очень внимательно читайте правила на сайтах авиакомпаний. Ну просто очень внимательно. Потому что нюансов масса — и ограничения по объему, и правила регистрации багажа, и доплаты за регистрацию на стойке авиакомпании (везде регистрируйтесь только онлайн!), и ответственность авиакомпании перед пассажирами в случае пропущенного/отмененного рейса (у лоукостеров — фактически никакой, это вам не европейские авиа-гранды, которые посадят вас на самолет даже если вы опоздаете на свой рейс по своей вине).

Нужно признать, что в Лиму мы добрались без приключений, только голодными (я ж не зря вам советую покупать с собой еду в самолет).

Естественно все гостиницы по всему маршруту следования бронировались заранее, через booking.com. Кстати, это позволило немного сэкономить на их цене, так как цена бронирования через booking каждый раз оказывалась чуть ниже, чем было обозначено в прайсе уже в самой гостинице. В Лиме мы останавливались в небольшой трехзведочной гостинице Torreblanca. Несмотря на то, что booking.com упорно называет ее хостелом, лично у меня ни одной претензии к гостинице, кроме, разве что, нестабильного (но бесплатного — чтоб особо приятно после США) вайфая в номере не возникло. Чисто, зелено, вкусный завтрак, океан в 3-х минутах ходьбы и очаровательная девочка на рецепшине, которая перебои с вайфаем и наше пребывание менее двух суток (хотя было уплачено за двое, но мы добрались в отель только поздним вечером) компенсировала нам фактически бесплатным (за $5) такси в аэропорт.

Писать много о Лиме не буду, так как впечатление о городе каждый должен составить сам. Океан, серферы, великолепные парки, музей Larco, величественные руины пирамиды Huaca Pucllana, осматривать которую мы умудрились припереться как раз после полудня, в результате чего, получили немалые солнечные ожоги — с одной стороны; обнесенные высоченными заборами с кольями, колючей проволокой и порой даже проводами под напряжением дома, которые как бы намекают, что с безопасностью в этом прекрасном городе все так себе — с другой.

Еда в "туристических" заведениях в центре города обойдется в $10-15 на человека. В местных забегаловках можно найти полноценный обед за $10 на двоих. Правда, если объяснитесь с официантом :-). С английским языком в Перу объективно плохо — если в гостиницах и дорогих ресторанах вас еще поймут, то в обменках, маленьких местных забегаловках, с таксистами, в аптеках, магазинах и т.д. нужно объясняться с помощью онлайн-переводчика. Ну, или выучить испанский перед поездкой в Латинскую Америку.

Да, два слова о таксистах — поездка из Miraflores (богатый прибрежный район Лимы, где расположена основная часть отелей и достопримечательностей) стоит 30-40 солей (т.е. $12-17). Поездка из аэропорта в Miraflores — соответственно. Поэтому, когда вам предложат доехать за $45 — называйте свою цену, и в случае несогласия — уходите. Вас догонят и согласятся на вашу. Таксисты — везде таксисты, даже в Перу, где стереотипа "турист — значит мы должны обобрать его до нитки" — на самом деле не существует.

Пробыв полутора суток в Лиме отправляемся Peruvian Airlines в Куско (Cusco). Полтора часа лету (на борту кормят!) — и вы приземляетесь в столице империи Инков, невероятно красивом городе, которому согласно археологическим раскопкам более 3 тысяч лет. Не повторяйте нашей ошибки — не выделяйте на Куско всего два дня! В этом фантастическом городе стоит провести хотя бы дней пять. И один из них — полностью посвятив осмотру руин Saqsaywaman. Одна часть историков считает их гарнизоном, другая — храмовым комплексом, третья отрицает и ту, и другую версию, но это не важно — бродить между остатков стен, сложенных из 300-тонных камней, с удивительной точностью пригнанных друг к другу, понимая, что вся конструкция возводилась около 2 тыс. лет назад — ни с чем не сравнимое удовольствие. Единственное, о чем стоит помнить, выбираясь по весьма крутой горной дорожке вверх, на Saqsaywaman — это о том, что вы находитесь на высоте 3,5 тыс. метров над уровнем моря, и ваш организм может очень по-разному отнестись к этому факту. Поэтому, если вы надумали ехать в Анды (да и вообще в любое другое высокогорное место, где планируете много и активно передвигаться) — почитайте о горной болезни и способах борьбы с ней.

Останавливались мы в Куско в гостинице Tika Wasi — те же 3 звезды, и те же перебои с Wi-Fi, в качестве единственной претензии в отелю, как и в Лиме. Впрочем, в Перу прекрасный 3G мобильный интернет, так что перебои с Wi-Fi никаких проблем не создавали (карточка на 3 Gb стоит порядка $40, покупать рекомендуется самым настоятельным образом, так как, очевидно, именно из-за распространенности высокоскоростного доступа не только третьего, но местами и четвертого поколения, с Wi-Fi доступом ни в заведениях, ни в гостиницах, ни, тем более, на улицах, особо никто не заморачивается).

Третий день в Перу — и мы опять ни свет, ни заря выезжаем из гостиницы, теперь — чтобы ехать в конечный пункт назначения — городок Агуас Калиентес (Aguas Calientes), недавно переименованный в Machu Picchu Pueblo. Как понятно из названия — он находится у самого подножия той самой Старой Горы — как переводится Machu Picchu.

Из Куско в Агуас можно добраться только двумя путями — железной дорогой и пешком. Inca Trail — четырехдневная "прогулка" через горы от Куско к Мачу Пикчу была отметена нами, ввиду слишком больших денежных и временных затрат, и я подозреваю, недостаточной физической подготовки для такого приключения (это конечно не альпинизм, но в процессе маршрута, судя по описанию, приходится преодолевать весьма непростые подъемы и спуски, а также проводить на открытом воздухе не самые теплые ночи).

Так что наш выбор, как и 90% туристов, едущих увидеть одно из семи чудес света — компания Peru Rail, которая благодаря своему монопольному владению этим участком пути устанавливает, надо отметить, весьма нескромные цены на билеты. И совершенно зверские ограничения по багажу — каждому пассажиру позволено перевозить не более 5 кг, потому в Куско нам пришлось творчески переосмыслить набор необходимых вещей, запаковать все лишнее в один рюкзак, и оставить его в гостинице. Правда, потом оказалось, что жесткость правил смягчается необязательностью их выполнения — у всех (в т.ч. и у нас) сумки явно были тяжелее, причем у некоторых пассажиров — в разы.

В любом случае, после ннн-ой переупаковки багажа, с целью уменьшения его габаритов — так как по мере приближения к Мачу Пикчу допустимый вес и объем становятся все меньше и меньше, я вывела для себя простое правило: если вам изначально кажется, что вы взяли с собой очень мало багажа, вытрусите все и отложите минимум треть, а лучше — половину. Вот тогда вы точно возьмете с собой все необходимое, и ничего лишнего.

Но все изощрения с багажом и весьма недешевые билеты компенсируют виды, которые вы почти 4 часа имеете возможность созерцать по дороге из Куско в Агуас. Они великолепны, поражающие и удивительны, что еще добавить?

Глядя на карту кажется, что Агуас — махонькое горное село, заезжать в которое стоит лишь для того, чтобы переночевать перед посещением одного из семи чудес света по новой версии. Но на самом деле это не так, и на Агуас имеет смысл оставить хотя бы один полностью свободный день, чтобы пройтись по городку, заглянуть в тропический ботсад и поплескаться в горячих источниках (aguas calientes в переводе и означает то — горячие воды).

В Агуасе мы останавливались в отеле Gringo Bills, оказавшемся расположенном ровно в 4-х минутах ходьбы от остановки автобусов, идущих на Мачу Пикчу. Звезд тоже 3. Wi-fi в нем был совершенно рабочим, а все остальное — еда — чистота — буйная растительность — приветливый англоговорящий персонал — было точно также хорошо, как и в предыдущих отелях в Лиме и Куско. Маленький лайфхак — по утрам в Агуасе довольно прохладно, поэтому омлет со всякими дополнениями — стандартный перуанский завтрак — готовят не загодя, а по заказу (во всяком случае, в нашем отеле). На это уходит минут 7-10, так что учитывайте их, если спешите на автобус на Мачу Пикчу.

И вот, омлет проглочен, на часах 07.00 утра и мы, пробежав микроскопическую главную площадь Агуаса, выходим в автобусной остановке, чтобы уже через полчаса стоять перед входом в легендарный город инков. Еще один лайфхак — билеты на автобус ($10 в одну сторону, $19 в обе) можно взять заранее. Тогда не придется стоять в очереди за билетами, и, соответственно, быстрее попадешь в автобус.

Почему для нас так важно было приехать на Мачу Пикчу пораньше, — потому что кроме самого комплекса у нас были также куплены билеты на подъем на одну из гор, которые окружают город — Уайна Пикчу (Huayna Picchu). Хотя по правилам начальная "х" в испанском языке и не читается, но применительно к Уайне, с какого-то момент называешь ее исключительно так… особенно при спуске.

Так вот, просто так на 300 метров вверх над обрывом по древним инковским ступеням не пробежишь — ежедневная квота на подъем на Уайна-Пикчу — 400 человек, и вход открыт с 07.00 до 10.00 (причем в зависимости от вашего билета вы можете зайти либо с семи до восьми, либо с девяти до десяти, воспользоваться "чужим" временем — нельзя). Выйти нужно до 13.00 (я думаю, что запоздавших туристов выпустят, конечно, но пробовать не хотелось). Впрочем, задерживаться на Уайне особо и негде — сначала ты час-два, в зависимости от уровня физической подготовки, лезешь вверх, потом 5 минут фотографируешь Мачу-Пикчу с 300-метровой высоты, стоя на малюсенькой, забитой такими же как ты, туристами, и потом еще час сползаешь вниз, думая про себя, что теперь понимаешь, почему гору называют Huayna, потому что единственная мысль, которая крутится в голове "ну на…я я сюда залез…".

В общем, сказать, что подъем на Уайна Пикчу это совсем легкая прогулка я не могу. Но мое мнение нужно делить на два, так как я боюсь высоты и на отдельных участках сердце не то, что уходило в пятки — оно вообще терялось где-то там, среди органов, и прекращало биться. Люди, у которых с отношениями с высотой все в порядке бодро скакали вверх и вниз по древним ступеням, позировали, стоя на краю обрывов, перепрыгивали с камня на камень на вершине и вообще всячески радовались жизни. Но знаете, даже после всех внутренних истерик, которые мне пришлось пережить, поднимаясь и спускаясь с Уайны, я могу твердо сказать одно — когда я там буду в следующий раз я обязательно опять на нее полезу, потому что это — удивительная дорога, ведущая к поражающему по своей красоте зрелищу. Ну и откровенно — если не выпендриваться — то реально свалиться в пропасть невозможно. Наверное :-)

Более спокойный подъем на Монтану (Montana Picchu), которая хоть и в 2 раза выше, чем Уайна — 600 метров, но куда более пологая и со значительно меньшим количеством головокружительных обрывов. Правда, до верха мы не дошли — это был второй день пребывания на Мачу Пикчу, и время было ограничено, а хотелось посмотреть еще ряд не самых близких объектов, например — Мост Инков.

Ну и собственно сам город… Его очень сложно описывать, да и сделано это было уже неоднократно и текстами, и фото, и видео, поэтому даже не буду пытаться. Могу сказать одно — побывать там стоит абсолютно любых денег и абсолютно любых сложностей в пути, и еще могу сказать, что люди, составлявшие список новых семи чудес света, куда был включен Мачу Пикчу, явно знали толк в чудесах. Здесь все — ярчайшая зелень, масштабы строений, прохаживающиеся рядом совершенно ручные ламы и прыгающие по камням стен шиншиллы, движущиеся тени гор и радуга между ними, птицы и воздух — в общем, абсолютно все на время пребывания на Мачу Пикчу переносит тебя в какой-то совершенно другой мир, в котором все гармонично, просто и правильно. В общем, инки знали толк в выборе места для своих городов.

И да — не приезжайте на один день, не обделяйте себя. Мы поднимались на Мачу Пикчу два дня подряд, с самого утра фактически до закрытия (только во второй день пришлось уехать на полтора часа раньше, так как уезжали из Агуаса в Куско) — и то нам не хватило времени, чтобы подняться везде, где хотели, и осмотреть все объекты. Не говоря уже о том, что по Мачу Пикчу грешно бегать загнанным сайгаком — по древнему городу инков нужно гулять медленно, вдумчиво, подолгу останавливаясь на террасах и глядя на догоняющие друг друга тени гор, гладя лам и подкармливая изюмом и орехами диких шиншилл.

Кстати, об изюме с орехами. Формально еду на Мачу-Пикчу проносить нельзя, воду — можно, но почему-то не в бутылках. Но никто досмотры рюкзаков (можно максимум 20 литров, но нас пустили с "утянутым" 37-литровым) устраивать не будет, и полтора литра воды с парой пакетов орехов и сухофруктов легко приносится. Да и обедать там можно не сильно скрываясь о персонала. Главное, конечно, не мусорить, но честно говоря, глядя на изумрудную зелень и величественные руины в голову не приходит, что у кого-то может подняться рука бросить там обертку от батончика или пустую бутылку. Но судя по персоналу, ходящему с мусорными пакетами, видимо, у кого-то изредка поднимается.

И еще немного о влиянии атмосферы Мачу Пикчу на человека. Уж не знаю, потому ли это, что там крайне мало туристов с постсоветского пространства (первый раз за все путешествие по Перу русскую речь я услышала уже в аэропорту в Майами, по дороге обратно в Нью-Йорк), или величественный город и правда положительно влияет на его гостей, но на Мачу Пикчу царит абсолютная вежливость и доброжелательность. Что немаловажно, учитывая сложный рельеф, высокие крутые ступени и весьма частую необходимость опереться на чью-то руку, чтобы не свалиться с края террасы. В общем, там особая атмосфера во всем, включая людей.

Едем обратно из Агуаса в Куско, тем же поездом. В поезде предлагают изделия из шерсти альпаки — свитера, шапки, шарфы, пончо. Так вот, даже не думайте покупать — даже беглый мониторинг цен в магазинчиках Куско свидетельствует о том, что цена в поезде завышена раз в 7-8. А вообще без хотя бы одной вязанной шапочки вернуться из Куско не получается, как бы мы не зарекались в начале поездки, что сувениры не покупаем. Для ориентира — свитер из альпаки в зависимости от места покупки будет стоить вам в Куско от 30 до 80 солей (доллар стоит около 2,7 соля), так что не пожалейте час-полтора — пройдитесь по торговым точкам подальше от центральной площади — найдете совершенно удивительной красоты изделия ручной вязки по $10-15.

Отдельно стоит сказать о процессе покупки сувениров в Перу. Он приятен! То есть, тебя никто не хватает за руки, не начинает подсовывать другой товар, и приговаривать — купи-купи-купи… В перуанцах совершенно нет опостылевшей навязчивости восточных торговцев — внимание к тебе обязательно проявят, но только если ты сам покажешь, что готов совершить покупку. А так — можно бродить по магазинам и рассматривать товар сколько угодно — никто не будет сыпать тебе в спину проклятиями, если ты так ничего и не купишь.

Что вам рассказать про путь назад? В принципе, он полностью повторял дорогу на Мачу Пикчу, с той лишь разницей, что был спланирован так, чтобы спать не в гостиницах, а в самолетах. Сон такой себе, зато неплохой способ экономии.

Единственная за всю поездку серьезная накладка произошла с нами на пересадке в Майами, и была хорошей наукой по планированию пересадок — с одной стороны, и по степени ответственности американских лоукостеров — с другой. Стремясь выкроить как можно больше свободного времени в Нью-Йорке, мы выбрали самую короткую стыковку — самолет из Лимы прилетал в Майами 5.30, а вылетал в Нью-Йорк — в 07.00. Поскольку прилетали мы в США из другой страны — нужно было пройти полную процедуру — паспортный контроль, получение багажа — а потом, соответственно, сдать его и пойти на рейс. Для людей, привыкших летать через Европу с ее транзитными зонами это довольно странно, и та же привычка к европейским правилам сыграла с нами злую шутку: простояв в очереди на паспортный контроль минут 20, и начав беспокоиться, не опоздаем ли мы на самолет, мы обратились к офицеру с просьбой пропустить нас без очереди, так как у нас скоро следующий рейс. На что он заверил нас, чтобы мы не беспокоились, так как в очереди очень много людей пересаживаются на наш рейс, потому пропустить он нас не может — все в одинаковом положении — но рейс задержат.

Стоит ли говорить, каково было наше удивление, когда подойдя к воротам вылета всего на 4 минуты позже запланированного времени отлета мы узнали, что никаких распоряжений задерживать рейс не было, да и вообще — это не в практике этой авиакомпании, и аэропорт эти вопросы решать не может. И что нас, конечно, в качестве исключения (у Spirit нет никаких обязательств перед пассажиром в такой ситуации) могут бесплатно посадить на следующий самолет… через три дня.

В общем, эта ситуация заставила нас хорошо изучить сайт kayak.com, терминалы аэропорта Fort Lauderdale и процедуру покупки авиабилета прямо на стойке регистрации авиакомпании перед вылетом (подходящее время в итоге нашлось у Delta). Ну и запомнить, что США в случае общения с авиакомпаниями — не Европа, и никаких гарантий/компенсаций тут авиакомпании законодательно предоставлять не обязаны. Так что повторю то, что уже писала вначале — покупая билеты, внимательно читайте правила авиакомпании и ее политику в случае отмены/опоздания на рейс. Ну и на всякий случай, не берите полуторачасовые стыковки, нужно минимум 3 часа.

Что вам еще рассказать напоследок? Наверно — ничего не буду больше рассказывать. В этой поездке был еще миллион впечатлений, но зачем о них читать? Получите их сами.