НБУ курс:

USD

41,69

+0,05

EUR

45,14

+0,05

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,20

45,00

Майдановская "Стена" Матвея Вайсберга открыла художественный сезон в Грузии — фото

В центре Тбилиси в Музее изобразительных искусств Национального музея Грузии состоялось знаковое событие — дебют в Грузии известного украинского художника Матвея Вайсберга. Эта выставка стала ярким открытием арт-сезона
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Центром выставки украинского художника Матвея Вайсберга в тбилисском Музее изобразительных искусств стала майдановская "Стена", рассказывающая о революционных событиях в Киеве. Сам художник захотел ее выделить как наиболее важный для него цикл работ. Кроме этого, в экспозицию вошли "Сцены из Танаха", написанные по мотивам иллюстраций к Ветхому Завету Ганса Гольбейна, а также еще две серии — "Иудейская пустыня" и "Добродетели".

"Для меня большая честь выставлять свои работы в Национальном музее Грузии, я такого даже не мог себе представить", — говорит художник. Перевезти 89 картин из его киевской мастерской в Тбилиси помог авиаперезвозчик МАУ в рамках программы социальной ответственности.

Майдановскую "Стену" за два года, что прошли с момента ее написания, смогли увидеть не только в Украине — в Киеве, Одессе, Черкассах — но и за рубежом. Ее экспонировали в Лондоне в офисе Еврокомиссии, в польском Сейме в Варшаве, в Берлине во время акции "Майдан. Україна. Шлях до свободи" и в нескольких городах США.

Матвей Вайсберг на открытии своей выставки в Тбилиси. Фото: Дмитрий Ларин

В Национальном музее Грузии работами Вайсберга заинтересовались благодаря его давнему другу — галеристу Сандро Муджири, который в свое время одним из первых открыл частную галерею в грузинской столице, затем уехал в США, потом какое-то время жил в Киеве, а года три назад вернулся в Тбилиси, где вместе с сестрой держит галерею Vanda.

Эмоции, близкие грузинам

"В Киеве я познакомился со многими художниками и многим был впечатлен, — рассказывает Сандро. — Потому считаю своим долгом содействовать, чтобы украинское современное искусство было максимально полно показано в Грузии".

Матвей Вайсберг и Сандро Муджири в посольстве Украины в Грузии. Фото: Дмитрий Ларин

Прежде всего галерист решил инициировать выставку Вайсберга, заручившись поддержкой посольства Украины. Причем показать в зале уровнем не ниже, чем Национальный музей искусства, в стенах которого выставлялись многие известные художники. Потому взял каталоги работ Вайсберга и пришел к Леле Цицуашвили, которая возглавляет департамент временных выставок в музее.

"Когда я услышала о выставке киевского художника, то уже была позитивно настроена, — вспоминает Лела. — С Украиной у нас теплые отношения: украинских художников выставляли на "Арт-вояж" в 2009 и 2010 годах, в последний раз была выставка прошлым летом. А у меня лично особое отношение к Украине, так как мой отец начинал свою карьеру в "Киевнаучфильме" и в детстве я жила в Киеве, там у меня много друзей. И когда увидела работы Матвея, представила их в нашем зале, насколько это будет эмоционально, экспрессивно, интересно, то сразу приняла решение: выставке быть".

Искусствовед Лела Цицуашвили. Фото: Дмитрий Ларин

Майдановскую "Стену" Лела Цицуашвили выделяет как невероятно эмоциональную: "Грузины особенно близко к сердцу принимали события, которые были в Киеве зимой 2014 года, и хорошо понимают, что происходит в Украине сейчас. Ведь мы через многое подобное прошли".

При этом она рада, что на выставке показали не только серию о Майдане. "Это помогает глубже понять художника, особенно если он, как Матвей Вайсберг, художник мыслящий, имеющий свое отношение ко всему: будь это гражданский долг, отношение к родине или переосмысление прошлого — в данном случае переосмысление Ветхого Завета в "Сценах Танаха", и это тем более интересно, если художник говорит, что он неверующий", — отмечает искусствовед и добавляет, что искусство — один из лучших послов, помогающих в международных отношениях.

Почему "Стена"?

Выставку назвали "Стена, стена и другие". Почему "стены"? Так художник называет свои серии работ (а он предпочитает рисовать именно серии). Появление этого термина объясняет просто: однажды у него в мастерской знакомый сказал: "Заполни стену". А затем Матвей Вайсберг нашел и особый формат для каждой из картин, составляющих "стену". Формат символический. Это случилось, когда работал над "Сценами из Танаха", вдохновленный гравюрами к "Ветхому завету" Ганса Гольбейна — те имели размер 6 см на 4,5 см и художник решил просто кратно увеличить эти параметры до 60 см на 45 см.

В серии о Майдане слово "стена" приобрело еще и смысловую нагрузку.

Сандро Муджири объясняет так: "Есть стена непробиваемая, есть стена непропускаемая: "Не пропустим!". Вот они этой "Стеной" стояли. И в этом трагизм".

"Но это "Стена" не разделительная, а умозрительная, — уточняет сам художник. — Я до сих пор стараюсь не переходить границу с улицей Грушевского, ту, что возле музея: я там много был".

Мы ушли от фараона, просто ушли от фараона

Матвей Вайсберг ( в центре) на открытии своей выставки в тбилисском Музее изобразительных искусств . Фото: Дмитрий Ларин

Матвей, вы были на Майдане и в 2005-м. После наступило огромное разочарование, так как пришедшие к власти не оправдали ожиданий. То же и сейчас, через два года после Революции достоинства люди испытывают горечь от того, что все идет не так — коррупция, отсутствие реформ, ощущение, что жертвы были напрасны. Есть такое?

У меня такого нет. Более того, не было и после 2005 года. Когда говорили: "Зря ходили, не туда ходили, не то делали", я отвечал: "Нет, не зря". Тогда, в 2005-м, появилось первое понятие Майдана как выражения народного чаяния в попытке что-то изменить. Да, многое пошло не так. Но когда в 2010 году пришла к власти команда Януковича и многие говорили: "Ну, это теперь надолго", я возражал: "Нет, так не будет".

То, что сейчас происходит — тяжело. Ко мне пришел недавно в мастерскую один человек, к которому я хорошо отношусь, но у него свои представления о том, что произошло, и начал меня пытать: "Ну ради чего все было?" И я ему сказал (хоть я человек неверующий): "Знаешь, мы ушли от фараона, просто ушли от фараона". Эта точка бифуркации все определила. Я себе это представляю, как отколовшуюся льдину: многие, которые на льдине, этого не замечают, потому что там продолжается прежняя жизнь, но полоса воды между льдиной и основным массивом льда все увеличивается и увеличивается. У меня такое ощущение. И для меня изменения жизни совершенно очевидны.

Художник исследует жизнь, ваше исследование Майдана к каким выводам привело?

Я не исследую. Когда был на Майдане, то первые два месяца думать о краске было стыдно. Когда меня спрашивают: "Что ты там делал?", это всегда ставит меня в тупик. Нам все время говорили: "Если вас будет 5 тысяч, то вас будет труднее лопатками рубать, а если 10 тысяч — еще труднее". Я шел создавать массу, которую, возможно, будут отстреливать или рубать лопатками. Достаточно, как по мне. Знаете, вот есть градус справедливости. Вероятно, внутри меня есть какой-то механизм, в котором этот градус справедливости дает мне возможность усидеть или не дает возможность усидеть. Тогда я встал и пошел. Вот и все.

Майдановская "Стена" Матвея Вайсберга в в тбилисском Музее изобразительных искусств . Фото: Дмитрий Ларин

Другой вопрос: я же художник. Прошло два месяца, и я понял, что могу просто заболеть, если не начну рисовать. Хорошо помню, как пришел в мастерскую — это было 28 января (был период затишья, потому что во время военных действий какое рисовать — надо там быть). Начал в январе и закончил 8 марта с перерывами на февральские события. Пришел домой и заплакал: понял, что ничего не закончилось, не было облегчения. А потом начал куда-то ездить с выставками…

Есть ощущение, что это нужно?

Я люблю очень цитату Маяковского: "Наши вагоны на нашем пути нашими грузим дровами".

Параллельно с музейной выставкой "Стена, стена и другие" Сандро Муджири в своей галерее Vanda выставил ваш "Бестиарий" — птицы, животные. Почему вдруг такой период?

Период, как период… Птичек рисую, потому что мне сейчас удобней с птичками. У них другая моторика, у них другая эстетика. Это легче. Очень тяжело на том градусе находиться...

Из серии ""Бестиарий", Матвей Вайсберг.

И потом необъяснимо странные вещи происходят в жизни — у меня они постоянно происходят. За полгода до Майдана я был в Мадриде в музее "Прадо", и там увидел "Черного Гойю" (его "Мрачные картины"). Если бы этого не случилось, думаю, что я бы нарисовал что-то иное. А что нарисую завтра — не знаю. Что будет завтра, то будет завтра.

У Вайсберга есть собственный термин: "живопись прямого действия". Гойя, по его мнению, как раз попадает под это определение.

"Живопись — это вещь, с одной стороны, гораздо более приблизительная, чем экономика. Но с другой стороны, у меня есть своя теория по этому поводу, — говорит художник. Живопись это всегда самое непосредственное послание в будущее, потому что она имеет свои темпоральные свойства: делается сейчас, погружается в прошлое, но посылается в будущее".

"Петриківка" Киевской улицы в Тбилиси

"Народную" коммуникацию с помощью культуры между украинцами и грузинами активно поддерживает и украинская диаспора в Грузии. На выставке Матвея Вайсберга мы познакомились с представителем украинской общины Валентиной Марджанишвили, руководителем Центра развития и творчества "Art Boom Ge" — украинкой, вышедшей замуж за грузина и давно переехавшей к мужу в Тбилиси. Она поделилась радостью — скоро будет отремонтирована Киевская улица, расположенная в старом городе — исторической части грузинской столицы, городское управление выделило на это средства.

А стены некоторых домов распишут украинским орнаментом в стиле знаменитой петриковской росписи — на арт-работы деньги собирает украинская диаспора. Весной на Киевской улице проведут фестиваль: будут продавать украинские сувениры, угощать украинскими блюдами, петь украинские песни. И еще в планах отметить 145 лет со дня рожденья Леси Украинки и провести "Неделю украинского кино".

Фото: Дмитрий Ларин