НБУ курс:

USD

41,51

--0,02

EUR

45,23

+0,23

Наличный курс:

USD

41,60

41,49

EUR

45,41

45,20

Нестыдный героизм — о "Горькой жатве" от канадских кинематографистов

С 23 февраля в широком украинском прокате — адреналиновый "Автобан" Эрена Кирви, нестыдный героический украинский эпос "Гіркі жнива" ("Горькая жатва") Джорджа Менделюк и слезоточивая "Жизнь и цель собаки" Лассе Халльстрема
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Канадский фильм "Горькая жатва" ("Гіркі жнива" ) режиссера Джорджа Менделюка — это героико-мелодраматическая история, действие которой разворачивается во время Голодомора. Картина выполнена с практически голливудским (особенно по сравнению с все еще ограниченными возможностями украинского кинематографа) размахом на украинском историческом материале и с привлечением актеров голливудского кино:

  • молодого Макса Айронса в главной роли крестьянина-художника Юрия, по необходимости переквалифицировавшегося в воина, защищающего родных и любимую от террора коммунистической власти; Барри Пеппера в роли отца Юрия, выгодно украшенного длинными усами, оселедцем и несколькими насупленными взглядами; и предельно выразительного сухим морщинистым лицом и горящим взором британца Терренса Стемпа в роли деда-патриарха — тоже украинского воина, легендарного и уважаемого в народе.
  • молодого Макса Айронса в главной роли крестьянина-художника Юрия, по необходимости переквалифицировавшегося в воина, защищающего родных и любимую от террора коммунистической власти;
  • Барри Пеппера в роли отца Юрия, выгодно украшенного длинными усами, оселедцем и несколькими насупленными взглядами;
  • и предельно выразительного сухим морщинистым лицом и горящим взором британца Терренса Стемпа в роли деда-патриарха — тоже украинского воина, легендарного и уважаемого в народе.

Изначально трейлер фильма рождал некоторые опасения в том, что "Горькая жатва" окажется развесистой "клюквой" — так характеризуют американские костюмные картины, в центре которых оказываются примитивно воплощенные сюжеты, взращенные на российском и советском материале. Они были не напрасны, но, к счастью, подтвердились лишь отчасти, что уже достижение. И немалое.

"Горькая жатва" — далеко не идеальный фильм, который грешит и украшательством, и примитивом, и схематизмом, и карикатурой, и вызывает немало вопросов к тому, каким именно образом он создает миф Украины и ее отношений с советской властью. Но все же, авторам удается найти баланс между стремлением донести зарубежному зрителю историю Голодомора — правду о реальной трагедии — и одновременно наполнить ленту зрелищностью героико-эпического жанрового кино.

Потому что "Горькая жатва", вопреки демонстрируемой трагедии, оказывается не фильмом о поражении (коими были и "Голод–33" Олеся Янчука, и "Поводырь" Олеся Санина — единственные игровые ленты, которые вывели Голодомор в украинском игровом кино), но фильмом о борьбе, где жертвенность страдания молчаливого умирающего большинства дополнена попыткой противостоять врагу, пусть нередко самоубийственно неумелой.

Об украинцах-воинах (именно воинах, не казаках) в фильме упоминают неоднократно и не случайно акцентируют именно на этом аспекте образов героев, выявляющем себя в сценах физических столкновений с карательными отрядами советской власти, готовой отвечать насилием на малейшее неповиновение ее требованиям.

Болезненная реальность этих столкновений, стоит отметить, почти сразу показывает невозможность победы над Советами, ограниченность сил героев — они не являются суперменами, способными выйти из любого противостояния без потерь. Внутренняя готовность к подвигу и возможность осуществить его чаще всего не совпадают. Тем большее значение приобретает проявленная героями решимость идти до конца.

Подобный реализм проявляется внезапно и воспринимается тем более остро, что авторы "Горькой жатвы" сопрягают его с мифологией. Украинское село предстает в фильме скорее исполненным живописной, "потемкинской" красоты, достатка, истовой религиозности, мистицизма и, в общем, изначальной свободолюбивой готовности к бунту. Хотя среди украинцев-персонажей есть и те, кто терпеливо страдает, и те, кто уходит мученической смертью, не противясь насилию.

Советская власть тоже предстает набором штампов: силой демонической, и в чем-то карикатурной (та самая "клюква"). Она проявляет себя:

  • в портретно-шаблонном Иосифе Сталине, анекдотично спрашивающем у Лазаря Кагановича: "Разве я тебя еще не расстрелял?"; в образе упитанного комиссара в кожанке, который оказывается не только атеистом и садистом, но и сладострастным декадентом с Эдиповым комплексом (этот плодотворный психоаналитический мотив, несколько расцвечивающий ленту, впрочем, в "Горькой жатве" не развивают); в многочисленных персонажах, отмеченных единственной "краской" — украинофобии; и даже в традиционном образе одинокого разочаровавшегося коммуниста, осознавшего людоедский характер политики партии и искупающего свои грехи (такой образ находим и в "Голоде — 33", и в "Поводыре").
  • в портретно-шаблонном Иосифе Сталине, анекдотично спрашивающем у Лазаря Кагановича: "Разве я тебя еще не расстрелял?"; в образе упитанного комиссара в кожанке, который оказывается не только атеистом и садистом, но и сладострастным декадентом с Эдиповым комплексом (этот плодотворный психоаналитический мотив, несколько расцвечивающий ленту, впрочем, в "Горькой жатве" не развивают); в многочисленных персонажах, отмеченных единственной "краской" — украинофобии; и даже в традиционном образе одинокого разочаровавшегося коммуниста, осознавшего людоедский характер политики партии и искупающего свои грехи (такой образ находим и в "Голоде — 33", и в "Поводыре").
  • в портретно-шаблонном Иосифе Сталине, анекдотично спрашивающем у Лазаря Кагановича: "Разве я тебя еще не расстрелял?";
  • в образе упитанного комиссара в кожанке, который оказывается не только атеистом и садистом, но и сладострастным декадентом с Эдиповым комплексом (этот плодотворный психоаналитический мотив, несколько расцвечивающий ленту, впрочем, в "Горькой жатве" не развивают);
  • в многочисленных персонажах, отмеченных единственной "краской" — украинофобии;
  • и даже в традиционном образе одинокого разочаровавшегося коммуниста, осознавшего людоедский характер политики партии и искупающего свои грехи (такой образ находим и в "Голоде — 33", и в "Поводыре").

Впрочем, демонизм советской власти оказывается каким-то непоследовательным в своем практическом воплощении — насилие и жестокость будто бы останавливаются на полпути, регулярно оставляя лазейки героям, которыми те и пользуются. Таких "роялей в кустах", которые авторы "Горькой жатвы" приготовили для них, — немало.

Отчасти отдельные сюжетные повороты и сцены воспринимаются искусственными потому, что фильм, скорее, выполнен, как мозаика, чем живописное полотно. В итоге, образное решение конкретной сцены оказывается важнее, чем гладкость перехода между эпизодами: свадьбу играют, не отгуляв траура, почти сразу после похорон, а оружие совершенно спокойно достают из-под лавки, как будто до этого не было многочисленных обысков. Собственно, и само движение времени не всегда можно уловить.

Важнее плавного хода действия для авторов оказывается движение национального духа: стремление героев жить, быть свободными и их готовность бороться за достижение своих целей. Эти чувства, усиленные романтической любовью главного героя, они и передают, превращая "Горькую жатву" в оптимистическую трагедию.