- Категория
- Образование
- Дата публикации
Парадокс образования Израиля: закручиваем гайки, усиливая атмосферу доверия
Израиль по многим параметрам нестандартная страна. Она оказалась для меня необычной еще с той точки зрения, что при общей мировой тенденции либерализации в управлении образованием Израиль сейчас усиливает роль влияния государства через централизованные решения в этой сфере. По мнению одного из разработчиков программ по профессиональному развитию педагогов, — пока не знаем, к добру ли это, так как Израиль — очень пестрая страна, поэтому один даже очень правильный взгляд из центра не всегда учитывает особенности на местах.
Мне кажется, что полисимейкеры в Израиле подходят к управлению системой образования так, как подходили ко многому в своей истории строительства государства ab ovo — как к стратегически продуманному, спланированному проекту, который затем реализуется людьми, вовлеченными в идею строительства сильного и идеального государства. При таком раскладе, когда вся страна — одна большая проектная команда, работающая на одну цель, я скорее предположу, что они будут и дальше успешны.
Несмотря на то что я лично являюсь активным сторонником по предоставлению автономии учреждениям образования и снижению контроля государства в образовании в Украине, нельзя не видеть разницу между культурно-мировоззренческим контекстом там и у нас.
Существенная разница в том, что там, где у нас контроль и, соответственно, повод для взятки, коррупции и формализма, у них — сопровождение и поддержка на основе доверия и единства целей. Хотя это имеет часто одинаковые очертания в том, как все устроено в процессах у них и у нас. Та же инспекция. Те же программы из министерства. Инспекторы, например, приходят вообще чуть ли не каждую неделю. Но по какой-то причине у сторон не возникает желание коррумпировать или использовать власть в личных целях. Школа или сад будут жаловаться на то, чего им еще не удалось, что хотелось бы, а инспектор будет подсказывать, помогать находить ресурсы, продвигать идеи для реализации.
По тем же причинам не приходит в голову мысль не платить высокие налоги с дохода, которые составляют почти половину, и еще высокий налог на землю. Видимо, разница почти в 100 пунктов по уровню восприятия коррупции в стране имеет значение (Израиль на 32 месте, а Украина на 130).
Уважение к человеку в сути отношений, не по форме
Интересно, что при всем том, что уважение к человеку является определяющей ценностью, это не обозначает каких-то внешних проявлений в повышении уровня комфорта.
По нашим меркам школы в Израиле выглядят неопрятно: иногда взгляд выхватывал вопиющие, как могло бы показаться, условия пребывания детей. Питание очень аскетичное: фрукты и бутерброды, и то не везде и не полностью финансируются из публичных сборов. Однако на уровне стратегии приняты такие ключевые моменты, как поддержка каждого ребенка вне зависимости от его трудностей в обучении или особенностей развития.
Если есть ребенок, которому требуется помощь, сразу предоставляются дополнительные часы с педагогами, логопедом, психологом, тьюторами, консультантами и т. д. Поддерживаются инициативы и создаются условия в самих садиках и школах, где детей с трудностями адаптируют, подтягивают, развивают так, чтобы они стали полноценными членами общества. Израильтяне поясняют это так: да, в садиках и начальной школе ребенок может ходить грязным, не есть кашу и горячий суп, но он выходит из системы с большой степенью уверенности в собственных силах, интересом к последующей учебе, работе и жизни.
Основной целью образования есть стремление к созданию условий во всей системе для осмысленного обучения и ответственной позиции. Что касается условий, если рассматривать отдельные семьи, то не все так просто. Хотя, возможно, в этом есть какой-то смысл. Если родитель решается на ребенка, то он должен быть готов и дальше поставить ребенка на ноги. Вероятно, поэтому "порог входа" для молодого родителя очень сложен. С момента рождения семья получает на одного родителя всего 100 дней декрета. Ясли до трех лет государством не финансируются. Есть небольшие частные ясли, которые стоят достаточно дорого для средней семьи. Любопытно, что ясли, которые ориентируются на русскоговорящий сегмент, — это услуга подороже. Но в таком случае, там уделяется больше внимания сервису: чистоте, порядку, мебели, питанию.
Дошкольное образование с 4 до 6 лет — обязательно, при этом финансируется из публичных средств. Начальная школа в основном до 6 класса, затем 7-9 классы — средняя школа и 10-12 классы — старшая школа. По окончанию школы ученики сдают государственные экзамены, так называемый багрут. В среднем каждый выпускник сдает по 8-10 экзаменов, в том числе и по физической культуре.
Способность объединять усилия и вместе достигать большего
После получения полного среднего образования все выпускники идут в армию: девушки на два года, парни — на три. И в армию хотят идти. В Израиле считают, что если ты — гражданин своей страны, то ты делаешь свой вклад. Часто эти годы помогают молодым людям повзрослеть и сделать более осознанный выбор своего дальнейшего профессионального пути. Для людей с особенностями в развитии также существуют условия для успешной службы в армии в тех частях, которые им подходят. Например, ребята со спектром аутизма работают с картами и шифрами. В Израиле говорят, что у них "служат все, начиная с трех лет и до 21 года".
Отдельная тема — социальное служение и волонтерство. Все в чем-то участвуют безвозмездно: молодежные организации, программы по поддержке тем, кому требуется помощь в чем-то. Распространенной практикой является шефство в школе, а в одном из районов Тель-Авива есть "Зеленый городок" — огромная по площади парковая территория, где расположены школы и детские сады с общей инфраструктурой. Этот кластер наглядно иллюстрирует, что местные власти могут договориться и объединить земельные и финансовые ресурсы, а школы могут объединиться и располагаться рядом, не конкурируя.
Инклюзия и помощь детям, испытывающим сложности при обучении
Подход достаточно разумен и прагматичен: вначале медицинское сопровождение при беременности обеспечивает максимальное выявление потенциальных сложностей при рождении ребенка и в его первые годы жизни. Затем система образования прикладывает все усилия, чтобы на разных стадиях детства ребенку была предоставлена максимальная помощь в том, чтобы стать полноценным самостоятельным гражданином ко взрослому возрасту. Если этого не произойдет, социальное пособие и медицинская страховка потребуются на всю жизнь, и при этом человек не будет задействован на рынке труда. Поэтому сейчас очень активно ведется работа по адаптации, ассимиляции и инклюзии всех детей, которые имеют культурные сложности при переселении, трудности в обучении или особые потребности в развитии.
Школы
Школы, в которых мы побывали, были выбраны на основе опроса родителей, как самые успешные. В Израиле есть муниципальные, кибуцные и частные школы. Частных школ немного, к тому же они очень дорогие. В основном частные школы — это международные школы.
Муниципальные школы и кибуцные школы финансируются по сходной схеме: вся инфраструктура финансируется местным органом власти (или мэрией, или районом, или кибуцем), а заработная плата всех педагогов оплачивается министерством образования Израиля. Таким школам деньги от родителей брать запрещено, кроме доплат за внешкольное время (после 15 часов).
Исторически так сложилось, что демократические школы — это чаще всего школы, которые выросли на фундаменте кибуцных школ, что вполне естественно, так как культурой самоуправления там пронизано все совместное проживание. Когда сами кибуцы стали более открытыми, и появилась возможность в них учиться также детям из ближайших мест, на базе этих учреждений образовались мощные демократические школы, уровень образования в которых традиционно считается высоким.
Новое в профессиональном обучении
Исходя из последних наработок министерства образования в сотрудничестве с педагогическими университетами, были выведены основные рекомендации для профессионального развития педагогов в учреждениях и в целом по системе образования:
1. Встроенное обучение. Обучение педагогов должно быть встроено в рабочий контекст, происходить внутри самих школ и садов. Обучение в каких-то отдельных центрах повышения квалификации и прочее не работает.
2. Практика открытости. Обычно педагоги ведут свою деятельность разрозненно, отдельно друг от друга. Требуются усилия и механизмы для преодоления такой разрозненности и создания условий для возможности открыто делиться практиками друг с другом.
3. Профессиональный диалог. Обсуждение, анализ и проработка рабочих процессов в школе должно происходить с помощью продуманного и целенаправленного применения разных инструментов для анализа и улучшений.
4. "Репертуар" решений вместо "best practice". Это позволяет использовать разные методики, техники и стратегии, что намного эффективнее, чем одно решение, которое не может подходить всем и во всех случаях. То есть хороший и удачный пример, реализованный в одном месте, совсем не обязательно сможет также сработать в другой школе.
5. Главный вызов организации — атмосфера коллегиальности и доверия между практиками и педагогами. Если ее нет, то пункты 1-4 реализовать не получится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детсад, школа, вуз: сколько стоит частное образование в Украине